Новости
В ночной атмосфере Венеры на высотах 85–100 км предельно мало озона, а содержание двуокиси серы значительно изменяется в течение нескольких суток. Эти выводы были сделаны по итогам обработки данных прибора SPICAV на борту аппарата «Венера-Экспресс», созданного при активном участии Института космических исследований Российской академии наук. Статья с результатами работы опубликована в Journal of Geophysical Research: Planets.
Орбитальная станция Европейского космического агентства «Венера-Экспресс» работала у Венеры в 2006–2014 годах. На её борту был установлен, в числе прочих научных приборов, комплекс спектрометров SPICAV/SOIR (Spectroscopy for the Investigation of the Characteristics of the Atmosphere of Venus), созданный при активном участии Института космических исследований РАН. Ультрафиолетовый канал спектрометра SPICAV был единственным прибором на борту «Венеры-Экспресс», способным одновременно изучать распределение по высоте концентраций таких малых газовых составляющих, как озон (O3) и диоксид серы (SO2), в верхней мезосфере Венеры.
Этот слой атмосферы соответствует высотам 85–100 км, и очень интересен для исследователей, поскольку здесь находится зона пересечения различных режимов глобальной атмосферной циркуляции. Поведение озона и диоксида серы в данной области атмосферы на ночной стороне, не освещенной Солнцем, до сих пор было изучено довольно плохо из-за нехватки экспериментальных данных.
Сейчас это стало возможным благодаря методу наблюдений в режиме звездного просвечивания, впервые реализованному на Венере спектрометром SPICAV. Спектрометр «следил» за звездами при их восходе и заходе за горизонт планеты и измерял спектры их излучения, которое проходило через атмосферу и поглощалось её молекулами. Благодаря этому удалось измерить концентрации углекислого газа (CO2 — основная составляющая атмосферы Венеры), SO2 и O3 на высотах 85–100 км.
Озон был впервые обнаружен в атмосфере Венеры также благодаря «Венере-Экспресс» в 2011 году. Тогда удалось установить, что венерианский озоновый слой находится примерно на высоте 100 км с концентрацией примерно 107–108 молекул в см3, но это были только первые наблюдения. Дарья Евдокимова и Денис Беляев, научные сотрудники отдела физики планет ИКИ РАН и первые авторы статьи, опубликованной в журнале JGR: Planets впервые представили результаты совокупного анализа содержания озона и диоксида серы за все восемь лет наблюдений SPICAV.
Как полагают исследователи, наблюдаемое распределение озона указывает на то, что этот газ взаимодействует с химическими соединениями, переносимыми ветрами из дневной стороны полушария на ночную. Например, это могут быть соединения хлора, которые, как известно, быстро реагируют с озоном и разрушают его. Наблюдения диоксида серы за все годы эксперимента SPICAV показали, что его концентрации значительно меняются за короткое время (несколько земных суток) от нескольких единиц до нескольких сотен ppbv. Однако при этом в среднем по профилю его относительное содержание на высотах 85–100 км постоянно и составляет 135±21 ppbv.
Наличие быстрых и значительных вариаций не позволяет сделать однозначный вывод о временном или пространственном распределении SO2 в ночном полушарии без применения улучшенных химических моделей, учитывающих глобальную циркуляцию атмосферы.
***
Автоматическая межпланетная станция «Венера-Экспресс» была запущена 9 ноября 2005 года с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат». Аппарат вышел на первую вытянутую орбиту вокруг Венеры 11 апреля 2006 года. В феврале 2015 года аппарат вошёл в атмосферу Венеры и закончил свою миссию, но обработка его данных продолжается и сейчас.
Специалисты Института космических исследований Российской академии наук принимали участие в разработке, изготовлении и испытаниях двух научных приборов орбитального аппарата: универсального спектрометра и спектрометра высокого спектрального разрешения SPICAV/SOIR (руководители: Ж.-Л. Берто/Jean-Loup Bertaux, Франция, О.И. Кораблев, Россия, Д. Невеянс/Dennis Nevejans, Бельгия) и планетного Фурье-спектрометра PFS (изготовлен в Италии с участием России, научный руководитель В. Формизано/Vittorio Formisano, Италия, Л.В. Засова, Россия). В экспериментах VIRTIS, VMC, ASPERA российские ученые принимали участие как соисследователи.
Фрагмент текста с ошибкой:
Правильный вариант: