Новости

03.05.2009 00:09

"Факел" ярче звезд (телестудия Роскосмоса - «Вести»)

   
В ОКБ "Факел" в Калининграде разрабатываются и производятся плазменные двигатели будущего. Они уже ставятся на каждый третий российский космический аппарат. Возможно, именно с помощью плазменных двигателей отправятся в дальние экспедиции космические корабли будущего.
   Что позволяет современным космическим аппаратам маневрировать на орбите? На каких двигателях полетят корабли дальних космических экспедиций? Ответ знают в Калининградском опытном конструкторском бюро "Факел". Здесь разрабатываются плазменные двигатели будущего.
"Это самый большой двигатель в мире. Этот двигатель позволит запускать 10-тонные космические аппараты, а также обеспечивать маневр и увод с орбиты, что сейчас актуально, потому что в космосе становится тесно", - рассказывает Вячеслав Мурашко, директор, генеральный конструктор ОКБ "Факел".
Плазменный двигатель – это разновидность электрореактивного двигателя, который не потребляет химического горючего, а обеспечивается энергией от аккумуляторов, радиоизотопных генераторов и солнечных батарей. Главное его достоинство – долговечность. В отличие от обычных ракетных двигателей, которые выводят на орбиту космические корабли и живут считанные минуты, ресурс плазменных – свыше 10 лет.
Надежность такого двигателя – 9995. То есть из 10 тысяч двигателей может отказать всего пять. Таких двигателей в космосе - уже более трех тысяч.
Сегодня на каждом третьем российском спутнике установлен плазменный двигатель из Калининграда. Интересуются ими европейское и американское космические агентства. Во многом – из-за качества.
"Факел" покупает только материалы. А всё остальное – это люди "Факела": рисуют, испытывают, отрабатывают, сваривают, спаивают, склеивают, помогают в запуске и помогают в управлении этими двигателями", - продолжает Мурашко.
Несколько сотен специалистов заняты в проектировании, изготовлении и окончательной сборке двигателя. Каждая деталь в прямом смысле – драгоценность. В их производстве используются дорогостоящие металлы: вольфрам, молибден, рений. "Сейчас происходит изготовление капсулы, которая состоит из молибдена. Затем будет обработка покрытия, которое будет накладываться на эту деталь", - комментирует свою работу Юрий Королев, токарь высшего разряда.
Калининградский "Факел" - мировой лидер по производству электроракетных плазменных двигателей. Возможно, именно эти двигатели унесут в дальние экспедиции корабли будущего.

http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2009/vesti01_05_9_3.php