РОСКОСМОС-СПОРТ

11 мая 2010 г. - А.А.Куралев "Учил первого космонавта находиться в условиях невесомости"

Исполняется 50 лет, как я закончил с отличием Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики (ЛИТМО) и направлен на работу в один из Ленинградских НИИ. Наш институт вел работы по организации воздушного движения и посадки летательных аппаратов. Меня включили в группу специалистов по разработке и испытанию радиолокационной системы ближней навигации и посадки.

Институт располагал испытательной базой с парком самолетов ЛИ-2 и ИЛ-14, базировавшихся на аэродроме г. Гатчина в 45 км от Ленинграда. Моей конкретной темой была разработка и испытание системы определения дальности до точки приземления самолета при заходе на посадку. После успешных заводских испытаний с участием заслуженного летчика-испытателя Анохина мы продолжили облет аппаратуры на аэродроме пос. Чкаловский под Москвой на базе Краснознаменного государственного НИИ ВВС МО СССР (платформа 37 км, так это тогда называлось). Платформа 35 км - это г. Щелков, где был шелковый комбинат. Туда мы и солдаты гарнизона НИИ ВВС ездили на танцы и знакомились с девушками - работницами комбината.

Здесь и начались полноценные испытания нашей системы во всех режимах. Нам, инженерам-испытателям полагалась доплата за время летных испытаний: старший инженер - 4 рубля 50 коп, инженер - 4 рубля, старший техник и техник - 3 рубля 50 коп соответственно за один час полета. Все мы включались в полетный лист и должны были пройти медкомиссию гарнизона на предмет годности к летным испытаниям и совершить ряд прыжков с парашютом.

В это же время на базе ГОС НИИ ВВС проходила подготовка первого отряда космонавтов.

Известно, что в первый отряд будущих космонавтов включили 20 человек. Наставником и командиром у них был полковник Карпов Евгений Анатольевич, а отвечал за подготовку сам генерал-полковник Каманин Николай Петрович, заместитель начальника Главного штаба ВВС, один из семерки Героев Советского Союза, спасателей челюскинцев. В полном объеме готовить всю двадцатку к полету в космос было сложно. Поэтому по рекомендации летчика- испытателя Галлая Марка Лазаревича отобрали головную шестерку будущих космонавтов: Варламов B.C., Гагарин Ю.А., Карташов А .Я., Николаев А.Г., Попович П.Р., Титов Г.С.

Адаптация организма к невесомости проводилась сначала на двухместном истребителе, а потом на самолете ТУ-104. На этом самолете была установлена и наша аппаратура ближней навигации и посадки. Самолет набирал высоту 10000 метров, выключал двигатели и планировал до высоты 2000 метров. Затем снова включались двигатели. За это время в салоне самолета (обшитого матами) «парили» будущие космонавты в невесомости. Это время продолжалось 35-40 сек. Пилотировал самолет уже упоминавшийся заслуженный летчик-испытатель Анохин, подключался и летчик-испытатель Хапов. После второго испытательного полета Гагарин записал в бортовом журнале: «В полете не покидает ощущение приятной легкости. Все получается легко и свободно. Поймал плавающий перед лицом карандаш...».

Эти испытания проводились в конце 1960 года, ими непосредственно руководили ведущие инженеры Березкин и Северин.

В мае 1960 года в один из ангаров аэродрома привезли остатки сбитого американского самолета-разведчика, пилотируемого Ф. Паурсом. Аппаратуру, которая более или менее сохранилась, выставили в Колонном Зале Дома Союзов в Москве, где проходила пресс-конференция, связанная с этим полетом. Из остатков паурскоко самолета я взял себе на память накидную гайку с надписью «Made in USA» и пучок проводов. Эти провода были с остекленной изоляцией, у нас таких тогда не было. Провода были в огне, но изоляция их сохранилась.

В это же время проводились испытания и катапульт на взлете и посадке с манекенами, или как их называли «болванами». Летчики рассказывали, что предлагали 25 тысяч рублей за серию испытаний с живыми пилотами, но в то время никто не соглашался - 50% вероятности, раскроется или нет парашют на низкой высоте.

Мы, гражданские инженеры-испытатели, знали, что готовятся летчики для полета на пилотируемом корабле вокруг Земли. Но когда это произойдет, в то время, видимо, не знал никто, кроме, может быть, самого С.П. Королева.

Н.П. Каманин очень тепло относился к нам инженерам-испытателям. Всегда перед полетами спрашивал: «Как, ребята, аппаратура не подведет ...?». Из общения с первой шестеркой будущих космонавтов было ясно, что ребятам придется сдавать строгие экзамены. Причем говорили, что первым должен полететь Гагарин. В день его рождения 9 марта был запущен с Байканура четвертый спутник (последний) перед полетом Ю.А. Гагарина. Запуск прошел удачно.

По заданию института я был командирован на Воронежский авиационный завод, поезд прибывал на станцию Воронеж 12 апреля 1961 года в 10.00. В 9.30 по поездному радио было объявлено, что в 10 часов утра будет передано важное правительственное сообщение.

В 10 часов никто из вагона не вышел, ждали сообщения. И вот оно прозвучало: «На орбите вокруг Земли - первый человек - Ю.А.Гагарин»...

Испытания нашей аппаратуры проходили и в Жуковском, на базе ЛИИ ДБ (летно-испытательный институт, доводочная база) Туполева, в т.ч. на самолете ТУ-22. В один из дней после успешного испытаний ракетных систем со стрельбой на поле аэродрома прибыл черный «ЗИМ». Экипаж самолета и мы инженеры- испытатели выстроились и ждали этот автомобиль. Вышел сам Андрей Николаевич Туполев, тепло поздравил экипаж самолета, пожал руки и нам. Этого забыть нельзя.

Началась эпоха жилищно-строительных кооперативов, надо было решать свой жилищный вопрос. Я уехал в город Мирный Якутской АССР, трест «Якуталмаз», где проработал 20 лет. Но это уже другая история….

По прошествии стольких лет, интересно узнать, помнит ли кто из оставшихся в живых и ныне живущих космонавтов первого отряда о своих тренировках на самолете ТУ-104. Ведь это полет на горке (хотя его и называли будущие космонавты «легкой прогулкой»), давал реальные представления о невесомости там наверху в космосе. Я горжусь, что принимал участие в обеспечении этих полетов. Мало, кто знает об этом даже из моего окружения.

 

Куралев Альберт Александрович,

В 1959-1962гг. инженер-испытатель.

г.Калининград

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".