Интервью

#СМИ#Главное#Интервью#Русский космос#Космодромы#Восточный#ЦЭНКИ#Ангара#Орел
13.09.2020 12:08

Интервью Руслана Мухамеджанова: космодром мечты

Сложнейший инженерный объект и уникальные технические решения. Точка приложения усилий и талантов тысяч людей. Все это про стартовый комплекс второй очереди космодрома Восточный, откуда в 2023 г. должен состояться дебютный полет тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с пилотируемым транспортным кораблем «Орёл». О технологических особенностях сооружения и ходе работ «Русскому космосу» рассказал исполнительный директор Единого конструкторского бюро ЦЭНКИ (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») Руслан Мухамеджанов.

***

—  Руслан Джемалович, какие конструкторские идеи и решения будут воплощены в комплексе под «Ангару» на Восточном?

—  Стартовый комплекс под ракету «Ангара» на Восточном создается на основе технических решений, уже отработанных и проверенных на космодроме Плесецк, но с учетом новых технологий и комплектующих. Исключительная особенность комплекса — универсальность: он способен обеспечить пуски ракет семейства «Ангара» как с автоматическими космическими аппаратами, так и с пилотируемыми кораблями и различными (в том числе и с кислородно-водородными) разгонными блоками.

Для сокращения затрат на создание второй очереди Восточного принято решение дооснастить необходимыми агрегатами и системами унифицированный технический комплекс и заправочно-нейтрализационную станцию, построенные в рамках первой очереди космодрома для подготовки ракеты «Союз-2» и заправки космических аппаратов и разгонных блоков.

—  Какие агрегаты и системы для Восточного разработаны в ЦЭНКИ? Какие филиалы отвечают за те или иные виды работ?

—  Практически все стартовые агрегаты под «Ангару» разрабатываются собственными силами головного исполнителя — Научно-исследовательского института стартовых комплексов (НИИ СК, филиал ЦЭНКИ, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») имени академика В. П. Бармина. Отдельные системы и агрегаты изготовлены и смонтированы силами других филиалов — Конструкторского бюро «Мотор», Конструкторского бюро транспортного и химического машиностроения и Научно-исследовательского института прикладной механики имени академика В. И. Кузнецова. Лишь заправочные и газовые системы, системы управления и пожаротушения делают сторонние организации, но также при активном участии специалистов НИИ СК.

Технический комплекс на 90 % оснащен оборудованием, разработанным и изготовленным в ЦЭНКИ: это комплекты механотехнологического и стендового оборудования, комплекс вакуумной установки, системы обеспечения бесперебойным электропитанием, система мониторинга технического состояния (видеорегистрация, газовый контроль окружающей среды, контроль чистоты в зале подготовки, регистрация параметров технологического оборудования), внутриобъектовые средства транспортирования, агрегаты термостатирования и многие другие.

Для создания специализированных систем привлекались и соисполнители: филиал Центра Хруничева — КБ «Арматура» (газовые системы), «Технотон» (системы термостатирования), НТЦ «ПожОборонстрой» (система пожаротушения).

—  В чем особенность разработанных систем?

—  Впервые в истории отечественной наземной космической инфраструктуры создан технический комплекс, обеспечивающий выполнение всех операций — от приема составных частей ракеты, их подготовки, сборки, испытаний, заправки и до самого вывоза на старт. До этого времени все операции велись экстерриториально в сооружениях, разбросанных по территории космодромов, что увеличивало длительность подготовки и создавало дополнительные затраты.

Для подготовки составных частей носителей семейства «Ангара» ЦЭНКИ разработало электрические аккумуляторные тягачи, которые перевозят элементы ракеты, космического аппарата и разгонного блока между сооружениями технического комплекса. Созданы также коленчатые и ножничные подъемники с высотой подъема от 10 м до 15 м, создающие условия для работы в чистовых помещениях с 8-м классом чистоты. Всё это разработки ЦЭНКИ с применением только российских комплектующих.

Поскольку в семействе ракет-носителей «Ангара» используются экологически чистые компоненты топлива, загрязнение окружающей среды невозможно даже в случае нештатных ситуаций. Все рабочие отходы собираются в специальном заглубленном железобетонном сооружении, нейтрализуются и вывозятся для утилизации за пределы стартового комплекса.

В целях безусловной экологической безопасности работы с составными частями ракеты и их заправка выполняются технологическими системами, полностью исключающими возможность попадания компонентов ракетного топлива в окружающую среду.

—  В чем особенность технического и стартового комплекса для «Ангары» на космодроме Восточный?

—  Сооружения, которые мы возводим на Восточном, в большинстве своем выполнены из облегченных конструкций, их площадь и планировка более эргономичны.

Получила развитие автоматизация процессов подготовки и осуществления пусков: усовершенствованы средства диагностики готовности оборудования стартового комплекса, включая контроль за состоянием средств электроснабжения, кабельной сети и приборного оборудования. Расширены средства визуализации технологических процессов, а также архивирования и обработки данных для оперативного мониторинга выполняемых работ и принятия решений в нештатных ситуациях.

На Восточном технический комплекс и заправочно-нейтрализационная станция выполнены в едином блоке, с законченным технологическим циклом с обеспечением необходимой чистоты при подготовке составных частей ракеты.

—  А как обстоит дело с импортозамещением?

—  ЦЭНКИ изготавливает девять систем и агрегатов стартового комплекса под «Ангару» и до 90 % составных частей, как уже говорилось, по техническому комплексу. Иностранных комплектующих в разрабатываемых конструкциях — менее 1 %.

—  Как будет реализована универсальность стартового комплекса на Восточном?

—  Такие системы, как транспортно-установочный агрегат, пусковой стол, кабель-заправочная башня, создаются так, чтобы работать с ракетами «Ангара» различных модификаций и разгонными блоками разных типов без переоборудования, с помощью имеющихся опорных мест, площадок обслуживания с универсальными механизмами стыковки коммуникаций.

Для работ с пилотируемым транспортным кораблем, а также с перспективной ракетой-носителем тяжелого класса повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В» потребуются соответствующие доработки кабель-­заправочной башни и создание отдельного транспортно-­установочного агрегата. Проектные решения для этой перспективной модернизации уже сейчас заложены в конструкцию агрегатов комплекса.

—  Какие технологические особенности заложены на стартовом сооружении под пилотируемые пуски?

— ЦЭНКИ совместно с РКК «Энергия» и Центром Хруничева (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос») определяют основные принципы и технический облик по обслуживанию пилотируемого транспортного корабля «Орёл» на стартовом комплексе космодрома Восточный. В частности, подготовка, обслуживание и посадка экипажа в корабль будут осуществляться с помощью создаваемой в настоящее время кабель-заправочной башни. Специалисты НИИ СК уже вносят соответствующие изменения в конструкцию агрегата, позволяющие производить последующее дооснащение его требуемыми системами и устройствами.

Планируется создание новых технических комплексов для сборки, проверки на функционирование, пневмовакуумных испытаний корабля, а также предстартовой подготовки экипажа (проверка скафандров к полету, медицинское обследование космонавтов, тренировочный процесс в корабле). Специальный технический комплекс обеспечит прием составных частей ракетного блока аварийного спасения корабля, проведение испытаний и совместных проверок, а также его транспортировку для стыковки с ракетой.

Заправочно-нейтрализационная станция будет доработана для заправки пилотируемого корабля необходимыми компонентами топлива.

—  Какие условия создаются для пусков «Ангары» с водородными двигателями?

—  При создании стартового комплекса второй очереди космодрома уже предусмотрены сооружения для работ с кислородно-водородным разгонным блоком тяжелого класса (КВТК).

В связи с решением о дооснащении старта под перспективный носитель «Ангара-А5В» будут усилены конструкции стартового сооружения для размещения дополнительного оборудования ракеты. Генеральный план учитывает возможность перспективного развития стартового комплекса: он предполагает создание добавочных сооружений, доработку технических систем, требующихся для размещения дополнительных объемов компонентов ракетного топлива и газов, а также необходимого технологического оборудования.

Предусмотрено создание технического комплекса для приема и подготовки кислородно-водородного разгонного блока, его испытаний и заправки его корректирующей двигательной установки.

—  Какие работы предстоит выполнить, чтобы первый пуск «Ангары» с Восточного, намеченный на 2023 год, состоялся в срок?

—  В настоящее время на космодроме ведется активное строительство, и параллельно с ним ЦЭНКИ приступил к монтажу технологического оборудования. На 2021 г. намечено изготовить все системы и агрегаты стартового комплекса и развернуть монтаж на объекте. По завершении строительных работ в 2022 г. начнутся автономные испытания агрегатов и систем комплекса. Все работы идут в соответствии с графиком, с тем чтобы обеспечить комплексные испытания и пуск первой «Ангары-А5» в 2023 г.

Сегодня заканчивается разработка необходимой документации на технологические системы и оборудование унифицированного технического комплекса и заправочно-нейтрализационной станции. Оборудование изготовлено на 50 %. Монтаж и испытания систем и агрегатов технического комплекса и станции будут завершены в 2022 г.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".