Новости

#ОКБ Факел#Главное#История#Луноход#Луна
17.11.2020 18:42

«Камин» для лунохода

Пятьдесят лет назад на поверхность Луны мягко опустилась тяжелая автоматическая станция «Луна-17». В кооперацию по созданию лунохода было включено и калининградское ОКБ «Факел» (сегодня входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

Продолжительность дня на Луне равна продолжительности ночи и составляет 14,75 земных суток. Отсутствие атмосферы и медленное вращение приводят к огромной разнице температур на одном и том же участке лунной поверхности. На солнечной стороне температура может достигать +130 °С, а ночью опускаться до −170 °С. По техническому заданию на разработку самоходный аппарат должен был «пережить» трое лунных «суток». Для обеспечения работоспособности оборудования, расположенного в гермоконтейнере аппарата, необходимо было выполнить его термостатирование в диапазоне 0...40 °С, чтобы не допустить ни замерзания, ни перегрева. В качестве источника тепла было решено использовать радиоизотопный нагреватель мощностью более одного киловатта в начале эксплуатации. Его разработка и изготовление были поручены головной организации — ОКБ «Заря».

В кооперацию по созданию лунохода было включено и калининградское ОКБ «Факел». Оно должно было изготовить, провести отработку и испытать теплообменник для изотопного источника тепла. Ведущим по теме был назначен Ю.П. Мосалев, который назвал это изделие «Камином». Наименование оказалось настолько удачным, что оно использовалось не только в обиходе, но и было закреплено в технической документации.

Теплообменник представлял собой двухходовой цилиндрический аппарат, внутрь которого загружался изотопный источник. Газообразный азот, нагретый в теплообменнике, по герметичному трубопроводу с помощью вентилятора подавался в приборный отсек лунохода. В газовых трактах на входе и выходе теплообменника были установлены полированные золоченые заслонки, регулирующие циркуляцию газа. Солнечным днем заслонки должны быть закрыты, чтобы тепловая мощность выделялась с радиаторов «Камина», а лунной ночью открывались для обогрева аппаратуры, расположенной в гермоконтейнере.

При изготовлении «Камина» необходимо было обеспечить высокую герметичность теплообменника и газового контура, устойчивость конструкции к колебаниям температуры до 300 °С, стабильность коэффициента излучения наружных поверхностей, а также хорошие газодинамические качества проточной части теплообменника. При этом, естественно, должны были соблюдаться весовые и габаритные ограничения. До летного образца «Камина» было изготовлено и испытано свыше 40 различных вариантов, которые были забракованы по различным причинам. Как важному узлу космического аппарата, «Камину» предстояло пройти весь комплекс испытаний, включавших имитацию механических воздействий при старте ракеты-носителя и температурных условий пребывания на Луне.

17 ноября 1970 года аппарат прилунился в Море Дождей. Началось многомесячное путешествие, полное открытий. В течение всей экспедиции система терморегулирования функционировала безупречно. По данным телеметрии, в приборном отсеке поддерживалась «комфортная» температура в диапазоне +7...+32 °С. 14 сентября 1971 года состоялся последний сеанс радиосвязи. Одиннадцатую лунную «зиму» «Луноход-1» не пережил. Из-за снижения мощности изотопного источника почти в четыре раза уменьшилось тепловыделение «Камина», что привело к переохлаждению аппаратуры. К этому моменту самоходный аппарат прошел 10,5 километра, а длительность его работы составила 301 сутки. Последнее число фатально совпала с продолжительностью ресурсных испытаний «Камина», проведенных на предприятии. Срок активного существования «Лунохода-1» превысил заданный в три раза.

Госкорпорация «Роскосмос» представляет новый комплект рассекреченных материалов, рассказывающих о разработке и запуске этого уникального космического объекта. Подборка содержит министерские и ведомственные документы, протоколы производственных совещаний, отчетную документацию и фрагменты переписки участников работ с руководством ракетно-космической отрасли.

***

ОКБ «Факел» — одно из лидирующих предприятий в разработке электрических двигательных систем и термокаталитических двигательных установок на гидразине, обладающее индустриальным опытом серийной и массовой поставки двигателей в коммерческом и государственном сегментах рынка. Доля в мировом производстве двигателей для космических аппаратов составляет около 10%. Более 70 российских спутников (более 60% российской орбитальной группировки) и 30 зарубежных с ЭРД разработки и изготовления ОКБ «Факел». На сегодняшний день партнерами являются: ИСС им. М.Ф. Решетнева, РКК «Энергия» имени С.П. Королёва, ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, НПО имени Лавочкина, Корпорация «ВНИИЭМ», Maxar (США), Airbus, TAS (Франция), MELCO (Япония), IAI (Израиль), OHB (Швеция).

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".