РОСКОСМОС-СПОРТ

Человек, идеи которого явно опережали время

12 января 2022 года исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва, ученого и выдающегося конструктора, основоположника практической космонавтики и организатора работ по созданию ракетно-космической техники в СССР.

Сергей Королёв по праву считается первопроходцем основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей нашу страну ведущей ракетно-космической державой! Благодаря его таланту, настойчивости, преданности любимому делу, а также той невероятной энергии, которой он заряжал коллектив ОКБ-1, наша страна стала первой практически во всем, что касается освоения космического пространства.

Под руководством Сергея Павловича были созданы первая отечественная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая получила дальнейшее развитие в целом ряде многоступенчатых ракет космического назначения. С их помощью на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, осуществлен первый в истории полет человека в космос, запущены первые научные аппараты и автоматические межпланетные станции для изучения Луны, Марса и Венеры. По его инициативе в СССР стартовала пилотируемая лунная программа, проводились научно-исследовательские работы по проектам пилотируемых комплексов для полетов на околоземную орбиту и в дальний космос. Отсюда берет начало и пилотируемый транспортный корабль «Союз».

1924 — 1926 гг.

— 

Студент Киевского политехнического института, г. Киев

1926 — 1930 гг.

— 

Студент Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана, г. Москва

1927 — 1931 гг.

— 

Работа на авиационных заводах № 22, 39 (инженер, старший инженер, руководитель группы, начальник конструкторской бригады), г. Москва

1931 — 1932 гг.

— 

Старший инженер, руководитель группы ЦАГИ, г. Москва

1932 — 1933 гг.

— 

Руководитель Московского ГИРДа

1933 — 1938 гг.

— 

Заместитель начальника РНИИ, старший инженер, начальник отдела РНИИ — НИИ № 3, г. Москва

1938 — 1940 гг.

— 

Репрессирован и сослан на Колыму

1940 — 1944 гг.

— 

Главный конструктор, руководитель отдела Опытно-конструкторского бюро по специальной технике НКВД СССР, гг. Москва-Омск-Казань

1944 — 1945 гг.

— 

Главный конструктор, руководитель отдела Особого конструкторского бюро завода № 16 МАП СССР, г. Казань

1945 — 1946 гг.

— 

Член специальной технической комиссии по трофейной ракетной технике, первый заместитель начальника, главный инженер института «Нордхаузен», Германия

1946 — 1951 гг.

— 

Главный конструктор-начальник отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР, г. Калининград МО

1951 — 1956 гг.

— 

Заместитель директора НИИ № 88 и главный конструктор ОКБ-1 МОП СССР, г. Калининград МО

1956 — 1966 гг.

— 

Начальник предприятия и Главный конструктор ОКБ-1 МОМ СССР, г. Калининград МО

Сергей Павлович Королёв родился, когда самолёты только начинали подниматься в воздух, — 12 января 1907 года в Житомире (в то время — территория Российской империи) в семье преподавателя русской словесности. В 1909 году семья перебралась в Киев, вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Дом в г. Житомире, где родился С.П. Королев. Дом в г. Житомире, где родился С.П. Королев.
Павел Яковлевич Королев - отец С.П. Королева Павел Яковлевич Королев - отец С.П. Королева
Мария Николаевна Королева (Москаленко) - мать С.П. Королева. Мария Николаевна Королева (Москаленко) - мать С.П. Королева.
Сережа Королев. Первая фотография. Сережа Королев. Первая фотография.
Выписка из метрической книги о рождении С.П. Королева. Выписка из метрической книги о рождении С.П. Королева.
С. Королев. г. Нежин, 1912 г. С. Королев. г. Нежин, 1912 г.
Первый автограф С. Королева на обороте фотографии. Первый автограф С. Королева на обороте фотографии.
С. Королев с няней Варварой Ивановной. С. Королев с няней Варварой Ивановной.
С.П. Королев. Фото из личного дела студента КПИ. С.П. Королев. Фото из личного дела студента КПИ.
Самолет СК-4 перед взлетом. 1931 г. Самолет СК-4 перед взлетом. 1931 г.
У самолета "СК-4" после аварии. Крайний справа - С.П. Королев. 1931 г. У самолета "СК-4" после аварии. Крайний справа - С.П. Королев. 1931 г.
С.П. Королев в группе участников слета планеристов. С.П. Королев в группе участников слета планеристов.
С.П. Королев в кабине планера "Коктебель". Рядом С.Н. Люшин и К.К. Арцеулов. С.П. Королев в кабине планера "Коктебель". Рядом С.Н. Люшин и К.К. Арцеулов.
У планера "Коктебель" после первого полета. С.П. Королев, С. Люшин, К.К. Арцеулов. У планера "Коктебель" после первого полета. С.П. Королев, С. Люшин, К.К. Арцеулов.
С.П. Королев в группе участников Всесоюзных планерных соревнований. С.П. Королев в группе участников Всесоюзных планерных соревнований.
Инициативная группа ГИРДовцев и члены Осоавиахима. Слева направо: Ф.А. Цандер, Ю.А. Победоносцев, Заботин, С.П. Королев, Н.В. Сумарокова, А. Левицкий, И.П. Фортиков, Б.И. Черановский. Инициативная группа ГИРДовцев и члены Осоавиахима. Слева направо: Ф.А. Цандер, Ю.А. Победоносцев, Заботин, С.П. Королев, Н.В. Сумарокова, А. Левицкий, И.П. Фортиков, Б.И. Черановский.
Обсуждение проектов членами ГИРД. Слева направо: Н.В. Сумарокова, И.П. Фортиков, С.П. Королев, А. Левицкий, Б.И. Черановский, Ф.А. Цандер, Ю.А. Победоносцев, Обсуждение проектов членами ГИРД. Слева направо: Н.В. Сумарокова, И.П. Фортиков, С.П. Королев, А. Левицкий, Б.И. Черановский, Ф.А. Цандер, Ю.А. Победоносцев,
Члены Группы изучения реактивного движения. Слева направо: стоят - И.П. Фортиков, Ю.А. Победоносцев, Заботин; сидят - А. Левицкий, Н.В. Сумарокова, С.П. Королев, Б.И. Черановский, Ф.А. Цандер. Члены Группы изучения реактивного движения. Слева направо: стоят - И.П. Фортиков, Ю.А. Победоносцев, Заботин; сидят - А. Левицкий, Н.В. Сумарокова, С.П. Королев, Б.И. Черановский, Ф.А. Цандер.
Участники запуска ракеты ГИРД-9. Слева направо: стоят - С.П. Королев, Н.И. Ефремов, Будков, Л.К. Корнеев, А.С. Раецкий, Л.А. Иконников.; сидят - Е.М. Матысик, О.К. Паровина, Н.И. Шульгина, З.И. Круглова. Участники запуска ракеты ГИРД-9. Слева направо: стоят - С.П. Королев, Н.И. Ефремов, Будков, Л.К. Корнеев, А.С. Раецкий, Л.А. Иконников.; сидят - Е.М. Матысик, О.К. Паровина, Н.И. Шульгина, З.И. Круглова.
Сотрудники РНИИ на Софринском полигоне. Слева направо: В.С. Зуев, С.С. Смирнов, О.К. Паровина, С.П. Королев, Б.В. Флоров. Сотрудники РНИИ на Софринском полигоне. Слева направо: В.С. Зуев, С.С. Смирнов, О.К. Паровина, С.П. Королев, Б.В. Флоров.
С.П. Королев во время испытаний жидкостных ракетных двигателей. Казань, март 1945 г. С.П. Королев во время испытаний жидкостных ракетных двигателей. Казань, март 1945 г.

Ещё в школьные годы он отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

1 июня 1924 года Королёв подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, но решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королёв проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королёва, как авиационного конструктора.

С 1927 года он работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 года — старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1931 году совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций — Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую Королёв затем возглавил, став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 года ГИРД стала государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты «ГИРД-09» и «ГИРД-Х».

Считается, что именно с первого пуска ракеты «ГИРД-09» 17 августа 1933 года началось развитие новой отрасли промышленности в нашей стране!

Затем была работа в Реактивном научно-исследовательском институте, где ему как руководителю отдела ракетных летательных аппаратов удалось довести до стадии испытаний крылатые ракеты: зенитную с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 году Сергей Королёв был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Во время заключения он не оставлял конструкторскую деятельность — сначала работал под руководством А.Н.Туполева в Московском Конструкторском Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2, а затем — в ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П.Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Также Королёв занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации и своей давней идеей создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем.

27 июля 1944 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении. В сентябре 1945 года Сергей Павлович отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету «Фау-2», но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 года Королёв был назначен Главным конструктором «изделия № 1» — баллистической ракеты дальнего действия в НИИ-88 и начальником отдела № 3 по разработке таких ракет. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П.Королёв стремился к главной цели — покорению космического пространства и космическим полетам человека.

 

 

При жизни Сергей Королёв легендой не стал. Пока весь мир чествовал Юрия Гагарина, человек, начавший космическую эру, оставался в тени. Сергей Королeв был одним из самых засекреченных людей страны. О нём ходили легенды. Только узкий круг посвящённых знал имя и фамилию таинственного Главного конструктора, которому отдавали рапорт космонавты перед стартом.

По словам его дочери, Натальи Сергеевны Королёвой, из-за секретности её отец дважды не получил Нобелевскую премию: первый раз — за спутник, второй — за Гагарина. Когда Нобелевский комитет обратился к Советскому Правительству, чтобы там назвали фамилию главного конструктора для его награждения, то Хрущёв сказал:

«У нас создателем новой техники является весь народ»

Сам основоположник космонавтики свою засекреченность воспринимал нормально, главным для него была работа, а наибольшей ценностью он считал время.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Королёв скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Лишь в этот день люди узнали, что именно он открыл человечеству дверь в новую эпоху. 17 января рядом с Домом Союзов собралась огромная толпа. Время, отведённое на прощание, пришлось увеличить из-за количества людей, которые хотели проводить великого конструктора.

Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Преемники, последователи и ученики Сергея Павловича — сотни выдающихся, всемирно известных ученых, инженеров и специалистов страны. Они всегда были на передовых позициях развития мировой космонавтики.

Среди их достижений — создание и полеты отечественных автоматических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы, создание и эксплуатация современных ракетных комплексов стратегического назначения, пилотируемых орбитальных станций серии «Салют», орбитального комплекса «Мир», создание и летные испытания многоразовой космической системы «Энергия-Буран», сборка и эксплуатация Международной космической станции, реализация международного проекта ракетно-космического комплекса морского базирования «Морской старт», разработка и эксплуатация современных космических аппаратов связи и телекоммуникации «Ямал» и многие другие проекты.

 

Награды и звания

Дома-музеи

Космические тела

Награды и знаки

«Сергей Павлович Королев и руководимый им коллектив, используя отечественный и зарубежный опыт, не только обогатили теорию техники, но и создали ряд ракет наиболее совершенного типа для данного уровня развития техники, имеющих большое практическое значение. В истории развития отечественных ракет по размеру сделанного в их развитие вклада Сергей Павлович занимает первое место после Циолковского».

В.П. Глушко,
член первого совета главных конструкторов по жидкостным двигательным установкам ракетно-космической техники,
генеральный конструктор НПО «Энергия» в 1974-1989 гг.
 
«Сергей Павлович был крупным инженером, крупным организатором и, безусловно, крупным ученым, заложившим теоретические основы создания космических систем и сделавшим исключительно много для их практического осуществления».
Н.А. Пилюгин,
член первого совета главных конструкторов по системам управления ракетно-космической техники
 

«Дружеское напутствие перед космическим полетом, деловые советы во время выполнения полета, умение принять правильные решения в любой обстановке — всем этим обладал Сергей Павлович! Он провожал нас в космические полеты и встречал после возвращения на родную советскую землю».

Ю.А. Гагарин,
первый космонавт мира
 

«Особенность С.П. Королева как личности — в умении посмотреть на явление с неожиданной стороны и принимать благодаря этому решение, которое оказывалось наилучшим».

Г.М. Гречко,
летчик-космонавт СССР
 

«Немногим людям удается открыть эру, в жизни, в науке, в истории, в будущем планеты Земля, — эру космическую! Только благодаря его настойчивости, его риску и упорству „Восток“ был создан именно в 1961 году. Хотя было много сторонников отложить это событие на более позднее время. Этот человек не боялся взять на себя ответственность за подготовку корабля, за осуществление полета на нем человека. Первого в мире полета».

О.Г. Ивановский,
ведущий конструктор первых космических кораблей «Восток».
 

«Сергей Павлович Королев был незаурядным человеком, большим ученым-практиком, крупнейшим организатором, умевшим широко мечтать и в то же время мыслить реальными категориями... Так и кажется, что вдруг откроется дверь и он войдет, озабоченный кучей проблем, крепкий, могучего телосложения человек, с крупной головой мыслителя, и сразу начнет требовать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Когда докажет, успокоится, расцветет своей неповторимой „королевской“ улыбкой».

Н.П. Каманин,
организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов в 1961-1971 гг.
 

«Сергей Павлович был очень требователен и к себе, и к людям. Он мог быть вспыльчив, но обладал необычайной человечностью и личным обаянием. Он умел вникать в нужды своих сотрудников и приходить к ним на помощь в трудные моменты. Это привлекало к нему людей».

М.В. Келдыш,
президент Академии наук СССР
 

«Метод самого широкого привлечения ученых разных специальностей к работе руководимого им конструкторского бюро с сохранением всей координации в своих руках стал одной из основных черт работы Главного конструктора ракетно-космических систем».

Б.В. Раушенбах,
основоположник теории управления движением космических аппаратов и создатель научной школы космической навигации
 

«Сергей Павлович удивлял технической интуицией, широким системным мышлением, неожиданной для многих логикой, волей, стремлением к глубокому проникновению в существо технических решений. Королев был главной движущей силой на всех стадиях работ».

Б.Е. Черток,
заместитель Главного конструктора ОКБ-1, один из основоположников теории и практики управления ракетами и космическими аппаратами

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".