Постановление №9 О предложении о разработке научно-технической Программы Союзного государства "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства" (29 апреля 2003 года)

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 9

О ПРЕДЛОЖЕНИИ О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"

 

(29 апреля 2003 года)

 

Совет Министров Союзного государства постановляет:

1. Согласиться с Предложением Российского авиационно-космического агентства и Национальной академии наук Беларуси о разработке научно-технической Программы Союзного государства "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства".

 

КонсультантПлюс: примечание.

Программа утверждена Постановлением N 31 от 29.12.2003.

 

2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной Программы Российское авиационно-космическое агентство, государственным заказчиком - Национальную академию наук Беларуси.

3. Российскому авиационно-космическому агентству и Национальной академии наук Беларуси внести в III квартале 2003 г. в Совет Министров Союзного государства согласованный в установленном порядке проект Программы "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства".

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

Председатель

Совета Министров

Союзного государства

М.КАСЬЯНОВ

 

 

 

 

 

 

Одобрено

Постановлением

Совета Министров

Союзного государства

от 29 апреля 2003 г. N 9

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РОССИЙСКОГО АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО

АГЕНТСТВА И НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ

О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО

ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ

КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"

 

Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения

 

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

Поэтому приоритетные направления развития науки, технологий и техники федерального значения, Перечень технологий федерального значения и целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок формируются в целях обеспечения реализации важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации на втором месте признаны "Космические и авиационные технологии", а в Перечне критических технологий Российской Федерации на первом месте находится "Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений".

Для реализации приоритетных направлений Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу предусмотрено развитие международного научно-технического сотрудничества. Важнейшей задачей в этой области является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной сферах, к которой относится и космическая деятельность.

Пунктом 27 "Основ..." предусмотрено развитие научных и научно-технических связей с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России.

В бывшем СССР исторически сложилась кооперация передовых предприятий и организаций Беларуси и России при создании сложнейшей космической техники, требующей, как и принято во всем цивилизованном мире, государственных вложений.

Например:

- в настоящее время оптико-электронные комплексы предприятия Республики Беларусь "Пеленг" обеспечивают выведение в космос российских ракет-носителей космического назначения с космодрома "Байконур";

- озонометрическая аппаратура разработки Беларуси, предназначенная для контроля состояния атмосферы, функционирует на космических аппаратах серии "Метеор";

- министерства и ведомства Беларуси используют космическую информацию, получаемую с Российских космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, в том числе решая важнейшую для человечества задачу ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

- предприятия Беларуси и России решают проблему создания унифицированного ряда навигационной аппаратуры потребителей космической информации и организации транспортных перевозок с использованием космических навигационных систем России;

- планируется проведение ряда совместных Беларуси и России экспериментов на Международной космической станции;

И таких примеров можно привести множество. Однако техника и технологии, созданные ранее, не могут оставаться на месте и сейчас требуется принятие незамедлительных мер для совершенствования и создания новой космической техники и технологий мирового уровня.

В условиях становления нового Союзного государства Советом Министров Союзного государства было принято, что "...программы Союзного государства (далее именуются - союзные программы), являются одним из важнейших средств дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного государства, осуществления скоординированных действий по совместному решению отдельных социально-экономических проблем, представляющих взаимный интерес".

Космическая деятельность относится именно к этой сфере в соответствии с основополагающими документами правительств Беларуси и России.

Естественно возникает проблема отсутствия единого информационного поля в области космической деятельности и отсутствие единых космических средств и технологий, создающих его. Эта проблема находится в области разработки и использования перспективных космических средств и технологий в интересах оборонного, экономического и научно-технического развития Союзного государства, решение которой должно привести к интеграции предприятий космических отраслей России и Беларуси при создании образцов космической техники, конкурентоспособных на мировом рынке космических услуг, и создании единого научно-технического и информационного пространства в области космической деятельности.

 

1. Обоснование актуальности разработки союзной Программы,

ее экономическая эффективность для Беларуси и России

 

Для решения данной проблемы необходима разработка Союзной программы (Программы Союзного государства).

Союзная программа с возможным наименованием "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства" на период 2004 - 2007 годы основана на необходимости решения задач, изложенных в Договоре о создании Союзного государства, подписанного Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации указанного Договора от 08.12.1998 года.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь  по реализации положений Договора о создании Союзного государства принята 08.12.1999.

 

Предложение о разработке Программы Союзного государства подготовлено в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.

Одной из основных целей Союзного государства, определенной в Договоре о его создании, является обеспечение социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Для Союзного государства применение космических средств имеет особое значение. Специфика его географического положения, размещения ресурсов и социально-экономических объектов такова, что ни одна серьезная социально-экономическая программа не может быть успешно реализована без использования космической техники, в том числе при решении задач создания единого информационного пространства, рациональном использовании природных ресурсов, развитии навигации и телекоммуникаций, проведения экологического мониторинга земной поверхности, эффективного использования транспорта и повышения качества гидрометеорологических прогнозов.

Высокие требования к характеристикам применяемой космической аппаратуры, уровню надежности и работоспособности космических объектов в жестких условиях космической среды стимулируют создание высокоэффективных технологий. Космические технологии являются базой для производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, и мощным рычагом развития научно-технического прогресса.

Основой для восстановления и развития интеграционных процессов в области исследования и использования космического пространства в рамках Союзного государства является:

- Формирование общего научно-технического и информационного пространства.

- Проведение общей политики Союзного государства в области создания единого геоинформационного пространства (геодезия, картография, дистанционное зондирование Земли из космоса) и создания на этой основе геоинформационной системы органов государственной власти Союзного государства.

- Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

- Традиционное распределение работ по космической тематике в бывшем СССР.

- Сохранение и развитие, представляющего взаимный государственный интерес для обеспечения космической деятельности, ранее созданного научно-промышленного комплекса в Российской Федерации и в Республике Беларусь.

- Совместные работы по космической тематике России и Беларуси в рамках Межгосударственных соглашений по исследованию и использованию космического пространства стран СНГ в период 1994 - 1998 годы, работы по реализации белорусско-российской Программы "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации на 1999 - 2002 гг.", работы отдельных белорусских предприятий по прямым контрактам с российскими предприятиями.

Экономическая эффективность, в первую очередь, определятся тем, что сложность и многообразие задач в сфере совместной космической деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации не позволяет обеспечить их решение в рамках отдельных проектов. Поэтому требуется консолидация бюджетных и внебюджетных финансовых источников, материальных, научных и других ресурсов Союзного государства в течение длительного периода, что обуславливает необходимость применения программно-целевых методов и разработки соответствующей союзной программы.

В 2002 году завершаются работы по реализации совместной белорусско-российской Программы "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации на 1999 - 2002 гг." (шифр "Космос - БР"), которая была утверждена Постановлением Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 9 декабря 1998 г. N 11.

В результате реализации совместной Программы "Космос - БР" разработаны и находятся на завершающей стадии создания:

1. Базовые элементы и технологии экспериментального пункта приема, обработки и распространения космической информации. Монтаж станции приема космической информации проводится в г. Минске. Потребителями информации данного пункта являются как белорусские, так и российские организации использующие различные виды доставки информации.

2. Стендовый образец мобильного комплекса обеспечения потребителей космической информацией, позволяющий отрабатывать технологии космического мониторинга регионов в зоне возникновения чрезвычайных ситуаций. Мобильный комплекс оснащен специальной аппаратурой и размещен на основной базе головного разработчика в Московской области. Мобильный комплекс способен перемещаться по территории Республики Беларусь и Российской Федерации и осуществлять оперативную передачу информации с использованием современных каналов связи (НТВ-спутниковый, Internet и др.).

3. Ключевые элементы российского (г. Юбилейный Московской обл.) и белорусского (г. Минск) сегментов совместной информационно-навигационной системы, обеспечивающей контроль и управление движением транспорта на трассе Москва - Минск.

4. Основные элементы экспериментального мобильного телеметрического измерительного пункта с использованием малогабаритной приемно-регистрирующей станции и антенно-фидерного устройства нового поколения (г. Москва), которые могут быть оперативно передислоцированы на западную границу Республики Беларусь, либо в другие регионы, для расширения зоны приема телеметрической информации с российских космических аппаратов различного назначения и разгонных блоков, а также оперативной передачи ее в центры управления полетом.

5. Телевизионный канал формирования изображений на базе модернизированного видеокинотеодолита "Висмутин" для получения и передачи телевизионных изображений и координат объекта. Модернизированный видеокинотеодолит поставлен белорусскими предприятиями на Космодром "Байконур", прошел межведомственные испытания и введен в эксплуатацию.

6. Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теоретическим и экспериментальным исследованиям и созданию экспериментальных образцов кремниевых и пленочных солнечных элементов и фотошаблонов на предприятиях "Квант", "Пульсар" (г. Москва) и НИО "Кибернетика" (г. Минск) для применения в составе перспективных низкоорбитальных космических аппаратов.

7. Российскими (НИИ точных приборов, ЦНИИМаш, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ИРЭ РАН и др.) и белорусскими (НИО "Кибернетика" и др.) разработаны теоретические основы и создан опытный образец системы автоматического проектирования заказных сверхбольших интегральных схем, предназначенных для использования в бортовой аппаратуре перспективных космических аппаратов, а также проведена разработка методов и технологий повышения устойчивости космических аппаратов к воздействию электромагнитных факторов внешней среды.

Реализация мероприятий Программы "Космос-БР" позволила создать конкурентоспособные космические средства и технологии получения, обработки и отображения космической информации на основе эффективной интеграции ракетно-космической промышленности Беларуси и России.

Социально-экономическая эффективность Программы "Космос-БР":

Осуществлена ориентация государственных и коммерческих потребителей информации дистанционного зондирования Земли на российские космические средства. Затраты на получение информации при этом снижаются в 5 - 6 раз (при стоимости типового массива информации за рубежом - от 300 долл. США до 2000 долл. США). Разработана и проведена опытная эксплуатация технологии обнаружения пожаров в лесах и на торфяниках. Возникает возможность получения экологической информации, отсутствующей на мировом рынке. Возрастает в 10 - 20 раз оперативность получения информации при чрезвычайных ситуациях, что на 10 - 15% снижает затраты на ликвидацию их последствий.

Проводится последовательная ориентация на использование российской (белорусской) навигационной аппаратуры потребителей космической навигационной информации, стоимость которой ниже зарубежных аналогов в 1,7 - 2 раза (стоимость базового комплекта зарубежной аппаратуры - от 100 долл. США до 2000 долл. США). Возможность использования специальных каналов связи для передачи навигационной и служебной информации от подвижных объектов взамен аренды космических ретрансляторов (базовая стоимость аренды 200 - 1000 долл. США в час).

Экономия топлива на 8 - 10%, повышение пропускной способности транспортных артерий на 3 - 4% за счет оптимизации маршрутов транспортных средств. Реализовано расширение общей зоны видимости КА и повышение потенциальных возможностей системы управления на 20 - 25%. Повышение сроков активного существования КА за счет повышения точности поддержания орбит, оперативности приема телеметрической информации и закладки рабочих программ.

Создана научно-техническая база для производства и оснащения потребителей мобильными комплексами обеспечения космической информации. Сокращается потребное число стационарных пунктов приема информации (стоимость типового пункта приема - более 30 млн. руб.) и каналов связи для передачи информации, эквивалентное ресурсу одного спутника-ретранслятора (стоимость годовой аренды - более 15 - 20 млн. руб.).

За счет снижения ошибок измерений на 5 - 7% снижаются затраты на отработку новой ракетно-космической техники. В десятки раз повысилась оперативность обработки информации о полете ракет-носителей.

Существенно сокращается (до 10 - 15%) масса создаваемых космических аппаратов, что приводит к экономии затрат на выведение полезной нагрузки. Увеличиваются сроки активного существования КА, что приводит к уменьшению потребного числа пусков. Создан научно-технический задел по конкурентоспособной бортовой аппаратуре для КА нового поколения.

Установившиеся при выполнении работ по Программе научно-производственные связи между предприятиями Беларуси и России и полученный научно-технический и технологический задел явились практической реализацией преимуществ интеграции для повышения эффективности использования имеющегося научно-промышленного потенциала двух государств, в интересах каждого государства в отдельности и Союзного государства в целом.

В результате выполнения программных мероприятий в рамках Союза Беларуси и России сформировались основные направления совместных работ по космической тематике. Созданы благоприятные условия и механизмы для развития взаимовыгодного и равноправного сотрудничества.

Однако, Программа "Космос-БР" не позволила решить всех проблем создания единого научно-технического и информационного пространства, ввиду их сложности и многообразия, и реализовать все заложенные в Программе мероприятия в полном объеме из-за ограниченности и нерегулярности поступления финансовых средств и инфляционных процессов в экономике.

Предлагаемая к разработке Союзная программа в области космической деятельности является очередным этапом решения проблемы в области использования космического пространства в интересах Союзного государства, затрагивает гораздо более широкий круг вопросов с концентрацией на развитии и практическом применении результатов, полученных при реализации совместной Программы "Космос-БР". Перечень основных мероприятий новой Союзной программы представлен ниже.

Сформировавшаяся система мер по реализации и контролю выполнения и результаты работ совместной Программы "Космос-БР" показали необходимость дальнейших совместных исследований в области перспективных космических средств и технологий, проводимых методом программной разработки, позволяющим реально реализовать преимущества интеграции в научной, научно-технической и интеллектуальной сферах России и Беларуси.

Предложения о разработке союзной программы сформированы с учетом интересов заказчиков и потребителей космических средств России и Беларуси, возможностей космической науки и промышленности, потребностей оборонной, социально-экономической и научной сфер деятельности Союзного государства и конъюктуры мирового космического рынка.

 

2. Основные способы решения проблемы и перечень

совместных мероприятий, необходимых для реализации

Союзной программы, сроки их выполнения

 

Основным способом решения проблемы являются программные методы, которые позволяют оптимальным образом консолидировать средства Российской Федерации и Республики Беларусь на реализацию целей и задач Программы.

Целями Союзной программы являются:

- наиболее эффективное использование и дальнейшее развитие космического потенциала Союзного государства за счет разработки и использования перспективных космических средств и технологий в интересах решения сопряженных экономических, оборонных и научных задач, фундаментальных и прикладных научно-технических проблем Союзного государства;

- создание единого научно-технического и информационного пространства в области космической техники являющейся приоритетным направлением развития науки, технологий и техники в рамках Союза Беларуси и России.

Практическая реализация целей Программы позволит решить следующие задачи:

- внедрение наукоемких технологий в различные сферы науки, техники и экономики Союзного государства путем широкого использования космической информации дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) на основе развития наземного и орбитального сегментов единой многофункциональной космической геоинформационной системы, в том числе создание новых средств контроля выведения и управления космическими аппаратами на основе совместных разработок;

- создание устойчивой кооперации организаций ракетно-космической отрасли Беларуси и России по разработке перспективных космических средств и технологий, конкурентоспособных на мировом рынке космической продукции и услуг, в том числе повышение социально-экономической интеграции на основе развития наземного сегмента межгосударственной навигационно-информационной системы;

- практическая реализация преимуществ интеграции научных достижений в области космоса Национальной академией наук Беларуси и Российской академией наук в интересах обеспечения единого научно-технического пространства Союзного государства;

- разработка и использование перспективных методов, технологий и программно-аппаратных средств продвижения на международный рынок научно-технической продукции и услуг предприятий ракетно-космической промышленности и космической информации дистанционного зондирования Земли.

Принципы Союзной программы в области космоса определяются целями и задачами Союзного государства и являются одним из важнейших средств дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного государства, осуществления скоординированных действий по совместному решению отдельных социально-экономических и научно-технических проблем, представляющих взаимный интерес.

Исходя из целей и задач Программы Союзного государства сформированы основные направления (мероприятия) совместных работ по разработке и использованию космических средств и технологий в интересах Беларуси и России.

Основными из них являются:

1. Разработка элементов единой системы обеспечения космической информацией потребителей Союзного государства, с учетом развития наземного и орбитального сегментов существующих и перспективных космических геоинформационных и навигационных систем.

2. Разработка и создание ключевых элементов микроспутника дистанционного зондирования Земли нового поколения с обеспечением повышенного ресурса эксплуатации.

3. Разработка упреждающего научно-технического задела по схемотехническим решениям и базовым элементам бортовой аппаратуры, изготовление и экспериментальная отработка опытных образцов в целях повышения технических и снижения массогабаритных и стоимостных характеристик.

4. Создание и комплексная отработка элементов наземного сегмента межгосударственной навигационно-информационной системы повышенной точности РБ и РФ.

Мероприятия Союзной программы реализуются в период 2004 - 2007 годов.

Система программных мероприятий, направления и объемы их финансирования из бюджета Союзного государства на 2004 - 2007 годы представлена в Таблице 1.

Технико-экономическое обоснование мероприятий с распределением финансирования по годам по каждому из них будет проведено на этапе формирования проекта Союзной программы, в соответствии с разделом III Порядка разработки и реализации программ Союзного государства.

 

3. Оценка соответствия программных мероприятий

социально-экономическим, экологическим и иным

требованиям интересов государств-участников

 

Реализация программных мероприятий совместной космической деятельности позволит реализовать первоочередные задачи Союзного государства, изложенные в Договоре о создании Союзного государства:

- Объединение энергетической и транспортной систем.

- Формирование общего рынка услуг связи.

- Проведение единой политики в области геодезии и картографии.

- Формирование единого научно-технического пространства.

- Обеспечение единого информационного пространства.

- Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В области социально-экономической сферы реализация Программы позволит эффективно использовать:

- специализацию белорусских и российских предприятий по отдельным направлениям работ в области космоса;

- установившиеся научно-производственные связи между предприятиями Республики Беларусь и Российской Федерации;

- научно-технический потенциал предприятий для обеспечения работ по космической тематике;

- имеющиеся научные и производственные заделы в области космоса по направлениям работ Программы;

- квалифицированные кадры, научно-производственную и технологическую базы государств и получить актуальные и необходимые результаты совместных работ по космической тематике как для Республики Беларусь и Российской Федерации, так и для Союзного государства, при ограниченных бюджетных средствах Союзного государства на финансирование работ по космической тематике.

Интересы Республики Беларусь в сфере использования космического пространства и космических технологий охватывают широкий круг вопросов, связанных с социально-экономическим развитием республики и решением социально-экономических задач.

К основным из них следует отнести:

- использование космической информации в интересах сельского, лесного, водного хозяйства и мелиорации;

- контроль экологических ситуаций и ведение мониторинга радиационной обстановки;

- анализ чрезвычайных ситуаций и подготовку материалов для принятия решений по предотвращению или ликвидации их последствий;

- исследование природных ресурсов и поиск полезных ископаемых;

- обновление топографических карт по результатам съемки из космоса и с использованием информации спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS;

- гидрометеорологию;

- связь, телевидение и спутниковую навигацию;

- разработку и изготовление спутниковой аппаратуры дистанционного зондирования Земли, наземных систем цифровой обработки космической информации, оптоэлектронных систем и комплексов траекторных измерений ракетно-космической техники, других космических приборов и систем.

На протяжении последних лет основными направлениями работ Республики Беларусь по космической тематике, являлись:

- разработка средств дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);

- разработка методов, технических средств и программного обеспечения для обработки информации, полученной космическими средствами ДЗЗ;

- разработка высокоточных систем и комплексов траекторных измерений космических аппаратов для оборудования стартовых площадок космодромов и полигонов;

- разработка систем и комплексов совместной обработки традиционной картографической информации, данных дистанционного зондирования, данных спутниковых систем позиционирования (ССП) для создания и обновления цифровых карт местности по результатам космических съемок земной поверхности;

- разработка спутниковой и наземной аппаратуры и методов для измерений озонового слоя Земли;

- создание интеллектуальных геоинформационных систем (ГИС) для анализа информации о ситуациях на местности в автоматизированных системах поддержки принятия решений (АСППР) на уровне органов государственной власти республики, отрасли, области, города, района и т.д.;

- разработка и поставка микроэлектронной техники для использования в космической аппаратуре;

- создание комплексов и приборов спутниковой навигации для использования информации спутниковых систем навигации (ССН) GPS (США)/ГЛОНАСС (Российская Федерация);

- исследование проблем тепловой защиты космических аппаратов и разработка плазменной техники.

Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 6 февраля 2001 г., относят космическую деятельность к важнейшим приоритетам государственных интересов, что изложено в Законе РФ "О космической деятельности", "Концепции национальной космической политики России на 10-летний период", одобренной Правительством РФ в 1996 г., и других документах законодательно-правовой базы. В этих документах сформулированы основные направления космической деятельности России и приоритетность задач, решаемых в области исследования и использования космического пространства.

К основным приоритетным направлениям космической деятельности России относятся:

- ведение мониторинга природной среды, осуществление контроля за чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий, исследование природных ресурсов, совершенствование космических систем дистанционного зондирования Земли на основе реализации следующих проектов: оперативного получения гидрометеорологической информации; изучения природных ресурсов Земли и экологического мониторинга; многозонального фотографирования Земли с высоким разрешением; создания перспективной космической системы дистанционного зондирования Земли (системы космического мониторинга окружающей среды и предупреждения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций);

- глобальное и высокоточное координатно-временное обеспечение в любой точке Земли в любой момент времени, развитие существующей навигационной космической системы и создание Единой системы координатно-временного обеспечения;

- обеспечение глобальной связи и телевещания на всей территории Российской Федерации, развитие космической связи и телевещания на основе реализации проектов непосредственного телевизионного вещания, фиксированной связи и передачи телепрограмм, подвижной спутниковой связи;

- развитие орбитальных пилотируемых полетов, включая работы по международной программе пилотируемых полетов и реализацию международных соглашений по созданию Международной космической станции (МКС);

- отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ, развитие работ по космическим технологиям и получению материалов с уникальными свойствами;

- проведение научных исследований околоземного космического пространства, дальнего космоса и планет, в том числе околоземной плазмы, методом активного воздействия, космических медицинских исследований в условиях микрогравитации;

- создание и совершенствование космических аппаратов, средств их выведения, наземных объектов космической инфраструктуры и наземной экспериментальной базы;

- создание научно-технического и технологического заделов для разработки перспективной ракетно-космической техники.

Таким образом, разработка и реализация Программы Союзного государства отвечает национальным интересам Республики Беларусь и Российской Федерации при проведении совместной космической деятельности и будет содействовать дальнейшему развитию взаимовыгодного и равноправного сотрудничества по созданию единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России.

 

4. Состав государственных заказчиков Союзной программы

от государств-участников, сроки и стоимости подготовки

Программы, источники ее финансирования

 

Государственные заказчики Союзной программы:

От Российской Федерации - Российское авиационно-космическое агентство - государственный заказчик-координатор.

От Республики Беларусь - Национальная академия наук Республики Беларусь - государственный заказчик.

Формирование Союзной программы предлагается осуществить в I - II кварталах 2003 г. с концентрацией максимального количества специалистов от Российской Федерации и Республики Беларусь на основе представленных предложений и в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.

Финансирование работ по разработке Союзной программы осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций Российской Федерации и Республики Беларусь, участвующих в Программе.

 

5. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию

Программы, предложения о возможных источниках финансирования

и направлениях расходования финансовых средств

 

Финансирование Программы Союзного государства осуществляется за счет средств бюджета Союзного государства.

Требуемый объем финансирования Программы на 2004 - 2007 годы составляет в ценах 2002 г. - 587,0 млн. руб. РФ, из них:

отчисления от Российской Федерации - 410,000 млн. рублей

отчисления от Республики Беларусь - 177,000 млн. рублей

Объем годового финансирования может уточняться исходя из реальных возможностей бюджета Союзного государства, состояния выполнения программных мероприятий и технико-экономического обоснования запрашиваемых средств.

Предполагаемые финансовые ресурсы Российской Федерации и Республики Беларусь будут направлены на осуществление комплекса мероприятий посредством научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Распределение потребного объема финансирования, за счет средств бюджета Союзного государства, на реализацию мероприятий Программы приведено в таблице.

 

 

Всего

2004

2005

2006

2007

Российская Федерация (млн. рублей)

410,0

65,0

80,0

121,0

144,0

Республика Беларусь (млн. рублей)

177,0

30,0

40,0

42,0

65,0

Всего (млн. рублей)              

587,0

95,0

120,0

163,0

209,0

 

Финансовые средства Российской Федерации направляются только российским предприятиям и организациям, а финансовые средства Республики Беларусь - только предприятиям и организациям Республики Беларусь, с исключением их последующей передачи внутри Союзного государства через контрагентов.

Больший объем финансовых средств со стороны Российской Федерации определяется реальным уровнем соотношения развития высокотехнологической космической отрасли России и Беларуси для успешной реализации мероприятий Программы. Запрашиваемые объемы финансовых средств составлены исходя из предлагаемого перечня мероприятий Программы, существующего уровня и порядка ценообразования на сложную научно-техническую продукцию, обобщения заявок предприятий и организаций - предполагаемых участников Программы и предварительного анализа организаций, осуществляющих контроль технико-экономического обоснования.

Технико-экономическое обоснование мероприятий Программы будет проведено, в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства, после принятия Советом Министров Союзного государства предложения о разработке Программы.

Система организации и контроля реализации Программы определяется государственным заказчиком-координатором (государственными заказчиками) Программы в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", положениями Договора о создании Союзного государства и действующими законодательствами государств-участников. Российское авиационно-космическое агентство и Национальная академия наук Республики Беларусь осуществляют свои функции по управлению Программой во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Государственный заказчик-координатор направляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы, а также доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Российской Федерации и Республике Беларусь.

На результаты научно-технической деятельности, полученные в ходе совместной деятельности по реализации мероприятий Программы Союзного государства, до принятия правовых актов Союзного государства, распространяются порядок и правила национальных законодательств исходя из вклада Республики Беларусь и Российской Федерации. Особое внимание должно быть обращено на выполнение национальных законодательств в области создания и передачи двойных технологий.

Основными исполнителями Программы являются

- от Российской Федерации:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации Российского авиационно-космического агентства и другие организации независимо от формы собственности, определенные на конкурсной основе в порядке, установленным Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

- от Республики Беларусь:

научно-исследовательские и конструкторские организации Национальной академии наук Республики Беларусь и другие организации независимо от формы собственности, в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь.

Выполнение мероприятий Программы осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком-координатором Программы (государственным заказчиком) и головными исполнителями программных мероприятий.


 

Таблица 1

 

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,

НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА

СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 - 2007 ГОДЫ

 

 

┌──────────────────┬─────────────┬───────┬──────────────────────────────────┬───────────────────┐

│Наименование      │Исполнители  │Сроки  │Стоимость реализации              │Ожидаемые         

│мероприятий                    │выпол- │(млн. российских рублей)          │результаты        

                               │нения  ├───────────┬──────────────────────┤                  

                               │меро-  │Всего      │В том числе по годам                     

                               │приятий├───────────┼────┬─────┬─────┬─────┤                  

                                                 │2004│2005 │2006 │2007 │                  

├──────────────────┼─────────────┼───────┼───────────┼────┼─────┼─────┼─────┼───────────────────┤

│Совместная        │Организации  │2004 - │587,0      │95,0│120,0│163,0│209,0│Создание единого  

│программа:        │и предприятия│2007   │в том                         │космического      

│Разработка и      │Российского  │гг.    │числе:                        │потенциала сил и  

│использование     │авиационно - │                                     │средств, способных │

│перспективных     │космического │       │НИОКР                         │в тесной увязке с 

│космических       │агентства и         │587,0      │95,0│120,0│163,0│209,0│другими системами 

│средств и         │Национальной │                                     │обеспечить        

│технологий        │академии наук│       │Доли                          │непрерывный,      

│в интересах       │Республики          │отчислений:│                   │не зависящий от   

│экономического и  │Беларусь            │Российская │                   │условий обстановки,│

│научно -          │на конкурсной│       │Федерация -│                   │и анализ широкого 

│технического      │основе              │410,0.                        │круга ситуаций в  

│развития Союзного │                    │Республика │                   │интересах Союзного │

│государства                           │Беларусь - │                   │государства, в том │

                                      │177,0                         │числе по созданию 

                                                                    │единого научно -  

                                                                    │технического и    

                                                                    │информационного   

                                                                    │пространства.     

                                                                    │Создание единой   

                                                                    │системы доведения 

                                                                    │космической       

                                                                    │информации до     

                                                                    │потребителей      

                                                                    │Союзного          

                                                                    │государства с     

                                                                    │использованием    

                                                                    │орбитальных и     

                                                                    │наземных          

                                                                    │космических средств│

                                                                    │России и Беларуси. │

├──────────────────┼─────────────┼───────┼───────────┼────┼─────┼─────┼─────┼───────────────────┤

│1. Разработка                  │2004 - │173,0      │32,0│ 36,0│ 49,0│ 56,0│Повышение         

│элементов единой               │2007   │в том                         │оперативности,    

│системы                        │гг.    │числе:                        │качества и        

│обеспечения                                                         │достоверности     

│космической                           │НИОКР                         │получения         

│информацией                           │173,0      │32,0│ 36,0│ 49,0│ 56,0│космической       

│потребителей                                                        │информации для    

│Союзного                              │Доли                          │обеспечения       

│государства, с                        │отчислений:│                   │деятельности      

│учетом развития                       │Российская │                   │государственных   

│наземного и                           │Федерация -│                   │учреждений,       

│орбитального                          │102,0.                        │функционирования  

│сегментов                             │Республика │                   │экономики,        

│существующих и                        │Беларусь - │                   │безопасности и    

│перспективных                         │71,0                          │снижения ущерба   

│космических                                                         │от неблагоприятных │

│геоинформационных │                                                  │условий.          

│и навигационных                                                     │Создание элементов │

│систем                                                              │единой системы    

                                                                    │доведения         

                                                                    │космической       

                                                                    │информации до     

                                                                    │потребителей      

                                                                    │Союзного          

                                                                    │государства с     

                                                                    │использованием    

                                                                    │орбитальных средств│

                                                                    │России и наземных и│

                                                                    │космических средств│

                                                                    │Беларуси и России. │

├──────────────────┼─────────────┼───────┼───────────┼────┼─────┼─────┼─────┼───────────────────┤

│2. Разработка и                │2004 - │176,0 в том│24,0│ 36,0│ 53,0│ 63,0│Создание на единых │

│создание ключевых │             │2007   │числе:                        │принципах бортовой │

│элементов                      │гг.                                  │аппаратуры        

│микроспутника                         │НИОКР                         │микроспутника ДЗЗ 

│дистанционного                        │176,0      │24,0│ 36,0│ 53,0│ 63,0│для формирования  

│зондирования Земли│                                                  │единого           

│нового поколения                      │Доли                          │космического      

│обеспечением                          │отчислений:│                   │потенциала сил и  

│повышенного                           │Российская │                   │средств, способных │

│ресурса                               │Федерация -│                   │в тесной увязке с 

│эксплуатации                          │153,0.                        │другими системами 

                                      │Республика │                   │обеспечить        

                                      │Беларусь - │                   │непрерывный,      

                                      │23,0                          │не зависящий от   

                                                                    │условий обстановки,│

                                                                    │контроль и анализ 

                                                                    │широкого круга    

                                                                    │чрезвычайных      

                                                                    │ситуаций в        

                                                                    │интересах          

                                                                    │государств -      

                                                                    │участников Союзного│

                                                                    │государства.      

├──────────────────┼─────────────┼───────┼───────────┼────┼─────┼─────┼─────┼───────────────────┤

│3. Разработка                  │2004 - │165,0      │25,0│ 29,0│ 35,0│ 76,0│Создание          

│упреждающего                   │2007   │в том                         │упреждающих       

│научно -                       │гг.    │числе:                        │технического и    

│технического                                                        │технологического  

│задела по                             │НИОКР                         │заделов по бортовой│

│схемотехническим                      │165,0      │25,0│ 29,0│ 35,0│ 76,0│аппаратуре КА и   

│решениям и базовым│                                                  │отработка опытных 

│элементам бортовой│                    │Доли                          │образцов базовых  

│аппаратуры,                           │отчислений:│                   │элементов бортовой │

│изготовление и                        │Российская │                   │аппаратуры        

│экспериментальная │                    │Федерация -│                   │с повышенными     

│отработка опытных │                    │105,0.                        │техническими      

│образцов в целях                      │Республика │                   │характеристиками. 

│повышения                             │Беларусь - │                   │Снижение          

│технических                           │60,0                          │массогабаритных   

│и снижения                                                          │и стоимостных     

│массогабаритных                                                     │параметров бортовой│

│и стоимостных                                                       │аппаратуры.       

│характеристик                                                                         

├──────────────────┼─────────────┼───────┼───────────┼────┼─────┼─────┼─────┼───────────────────┤

│4. Создание и                  │2004 - │73,0       │14,0│ 19,0│ 26,0│ 14,0│Создание          

│комплексная                    │2007   │в том                         │современных        

│отработка                      │гг.    │числе:                        │программно -      

│элементов                                                           │аппаратных средств.│

│наземного сегмента│                    │НИОКР                         │Повышение         

│межгосударственной│                    │73,0       │14,0│ 19,0│ 26,0│ 14,0│социально -       

│навигационно -                                                      │экономической     

│информационной                        │Доли                          │интеграции на     

│системы повышенной│                    │отчислений:│                   │основе развития   

│точности РБ и РФ                      │Российская │                   │наземного сегмента │

                                      │Федерация -│                   │межгосударственной │

                                      │50,0                          │навигационно -    

                                      │Республика │                   │информационной    

                                      │Беларусь - │                   │системы в интересах│

                                      │23,0                          │создания единого  

                                                                    │научно-технического│

                                                                    │и информационного 

                                                                    │пространства      

                                                                    │Союзного          

                                                                    │государства.      

└──────────────────┴─────────────┴───────┴───────────┴────┴─────┴─────┴─────┴───────────────────┘

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".