Новости

05.05.2009 00:00

А.Н. Перминов, В.А. Меньшиков: «Реализация единой социоприродной стратегии освоения космоса»

Человеческое общество, как особая саморазвивающаяся система, основана на удовлетворении возникающих, на определенных этапах ее эволюции, потребностей. Уровень развития социума определяется характером первоочередных потребностей и способами, которыми эти потребности могут быть удовлетворены. Чем выше уровень развития социума, тем более ярко выраженный интеллектуальный характер носят его потребности, и тем более разнообразны и сложны способы их удовлетворения.


Потребности человеческого общества в космических услугах возникли задолго до появления материальных средств, способных эти потребности удовлетворить. На заре развития человечества потребности в освоении космоса носили скорее созерцательно-утопический характер. Бурное развитие в XX веке науки и техники дало в руки человека огромные мощности, открыло новые ресурсы для реализации потребностей в освоении новых пространств – космоса и ноосферы. Потребности общества в космических услугах нашли свое отражение в выдвигаемых стратегических планах освоения космоса. Стратегия освоения космоса – это долгосрочный план, отражающий цели, приоритеты и основные направления космической деятельности.


Первую стратегию освоения космоса предложил К.Э.Циолковский в первой четверти XX века – план из 16 пунктов: от создания ракетного самолета (пункт 1) - к созданию системы обширных поселений вокруг Земли (пункт10) – до расселения за пределы Солнечной системы (пункты 15,16) с условными бесконечными сроками. Вторая стратегия освоения космоса, по сути, была реализована во второй половине XX века ведущими космическими державами – СССР и США в практической космической деятельности периода «холодной войны» в виде противостояния, борьбы за лидерство, гонки в космосе.


Она значительно отличается от положений стратегии Циолковского, но соотносится с ней по ряду этапов развития техники, освоения космоса в околоземном космическом пространстве. Третья стратегия освоения космоса – «Интегрированный космический план» - прогноз до 2100 года, разработан под руководством Р. Джоунса в США в 1992 году. Эта стратегия детально проработана в пространственно-временном отношении, имеет четкую структуру, до сих пор является лучшей с точки зрения программно-целевого планирования, информационной насыщенности, наглядности. Вместе с тем в ней есть явные недостатки: отсутствует система экономических и социоприродных приоритетов, ограничений; задан чрезмерно высокий темп экспансии в Солнечной системе. К концу XX века Вторая стратегия исчерпала себя, так как перестала соответствовать потребностям мирового сообщества, а Третья стратегия остается проектом. В наступившем XXI веке идут сложные переходные процессы в сфере космической деятельности, далекие от прогнозов прошлого века об общечеловеческих идеалах и потребностях, перспективах освоения космоса.


В эпоху всеобщей глобализации и интеграции необходима новая стратегия освоения космоса. Ее отличие в изменении парадигмы космической деятельности: переход от космической гонки для лидерства в целях экспансии и достижения господства в космосе (в XX веке) – к космической деятельности, направленной на удовлетворение реальных потребностей мирового сообщества, прежде всего в обеспечении его экологобезопасного устойчивого социоприродного развития.


К наиболее распространенным и опасным стихийным явлениям, влияющим на экологобезопасное устойчивое развитие мирового сообщества, относятся землетрясения, наводнения, штормы, засухи, цунами, извержения вулканов, оползни. Ежегодно на Земле от катастрофических землетрясений гибнет в среднем около 30 тыс. человек. Экономический ущерб от сейсмических катастроф достигает сотни миллиардов долларов США или в отдельных случаях до 40 % национального достояния страны.


Прямой ежегодный ущерб от всех видов чрезвычайных явлений природы и техногенных катастроф составляет величину свыше триллиона долларов США. Предупреждать стихийные явления и техногенные катастрофы, на основе мониторинга их предвестников ослаблять их последствия и быть готовыми к ним – экономически более выгодно, чем реагировать на их последствия.


Эффективный краткосрочный (дни и часы) прогноз возникновения и развития стихийных природных и техногенных бедствий на Земле обеспечивает снижение людских и материальных потерь как минимум на 20% и в настоящее время приобретает все большую актуальность.


Землетрясения занимают ведущее место среди стихийных бедствий, приводящих к резкой дестабилизации экономики и человеческим жертвам. Наиболее критичным является глобальный оперативный и краткосрочный прогноз возникновения землетрясений, что является не решенной в настоящее время проблемой.


Известны аномальные явления в ионосфере, атмосфере и на поверхности Земли, которые потенциально могут считаться признаками готовящегося землетрясения:

  • резкие изменения концентрации электронной компоненты в ионосфере, а также появление масштабных неоднородностей;
  • ультранизкочастотные, очень низкочастотные и высокочастотные электромагнитные колебания;
  • аномальные изменения квазипостоянного электрического поля и вектора магнитной индукции;
  • аномалии в составе, концентрации, скоростях течения и температуре ионосферной плазмы;
  • интенсивные свечения атмосферы на частотах, соответствующих колебательным спектрам атомарного кислорода и гидроксила;
  • эмиссия радона и металлизированных аэрозолей в приземной атмосфере;
  • повышение на 3-5 градусов поверхностной температуры Земли в районе будущих очагов землетрясений;
  • аномальное выстраивание облаков над активными разломами земной коры перед землетрясением;
  • высыпания протонов и высокоэнергичных электронов;
  • нарастающие напряжения в земной коре, которые приводят к небольшим смещениям, для фиксации которых могут быть использованы

сверхвысокочувствительные измерительные средства.


В качестве аппаратуры для фиксации предвестников могут использоваться относительно небольшие приборы: ионозонды, магнитометры, приемники низко- и высокочастотного радиоизлучения, детекторы элементарных частиц, фурье-спектрометры, ИК-радиометры (с низким пространственным разрешением) для фиксации аномального повышения температуры Земли. Данная аппаратура может быть размещена на борту малых КА, микроспутниках и авиационных средств. Только совместный спутниковый и авиационный мониторинг, в сочетании с традиционными наземными измерениями, ориентированный, главным образом, на выявление краткосрочных предвестников, обеспечит требуемую эффективность их регистрации и надежность прогноза землетрясений.


Данная проблема имеет ярко выраженный международный характер. Созданию международных космических систем мониторинга стихийных бедствий на базе многоспутниковых систем уделяется в последнее время всё большее внимание. Проекты и инициативы создания глобальных космических систем мониторинга опасных геофизических явлений, находящиеся на различных стадиях их реализации, имеются в США, Европе, Азии. Это «Глобальная система систем наблюдения Земли (GEOSS)», «Система глобального мониторинга в интересах окружающей среды и безопасности (GMES)», «Система предупреждения о катастрофах и стихийных бедствиях «Sentinel Asia», проект «Международная хартия «Космос и крупные катастрофы», «Международная система мониторинга стихийных бедствий (DMC)».


Отличительной особенностью данных космических систем является их основная направленность на решение задач ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Для решения задачи краткосрочного прогноза стихийных бедствий, в том числе землетрясений, и техногенных катастроф необходимо получение специальной, оперативной, глобальной информации о динамике изменения параметров литосферы, атмосферы и ионосферы Земли, её специализированная обработка и передача в соответствующие органы контроля и управления, принимающие решения. Это может быть обеспечено при оптимальном построении орбитальной группировки космической системы, с соответствующим составом бортовой аппаратуры, в сочетании с привлекаемыми авиационными средствами и средствами наземного датчикового контроля, и эффективной организации наземной инфраструктуры. Ни один из рассмотренных проектов этим требованиям в полной мере не удовлетворяет.


В связи с этим, создание международной аэрокосмической системы мониторинга глобальных геофизических явлений и прогнозирования природных и техногенных катастроф (МАКСМ), является одним из важнейших направлений решения проблемы глобального оперативного и краткосрочного прогноза этих событий.


Целью создания МАКСМ является эффективное развитие и совместное использование аэрокосмического потенциала, передовых технологий мониторинга и методов обработки стран мира для обеспечения глобального оперативного и краткосрочного прогноза стихийных бедствий и техногенных катастроф в интересах снижения опасности и негативных последствий для населения и экономического потенциала мирового сообщества, на основе создания единого научно-технического и информационного пространства в области мониторинга состояния литосферы, атмосферы и ионосферы Земли.


Назначение МАКСМ − глобальный аэрокосмический мониторинг земной поверхности, атмосферы и околоземного пространства с передачей данных наблюдений в наземные центры управления в кризисных ситуациях в квазиреальном масштабе времени в интересах решения задач прогнозирования и предупреждения о стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Кроме того, система позволит производить высокоточное определение координат местоположения объектов, в том числе в интересах повышения эффективности эвакуационных мероприятий, перевозок пассажиров и грузов, а также обеспечить дистанционное обучение как специалистов по мониторингу, так и по любым другим направлениям человеческой деятельности.


Основные задачи создания МАКСМ:

  • наблюдение поверхности Земли, атмосферы и ионосферы с использованием аппаратуры видимого и теплового диапазонов, низко- и высокочастотных волновых комплексов, плазменных комплексов, комплексов мониторинга энергетических частиц, магнитометров, масс-анализаторов, спектрометров;
    сбор получаемой информации на борту КА и её регистрация;
  • передача получаемых данных мониторинга на наземные станции приема космической информации в режиме получения данных и с задержкой при накоплении данных в бортовом запоминающем устройстве КА;
  • первичная обработка данных космической информации на наземных станциях приема и передача данных мониторинга в глобальные (международные) и национальные центры управления в кризисных ситуациях;
  • сбор данных мониторинга с космических, авиационных и наземных средств наблюдения и контроля, обработка данных мониторинга для решения задач глобального оперативного и краткосрочного прогноза стихийных бедствий, а также ее хранение и отображение в международных центрах управления в кризисных ситуациях;
  • оперативное доведение обработанной информации до государственных органов управления стран-участников проекта, а также ООН, в интересах снижения опасности и негативных последствий для населения и экономического потенциала стран мира от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • обеспечение потребителей навигационной информацией, получаемой космическими навигационными системами, в интересах проведения эвакуационных мероприятий, связанных с перемещением людей и грузов, а также решения других социально-экономических задач;
  • дистанционное обучение специалистов по мониторингу и прогнозу стихийных бедствий, а также в других областях науки и техники, с использованием передовых космических и информационных технологий.

Для достижения поставленной цели и решения задач создания МАКСМ в её состав должны входить космический, воздушный и наземный сегменты.

Увеличить


Космический сегмент МАКСМ включает орбитальную группировку, состоящую из космических аппаратов (КА), расположенных на разных орбитах: низких и геостационарных.


При достижении необходимых международных договорённостей, МАКСМ будет использоваться дополнительная информация, получаемая с КА международных систем мониторинга стихийных бедствий, таких как: GEOSS, GMES, DMC, «Международная хартия «Космос и крупные катастрофы», «Дозорные Азии».


Использование информации с данных КА, во-первых, обеспечивает комплексность получаемой информации, её достоверность, а во-вторых, позволяет провести отработку наземного специального комплекса МАКСМ до начала развёртывания её орбитальной группировки.


МАКСМ использует функционально орбитальную группировку КА связи и ретрансляции, а также информацию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo.


Космический сегмент МАКСМ обеспечивает получение фоновых распределений и выделение возмущений параметров тепловых, магнитных, гравитационных полей и плазмы в ионосфере, выявление изменений в озоновом слое и характеристик атмосферы, в геодинамике земной коры и гидродинамике грунтовых вод, являющихся возможными предвестниками стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф. Полученные данные передаются в ситуационные центры управления в кризисных ситуациях глобальной системы обеспечения потребителей мониторинговой информацией.


Группировка КА верхнего яруса включает в свой состав 6 спутников на геостационарной орбите, объединенных в две группировки по три спутника – вершины двух треугольных плоскостей, условно рассекающих Землю по экватору в виде созвездия из шести вершин.

Увеличить


Одной из задач развёртывания орбитальной группировки верхнего яруса является определение и регистрация точек стояния спутников на геостационарной орбите.


Группировка КА нижнего яруса включает в свой состав 3-4 спутника на солнечно-синхронных орбитах высотой 600-700 км, с равномерным расположением плоскостей орбит по долготе восходящего узла.


Космические аппараты МАКСМ предполагается проектировать по модульному принципу, причем, приборы, расположенные на базовом модуле находятся в негерметичном исполнении.


Ряд ведущих российских организаций и предприятий, такие как ФГУП «Центр Келдыша», Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН, ФГУП «Главкосмос», Институт программных систем РАН, Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, Институт проблем механики РАН и др. готовы принять участие в разработке бортовой целевой аппаратуры для КА МАКСМ.


Воздушный сегмент МАКСМ включает авиационные средства (самолеты, вертолеты, дирижабли, беспилотные авиационные комплексы).


Воздушный сегмент системы создается в случае необходимости каждым государством на собственные средства и не носит международного характера, в связи, с чем его технический облик, этапы создания и управление созданием сегмента на этих этапах будут рассмотрены в дальнейших работах.


Наземный сегмент МАКСМ включает: наземные комплексы выведения и управления КА (ракетно-космические комплексы, наземный комплекс управления КА), наземный специальный комплекс.


Используемые для запуска КА МАКСМ комплексы средств выведения должны предусматривать возможность одиночного, попутного и пакетного выведения микро – и малых КА с использованием ракетно-космических комплексов, развернутых на российских и зарубежных космодромах.


В состав НКУ МАКСМ входят:

  • центры управления полетом стран-участников проекта;
  • стационарные наземные станции командно-измерительной системы с соответствующими средствами управления КА и связи;
  • перевозимые (мобильные) станции командно-измерительной системы и обмена информацией, закрепленные за центрами управления полетом КА и размещаемые при необходимости в соответствующих зонах;

система связи и передачи данных НКУ.


Наземный специальный комплекс включает в свой состав:

  • глобальную систему обеспечения потребителей мониторинговой информацией по глобальным геофизическим явлениям и прогнозирования природных и техногенных катастроф;
  • международную навигационно-информационную систему;

международную систему дистанционного обучения в области мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф.

 

Увеличить


Глобальная система обеспечения потребителей мониторинговой информацией (ГСОМИ) предназначена для планирования целевого применения, приема, структурного восстановления, обработки, хранения и распространения всех видов информации, передаваемой со средств наблюдения и контроля МАКСМ.


Это сложная организационно-техническая система, технический облик которой представляет совокупность взаимосвязанных топологически распределенных наземных комплексов приема, многоуровневой обработки, хранения и распространения аэрокосмической информации и геопространственной информации от наземных источников.


По своей структуре глобальная система обеспечения мониторинговой информацией по глобальным геофизическим явлениям и прогнозирования природных и техногенных катастроф является иерархической системой с радиальной топологией, включающей глобальные центры мониторинга и национальные ситуационные центры управления в кризисных ситуациях, а также наземные станции приема космической информации, увязанные путем использования единой телекоммуникационной системы.


Основными структурными элементами ГСОМИ являются:

  • верхний уровень системы в составе двух глобальных центров управления в кризисных ситуациях, расположенных в России и, например, в одной из экономически развитых зарубежных стран;
  • средний уровень ГСОМИ представляется в виде сопряженных с центрами верхнего уровня национальными ситуационными центрами управления в кризисных ситуациях;
  • нижним уровнем ГСОМИ являются наземные станции приема космической информации.

При этом национальные центры управления в кризисных ситуациях важны в большей степени в интересах отдельных государств и должны создаваться на их средства.


Для оперативной доставки мониторинговой информации от группировки КА верхнего яруса в интересах обеспечения данными глобальных центров мониторинга необходимо порядка пяти международных станций приема космической информации, разнесенных по поверхности Земли (например, западное побережье Северной Америки, восточное побережье Южной Америки, Центральная Африка, Индокитай, центральная часть России).


В интересах непосредственного обеспечения данными национальных ситуационных центров управления в кризисных ситуациях государства могут развертывать стации приема мониторинговой информации от КА МАКСМ на своих территориях с использованием собственных финансовых средств.


Развернутые пять международных станций приема космической информации должны использоваться и для приема информации от группировки КА нижнего яруса.


Международная навигационно-информационная система предназначена для обеспечения потребителей различных государств навигационной информацией, получаемой космическими навигационными системами, в интересах проведения эвакуационных мероприятий, а также решения других социально-экономических задач, в том числе и информационное и телекоммуникационное обеспечение. В состав наземного специального комплекса навигационно-информационной системы входят интегрированная телематическая система транспортных коридоров и система обеспечения потребителей высокоточной навигационной информацией.


Интегрированная телематическая система транспортных коридоров предназначена для: обеспечения проведения эвакуационных мероприятий, повышения пропускной способности дорожной сети, обеспечения безопасности движения, охраны окружающей среды, повышения эффективности перемещения людей и грузов по транспортным коридорам. В её состав должен входить комплекс информационных и программных средств, обеспечивающих объединение современных информационных и телекоммуникационных технологий с организацией движения транспортных потоков, на базе единого территориально-распределенного защищенного информационного ресурса государств-участников данного проекта.


Система обеспечения потребителей высокоточной навигационной информацией предназначена для формирования навигационно-информационного пространства, в пределах которого для неограниченного числа мобильных и стационарных объектов, находящихся в любой точке земной, водной поверхности и воздушной среды, оснащённых навигационной аппаратурой потребителей, датчиковой аппаратурой и устройствами обмена данными обеспечивается возможность автоматического высокоточного определения координат местоположения по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS/Galileo.


Международная система дистанционного обучения в области мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф обеспечивает решение следующих задач:

  • расширение возможности получения образования в области мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф гражданами государств-участников проекта создания МАКСМ, проживающими вдали от крупных образовательных центров;
  • предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или работы возможности освоения образовательных программ в области мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф;
  • повышение квалификации специалистов организаций и предприятий стран мира, занимающихся вопросами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф;
  • расширение возможностей оперативной подготовки специалистов по эксплуатации элементов МАКСМ и организации ее применения;
  • повышение уровня знаний обучаемых в образовательных учреждениях (школьников, студентов колледжей, университетов).

Эффект от создания и эксплуатации МАКСМ имеет гуманитарный, экономический и экологический аспекты.


Гуманитарный аспект эффекта характеризуется:

  • сохранением здоровья и жизни сотен тысяч людей на Земле за счет оперативного контроля, прогнозирования природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, катастроф, раннего предупреждения населения о стихийных бедствиях и глобальных катастрофах;
  • лучшим осознанием мировым сообществом необходимости мирного существования на Земле, сохранения мировой цивилизации.

Экономический аспект создания системы характеризуется:

  • возможностью образования 700-800 тыс. новых рабочих мест в ракетно-космической отраслях государств-участников проекта;
  • сохранением и наращиванием научного, конструкторского и технологического потенциала государств-участников проекта;
  • ежегодной экономией финансовых и других материальных средств за счет предотвращения (снижения негативных последствий) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предупреждения стихийных бедствий в размере сотни миллиардов долларов США: переориентация сэкономленных средств на гуманитарные нужды.

Экологический аспект эксплуатации МАКСМ характеризуется:

  • получением достоверных оценок воздействия экологических факторов на жизнедеятельность населения Земли;
  • более эффективными выработкой и реализацией мировым сообществом масштабных мероприятий по парированию экологических угроз, вызываемых природными и техногенными факторами.

Проблема создания аэрокосмической системы, обеспечивающей эффективный оперативный краткосрочный (дни и часы) прогноз возникновения и развития стихийных природных и техногенных бедствий на Земле может быть решена только совместными усилиями многих стран, обладающих значительным потенциалом в области ракетно-космической техники, авиации и новейшими технологиями.


Вклад России в проект может определяться теми средствами и технологиями, создание которых определено в программно-концептуальных документах Роскосмоса, таких как, «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», «Концепция развития российской космической системы ДЗЗ на период до 2025 года», «Концепция развития космической деятельности России на дальнюю перспективу – до 2040 года».


В рамках Федеральной космической программой России определены основные направления решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Это создание

  • геостационарных и низкоорбитальных космических комплексов и систем нового поколения для гидрометеорологического обеспечения и оперативного мониторинга землетрясений, техногенных и природных чрезвычайных ситуаций;
  • оптико-электронного космического комплекса исследования природных ресурсов Земли и космической системы на его основе;
  • космической системы радиолокационного наблюдения, а также интегрированной спутниковой системы дистанционного зондирования Земли;
  • перспективного многофункционального комплекса и центров наземных средств приема, регистрации и обработки космической информации дистанционного зондирования Земли;
  • комплексов валидационных подспутниковых наблюдений, банков данных и технологий распространения космической информации;
  • бортовых приборов для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

Непосредственно с целью предупреждения и прогнозирования землетрясений в рамках Федеральной космической программы планируются запуски спутников по программе «Канопус-В», оснащенных датчиками регистрации аномальных физических явлений в атмосфере, ионосфере и магнитосфере Земли, возникающих в результате сейсмической активности.


Завершение формирования и модернизации собственной орбитальной группировки позволит России стать участником и инициатором многих международных космических программ, в том числе и программ глобальной безопасности социума на основе прогнозирования природных и техногенных катастроф.


Мировой экономический кризис вносит элементы некоторой неопределенности в развитие космической отрасли России. Но с учетом внимания государства к отрасли, выделения средств на качественное обновление российской орбитальной группировки, а также того, что Российским Федеральным космическим агентством осуществляется усиленный контроль за адресным распределением выделенных средств, поэтому нам удастся снивелировать негативные последствия экономического кризиса и решить поставленные задачи в обеспечении экологобезопасного и устойчивого социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности и международного престижа Российской Федерации.


Потенциально в состав стран-участников проекта создания МАКСМ кроме России могут войти: Соединённые Штаты Америки, Канада, европейские страны, Япония, Индия, Китай, Индонезия и другие страны Азиатско-Тихоакеанского региона, Австралия, африканские страны, страны Южной и Центральной Америки.


В проекте должны участвовать страны, территории которых подвержены стихийным бедствиям: землетрясения, цунами, наводнения и т.п., заинтересованные в получении прогноза возникновения этих событий.


Общая стоимость создания и развертывания системы на три порядка меньше ежегодных потерь мирового сообщества возникающих в результате природных и техногенных катастроф.


Предложения по созданию международной аэрокосмической системы мониторинга глобальных явлений были доложены в 2007 г. в Днепропетровске на Международной конференции «Современные космические технологии в интересах процветания человечества».


В 2008 г. предложения по созданию системы докладывались на международных конференциях «Космос для человечества» (г. Королев Московской обл., Россия), «Перспективные космические системы и их применение» (г. Шанхай, Китай), 1-ой Средиземноморской конференции по астронавтике (г. Тунис, Тунис), а также при поддержке руководства Международной академии астронавтики были обсуждены на круглом столе и на заседании комитета по научной деятельности в рамках Академического дня в г. Глазго, Шотландия.


На заседании комиссии № 4 «Эксплуатация космических систем» Международной академии астронавтики, состоявшимся 17 марта 2009 г., проведено обсуждение вопросов, связанных с инициацией проекта создания МАКСМ.


По результатам этих обсуждений в настоящее время в рамках Международной академии астронавтики организована исследовательская группа, в состав которой вошли представители Германии, Индии, Италии, России, США, Туниса, Украины, Франции, Японии, по изучению проблемы создания МАКСМ.


Целью работы исследовательской группы является подготовка к ноябрю 2009 года обращения в Организацию объединенных наций с предложением проекта создания международной аэрокосмической системы мониторинга глобальных геофизических явлений и прогнозирования природных и техногенных катастроф и начало его практической реализации на Международном специализированном симпозиуме «Космос и глобальная безопасность человечества», проводимом под эгидой Организации объединенных наций на Кипре в начале ноября 2009 года.


Создание Международной аэрокосмической системы мониторинга глобальных явлений, на которую предлагается возложить комплексное решение задач краткосрочного прогноза природных и техногенных катастроф в глобальном масштабе, является одним из путей реализации новой единой стратегии освоения космоса для обеспечения экологобезопасного устойчивого социоприродного развития мирового сообщества.