Ru En

События

ПАМЯТНАЯ ДАТА. 1982 ГОД - ЗАПУСК ПЕРВОГО СПУТНИКА ДЛЯ ОРБИТАЛЬНОЙ ГРУППИРОВКИ ГЛОНАСС

12 октября 2016
Памятная дата

 

Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 г. запуском спутника «Космос-1413». Система ГЛОНАСС была принята в опытную эксплуатацию в 1993 г. В 1995 г. развернута орбитальная группировка полного состава (24 КА «Глонасс» первого поколения) и начата штатная эксплуатация системы. Большим недостатком спутниковой системы было практически отсутствие гражданской навигационной аппаратуры и соответственно гражданских потребителей системы. 

 

В 90-е годы орбитальная группировка ГЛОНАСС, как и система в целом, в связи с экономическими проблемами достаточно быстро сократилась. К 2002 году орбитальная группировка системы ГЛОНАСС насчитывала только 7 космических аппаратов, что не могло обеспечить территорию России навигационными сигналами системы ГЛОНАСС хотя бы с умеренной доступностью. Точностные характеристики уступали более чем на порядок системе GPS, срок активного существования космических аппаратов составлял 3-4 года.

 

Сегодня ситуацию удалось переломить. Система ГЛОНАСС сохранена, прошла этап модернизации и развернута до штатного состава в составе КА «Глонасс-М». В мире в настоящее время имеется две штатно функционирующие глобальные навигационные системы: GPS и ГЛОНАСС. Проведена модернизация наземного комплекса управления, который обеспечивает управление орбитальной группировкой и вместе с космическими аппаратами обеспечивает точностные характеристики системы на уровне, сопоставимом с системой GPS. Проведены существенные модернизации средств государственного эталона времени и частоты и средств определения параметров вращения Земли. Созданы опытные образцы функциональных дополнений глобальных навигационных систем, разработано большое количество образцов базовых приемоизмерительных модулей, навигационно-временной аппаратуры гражданского и специального назначения и систем на их основе.

 

В настоящее время появляется широкий спектр задач навигационного и координатно-временного обеспечения, условий и областей применения спутниковых навигационных технологий, требующих дальнейшего совершенствования системы ГЛОНАСС, включая навигационную аппаратуру потребителей. В первую очередь это относится к высокоточным применениям системы ГЛОНАСС, для реализации которых требуется обеспечение дециметрового и сантиметрового уровней точности в реальном масштабе времени, а также к применениям, связанным с обеспечением безопасности при эксплуатации авиационного, морского и наземного транспорта. Требуется повышение оперативности навигационных решений и устойчивости системы ГЛОНАСС к воздействию помех. Существует значительное количество специальных и гражданских применений, где предъявляются требования обеспечения миниатюризации и высокой чувствительности навигационной приемной аппаратуры.