РОСКОСМОС-СПОРТ

Иларий Сапожников: Великий подвиг страны

Великий подвиг страны

 

    12 апреля 2011 года наша страна отмечает знаменательную дату - первый полет человека планеты Земля в космическое пространство.

    В осуществлении этого полета принимали участие коллективы сотен предприятий (заводов, НИИ, КБ), которые разрабатывали, изготавливали ракету-носитель и космический корабль.

    Мне посчастливилось быть участником этих работ. Я работал начальником лаборатории в НИИ-944 (НИИ ПМ), где под руководством главного конструктора В.И.Кузнецова создавались гироскопические приборы для системы управления ракеты-носителя Р-7 и космического аппарата «Восток» с человеком на борту, выводимого на орбиту спутника Земли.

    Созданию гироскопических приборов ракеты-носителя Р-7 предшествовал период разработки приборов для первых боевых ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-12, в процессе которых гироскопические приборы приобрели принципиально новые качества по точности и надежности.

    Для этой ракеты были разработаны новые узлы: гироскоп, датчики углов, программный механизм, арретирующие устройства, кардановый подвес. Вакуумный гиромотор с рекордной скоростью 60000 об/мин, показал очень высокую надежность.

    Были приняты меры по созданию стерильного  высокотехнологичного производства на Московском заводе электромеханической аппаратуры (МЗЭМА), без которого невозможно было изготовить новые гироприборы. На МЗЭМА были изготовлены приборы для полета Ю.А.Гагарина. В дальнейшем при изготовлении образцов приборов для ракетно-космической техники аналогичные гироскопические производства были созданы на Саратовском заводе «Корпус», Раменском приборостроительном заводе, Омском электромеханическом заводе и других ведущих заводах приборостроительной отрасли. Все эти заводы работали по документации и технологиям, созданным институтом и отработанным на МЗЭМА.

    Высокую степень отработки точности и надежности гироприборов подтверждает и тот факт, что более 50 лет эти приборы без существенных доработок безотказно работают на ракете-носителе типа Р-7.

    Такие результаты не могли быть достигнуты без привлечения предприятий других отраслей промышленности: электротехнической (источники питания), подшипниковой, химической (смазки), металлургической и др.

    Техническим руководителем работ по запуску космического корабля являлся Совет Главных конструкторов во главе с С.П.Королевым. В Совет также входили: М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин, В.Г.Глушко, В.П.Бармин и В.И.Кузнецов.

    Высоких результатов помогла достичь и большая организационная работа. Наш институт в то время входил в судостроительное министерство, институту был выделен новый инженерный корпус. Руководство министерства, в том числе и лично министр Б.Е.Бутома, оказывали большую помощь в материальных вопросах – снабжении оборудованием, строительстве, кадровом обеспечении.

    Что касается кадрового обеспечения, то в то время, несмотря на очень скудное жилищное строительство, все специалисты, в том числе и молодые, были бесплатно обеспечены жильем.

    Оперативно решались вопросы материального обеспечения работ. Вводимое в эксплуатацию оборудование было отечественным, за исключением импортных станков и испытательных средств (вибростенды, термокамеры).

    В январе 1961 года на космодром Байконур прибыли представители фирм, участвующих в подготовке и запуске космического корабля. Руководил всем коллективом С.П.Королев. Его авторитет был непререкаемым, требования очень жесткими, иногда он мог и не заслуженно обидеть кого-либо. Угрозы «отправлю по шпалам», «уволю» часто вырывались из его уст. Но ни разу он никого не уволил и по шпалам не отправлял. Надо сказать, что он очень ценил и уважал тех, кто работал рядом с ним, под его руководством, а иногда он, почувствовав, что был не прав, старался загладить свою вину, демонстрируя теплое и дружеское отношение. Он старался участвовать во всех разборах замечаний, возникающих при испытаниях, при этом давал высказаться всем и не оканчивал рассмотрения технических вопросов до тех пор, пока не приходили к единому мнению все участники совещания.

    Перед запуском пилотируемого корабля в 1960 году было проведено несколько запусков однотипных кораблей (с манекенами и собаками) и не все были удачными. Причины неудач исследовались особенно тщательно и принимались меры по исправлению.

    При подготовке полета человека в космос принимались меры и для обеспечения безопасности космонавтов. Вокруг стартовой установки была смонтирована специальная металлическая сетка, предназначенная ослабить удар при падении космического корабля на начальном участке траектории. Были трудности при возврате корабля на землю. Но полной гарантии исключения нештатных неприятностей не было.

    Нас «опекали» и представители Комитета госбезопасности. Но мы их не замечали, так как они ни во что не вмешивались. Случаи злого умысла и вредительства при отказах техники были исключены.

    В подготовке к пуску участвовали представители многих предприятий из разных ведомств. Работа шла дружно. При возникновении каких-либо замечаний все старались не искать причину в соседней системе, а прежде всего, проверить свой прибор или агрегат и убедиться, что они работают нормально, а в случае необходимости – принять меры для их замены.

    Вообще царила атмосфера дружбы и товарищества на работе и в короткие часы досуга.

    В случае возникновения серьезных вопросов, касающихся ускорения поставки необходимого оборудования, подключались все: и руководство министерств, и партийные организации, и военные ведомства. Но эффективнее действовал сам С.П.Королев. Он звонил секретарю обкома с просьбой принять меры. И все принимали это как должное, меры принимались очень быстро.

    И вот наступил исторический день. Было ясное солнечное утро. Вся подготовка к пуску ракеты проходила без существенных замечаний.

За 30 минут до пуска С.П.Королев перешел в пультовое помещение стартового комплекса, у перископов находился командир воинской части, осуществляющей пуск, полковник А.С.Кирилов и заместитель главного конструктора завода «Прогресс» А.С.Солдатенков.

    Сергей Павлович вел непрерывные переговоры с Юрием Гагариным. Непрерывно передавались данные о самочувствии космонавта, всех поразило, что частота пульса не превышала 100 ударов в минуту. Ю.А.Гагарин держался спокойно. Прошла команда «на старт», затем «зажигание», заработали двигатели и «подъем».

Все операции при пуске ракеты прошли штатно. Раздался голос Ю.А.Гагарина - знаменитое «поехали», и начался исторический полет. Шел репортаж с телеметрической станции: «Двигатели работают устойчиво, тангаж, рыскание, вращение – в норме, полет нормальный». Затем окончание работы I ступени – отделение боковых блоков, затем – II ступени, включена III ступень, и наконец, долгожданное окончание работы III ступени, отделение космического корабля и выход его с космонавтом Ю.А.Гагариным на орбиту спутника Земли. Всеобщее ликование, многие обнимаются, некоторые плачут. И бегом наверх на машины к пункту связи, где был аппарат ВЧ в небольшом деревянном здании.

    Вся площадка перед зданием была заполнена народом. На крыльцо выходили заместители главного конструктора и информировали о ходе орбитального полета. Через 1,5 часа было объявлено, что космический корабль с Ю.А.Гагариным успешно приземлился в районе Саратова. Так закончился этот исторический полет, результат которого поразил не только наш народ, но и весь мир. Американцы никак не могли понять: почему их опередили?

    Конечно, надо отдать должное таланту С.П.Королева и его соратников. Но дело и в том, что в стране была создана обстановка, когда каждый из участников проекта участвовал в общем большом деле с грандиозной целью, трудился на благо общества с глубоким чувством патриотизма.

    Запуск Ю.А.Гагарина дал толчок развитию космонавтики во всем мире. В США в ответ на запуск первого человека Земли в космос была создана национальная программа полета на Луну.

    Прошло 50 лет со дня исторического полете Ю.А.Гагарина. За это время ракетно-космическая техника шагнула далеко вперед. Институтом созданы гироприборы на новых принципах, во много раз более точные, имеющие многолетний ресурс беспрерывной работы с поплавковыми чувствительными элементами, динамически настраиваемыми гироскопами на упругом подвесе.

    Сегодня Научно-исследовательский институт прикладной механики в качестве филиала входит в состав «Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».

    Задачи в управлении космическими аппаратами и ракетами-носителями различного назначения решаются с помощью лазерных и волоконно-оптических гироскопов.

    Но в основе их создания и отработки мы по-прежнему закладываем принципы обеспечения высокой надежности и точности.

 

Главный конструктор «НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова», д.т.н., проф. Иларий САПОЖНИКОВ

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".