РОСКОСМОС-СПОРТ

Интервью

#Роскосмос#Русский космос#ЦПК#Пилотируемая космонавтика#Интервью
21.11.2021 21:09

Будни ЦПК – как формируется будущее

О проекте «Вызов», о подготовке экипажа корабля «Союз МС-20» с японскими туристами, о создании новых тренажеров, а также о XIV Международной научно-практической конференции «Пилотируемые полеты в космос» журналу Госкорпорации «Роскосмос» — «Русский космос» рассказал начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Максим Харламов.

***

— Максим Михайлович, отличалась ли обстановка во время предстартовой подготовки экипажа «Союза МС-19» с участниками проекта «Вызов» от той, которая бывает обычно?

— Прежде всего, надо отметить, что у нас в гостинице «Космонавт» на Байконуре две недели в изоляции были не только космонавты и сотрудники ЦПК, но и представители массмедиа, в частности Первого канала, которые снимали все этапы предстартовой подготовки. Обеспечение такого обсервационного режима, конечно, требовало задействования определенных дополнительных ресурсов. Но в плане тренировок задачи остались теми же.

— Какие у вас ожидания от проекта «Вызов»? Касаются ли они только космического полета или простираются до момента выхода фильма?

— Честно говоря, о выходе фильма я не очень задумываюсь. А вот с точки зрения популяризации космической деятельности уже виден эффект. В период нахождения на Байконуре я получил довольно много откликов в личной переписке и соцсетях от людей, не являющихся работниками нашей отрасли. Очевидно, циклы передач, которые выходили в период предстартовой подготовки и продолжаются сейчас, разбудили в людях давно дремавший интерес к тому, что же такое профессиональная деятельность космонавтов и пилотируемые программы.

— ЦПК подготовил к полету участников проекта «Вызов» меньше, чем за четыре месяца. Экипаж следующего корабля, «Союза МС-20», также включает в себя двух участников космического полета. Его подготовка отличается от предыдущей?

— Несомненно. Во-первых, у экипажей разные целевые задачи. Антон Шкаплеров готовился для выполнения длительной экспедиции на МКС, а у командира корабля «Союз МС-20» Александра Мисуркина будет короткий полет — двенадцать суток. Во-вторых, участники проекта «Вызов» — русскоговорящие, а сейчас готовятся к полету два англоязычных туриста. Это накладывает дополнительные ограничения. Конечно, они учат технический русский язык, наши аббревиатуры. Но интенсивного трехмесячного курса изучения русского языка, как раньше у нас было для иностранцев, в этот раз нет. Поэтому вместе с представителями РКК «Энергия» мы делаем перевод методической литературы, в том числе бортовой документации, чтобы облегчить иностранным гражданам подготовку.

— Запланированы ли у Александра Мисуркина на экспедицию посещения какие-либо эксперименты? Хватит ли на это времени?

— Безусловно, туристы требуют большого внимания в связи со своим уровнем подготовленности. Но это не значит, что у Александра не будет времени на эксперименты. Он готовится и к работам по российской научной программе.

— Как вы считаете, реально ли подготовить непрофессиональных участников космического полета за еще более короткий срок, чем был отведен киноэкипажу проекта «Вызов»?

— Все-таки есть определенный оптимальный срок. Если мы говорим о типовом графике подготовки, о наборе занятий, которые необходимы для получения определенных знаний, навыков и умений, то он составляет приблизительно 26 недель. Но по факту каждый раз это очень индивидуальная работа, которая зависит не только от цели полета в космос, но и от самого претендента. Например, кто-то быстрее овладевает навыками работы со скафандром «Сокол», а у кого-то на это тратится больше времени. Одному нужно больше занятий на тренажере «Союза», другому — на станции. Так что программа подготовки оптимизируется исходя из конкретных задач, временных рамок и возможностей участника полета.

Взять, к примеру, проект «Вызов». Подготовка его команды требовала много времени, которого у нас в рамках обычного расписания не было. Поэтому отработка методик выполнялась и по вечерам, и по выходным. Практически все выходные у экипажа были заняты подготовкой к реализации самой целевой работы.

— Для подготовки к полету экипажа «Союза МС-19» был модернизирован комплексный тренажер корабля. В него добавили пульт для особо важных команд, чтобы командир мог управлять кораблем без профессионального бортинженера. Планируются ли еще какие-то обновления тренажеров для предстоящих миссий?

— Каждый полет новой модификации кораб­ля подразумевает определенную модернизацию тренажера. По предложениям самих космонавтов и инструкторов, тренажеры «Союза» и российского сегмента МКС также постоянно совершенствуются. Это постоянная и очень важная работа.

Помимо этого, Центр занимается разработкой тренажера перспективного транспортного корабля «Орёл». На данный момент мы завершили разработку эскизного проекта. Теперь нужно выпустить конструкторскую документацию и реализовать его в «железе». Размещаться он будет в том же зале, где стоят тренажеры кораб­ля «Союз». Там уже определено для него место. А подготовку на нем мы планируем начать к середине 2025 г. Стоит отметить, когда создавались тренажеры «Союза», головным разработчиком была другая организация, а сейчас мы взяли эту функцию на себя.

— Планируется ли создание новых средств подготовки космонавтов по лунной программе?

— Несомненно, это потребуется. Но пока разработка лунной программы находится на таком уровне, что цели и задачи пилотируемых экспедиций, облик летных изделий, их описание, разработка технической документации на них еще в начальной стадии. Поэтому сейчас говорить о создании конкретных тренажеров рано. Тем не менее мы осуществляем научные исследования, чтобы понять, какие технические решения должны быть заложены в новые тренажеры.

Например, у нас проводятся исследования по внекорабельной деятельности на поверхности Луны и Марса (создание каких-то конструкций, перенос грузов и т. п.) и отработке управления робототехническими системами — луно- и марсоходами. Для этого на тренажере «Выход-2» моделируются условия лунной и марсианской гравитации с помощью частичного обезвешивания оператора в скафандре «Орлан». На уровне научных исследований также выполняем экспериментальные работы по использованию VR-шлема на центрифуге для моделирования посадки на другие планеты.

— На балансе ЦПК есть вертолет Eurocopter AS350. Будут ли включены полеты на нем в программу летной подготовки космонавтов?

— Опытные космонавты уже выполняют на нем полеты в рамках научных исследований. Когда все методики будут отработаны, элементы полета на вертолете обязательно войдут в программу специальной летной подготовки всех космонавтов. Думаю, это произойдет в следующем году.

— Подготовка к космическому полету профессиональных космонавтов и участников полета вызывает огромный интерес. 17–19 ноября в ЦПК пройдет (ред. — состоялась) XIV Международная научно-­практическая конференция «Пилотируемые полеты в космос». Сколько планируется участников и из каких организаций?

— Прием заявок на участие в конференции еще продолжается. Уже поданы заявки на 196 докладов из 55 организаций, более 300 авторов. Регистрируются также участники без докладов. Как обычно, ждем наших ближайших коллег из РКК «Энергия», ЦНИИмаш, Института медико-биологических проблем, организаций — постановщиков космических экспериментов. Активно будут представлены ведущие вузы страны, с которыми у Центра тесные контакты: МГУ, МАИ, МГТУ и другие. Традиционно в нашей конференции участвуют наши зарубежные партнеры по МКС — NASA, JAXA, ЕКА. Есть заявки от представителей научных организаций из Туниса, Хорватии, Индии, Мексики.

— В каком формате будет идти форум?

— На данный момент планируем очное проведение конференции, естественно, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. Для участия в ней необходимо будет представить и QR-код о вакцинации, и свежий ПЦР-тест. На входе будет осуществляться санитарный контроль прибывающих замером температуры. Кроме того, предусмотрена онлайн-трансляция.

— Какая секция самая популярная и почему?

— У нас всего девять секций. Трудно выделить одну, на мой взгляд, они все очень интересные. На данный момент больше всего подано заявок на секцию «Медицинские и психологические аспекты отбора, подготовки, деятельности экипажей в космических полетах и послеполетной реабилитации» — 28 докладов, при этом большая часть — от наших партнеров. Исследование человека в условиях воздействия факторов космического полета имеет как практическое, так и глубоко научное значение.

— На прошлой конференции состоялся круглый стол «Настоящее и будущее пилотируемой космонавтики», серия докладов на котором посвящалась итогам испытаний антропоморфного робота Skybot F-850. Какова главная тема в этот раз?

— Сейчас особую актуальность приобретают вопросы целевого использования пилотируемого космического комплекса как высокоэффективной научной лаборатории. При этом мы стараемся повысить роль космонавта. Он не просто промежуточное звено между разработчиками космической техники, постановщиками экспериментов и самим пилотируемым комплексом, а ключевой участник планирования и выполнения космических исследований, а также анализа результатов. Тема круглого стола в этом году: «Деятельность космонавтов как исследователей при выполнении перспективных космических полетов». Во время конференции пройдет выставка, где мы постараемся показать и широко осветить космические исследования, проводимые на борту МКС.

— С какими докладами выступят сотрудники ЦПК?

— На пленарном заседании от ЦПК будет представлен доклад «Пути совершенствования профессиональной деятельности космонавтов». Эта тема напрямую связана с темой круг­лого стола. В секциях будет значительное число докладов от наших специалистов по разным направлениям. «Интерфейсы человеко-машинного взаимодействия в задачах роботизированной поддержки напланетной деятельности космонавтов с использованием экзоскелетов в составе выходных скафандров», «Непрофессиональные космонавты: опыт, реальность и перспективы», «Особенности проектирования комплексного тренажера перспективного транспортного корабля», «Моделирование информационного обеспечения внекорабельной деятельности на Луне» и многие другие темы будут затронуты на конференции сотрудниками ЦПК. В том числе есть и совместные доклады с представителями других организаций, наших партнеров.

Светлана Носенкова, Русский космос

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".