Новости

01.07.2010 00:00

Руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов выступил на IV Международном форуме по спутниковой навигации

 Сегодня в Москве открылся IV Международный форум по спутниковой навигации, организованный в рамках проекта «Навигационные системы, технологии и услуги – 2010» совместно с международной выставкой «НАВИТЕХ‑ЭКСПО‑2010».

 

Мероприятие является центральным событием в области использования спутниковых навигационных технологий в Российской Федерации.  В этом году на Форуме зарегистрировалось более 1200 делегатов, представляющих 350 российских и зарубежных компаний. Своих делегатов на Форум направил Международный комитет при ООН по глобальным навигационным спутниковым системам, операторы систем GPS и Galileo. Впервые в работе Форума участвуют официальные делегации национальных космических агентств Украины и Казахстана.

 

Основная цель Форума – информирование  широкой российской и зарубежной аудитории о состоянии и планах развития спутниковых навигационных систем, о государственной политике в области коммерческого использования системы ГЛОНАСС в России и за рубежом, инновационных технологиях, новейшем навигационном оборудовании и услугах.

 

Руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов выступил на форуме с докладом: «О государственной политике в области использования навигационных технологий в экономике Российской Федерации».

 

«Доклад у меня немножко скучный, – сказал А.Н. Перминов, – но он очень важный, потому что показывает, каким образом влияет государство, наша государственная политика на развитие и использование навигационных технологий в экономике России. По степени своего влияния на ускорение развития экономики страны система ГЛОНАСС занимает особое место среди наиболее значимых инновационных проектов. Ее создание и дальнейшее развитие является одним из приоритетных направлений модернизации экономики Российской Федерации и осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система».

 

С чего все начиналось? Начиналось, как обычно и как это положено в любом государстве, с принятия решения Президентом страны. Президент страны подписал Указ 17 мая 2007 года № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации», где было определено: порядок предоставления сигнала потребителям, организация работ по поддержанию и использованию системы ГЛОНАСС, а также перспективы её развития до 2020 года.

 

Государственная политика в области глобальных навигационных спутниковых систем базируется на основополагающих принципах, позволяющих обеспечить экономическое развитие государства, создать условия для широкомасштабного использования системы ГЛОНАСС как в России, так и за её пределами.

 

В целях реализации задач государственной политики в области создания и развития системы ГЛОНАСС действующая с 2002 года федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» в 2008 году была откорректирована и сбалансирована как по срокам выполнения, так и финансовому обеспечению.

 

Подведенные итоги  выполнения Программы (по состоянию на 1 июня 2010 г.) позволяют сделать вывод, что по основным показателям Программа выполняется.

Одним из основных элементов системы ГЛОНАСС является орбитальная группировка. Ее основу должны составлять 24 космических аппарата. На сегодняшний день в ее составе 23 космических аппарата. По целевому назначению работает 21 космический аппарат. 2 космических аппарата находятся в орбитальном резерве. В этом составе орбитальная группировка обеспечивает непрерывную навигацию  на всей территории Российской Федерации и в северных широтах. Точность навигационных определений потребителей составляет порядка 6 м.

 

Полномасштабное развертывание в 2010 году орбитальной группировки мы планируем обеспечить в полном объеме.  При этом довести точность навигационных определений потребителей – с учетом модернизации наземного комплекса управления – до  5,5 м, а в 2011 году – до  2,8 м.

С 2010 года мы планируем начать летные испытания нового космического аппарат «Глонасс-К» с улучшенными точностными и эксплуатационными характеристиками, сопоставимыми с лучшими мировыми аналогами. Сегодня в мире только одна такая система – это  GPS.

Учитывая возросшие за последние годы мировые потребности в навигационных услугах и требования российских потребителей  к системе ГЛОНАСС, важным направлением развития системы становится разработка и организация серийного производства навигационной аппаратуры потребителей (НАП).

В настоящее время разработаны и серийно производятся 33 образца гражданской НАП и систем на ее основе и 38 образцов  НАП и систем на ее основе для специальных потребителей. Предприятием Роскосмоса в инициативном порядке выпущена пилотная партия комбинированной НАП ГЛОНАСС/GPS для массового потребителя.

 

Основным направлением развития рынка навигационных технологий, для которого в России создается современное ГЛОНАСС/GPS оборудование, является производство чип-сетов и модулей для создания НАП различного назначения.

 

Необходимо наладить серийное производство доступных ГЛОНАСС-приемников и приборов. Это главная наша задача. Однако, для эффективного использования системы ГЛОНАСС наличие современной потребительской аппаратуры  еще недостаточно. Внедрение навигационных технологий в интересах социально-экономического развития страны является одной из приоритетных задач.

 

Минтрансом России (по состоянию на 1 июня 2010 г.) оснащены приемниками спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS транспортные средства в сфере государственного регулирования: в гражданской авиации –  20% воздушных судов; на морском и речном транспорте  – 30%  судов; на дорожном (автомобильном) транспорте – 63% автотехники.

 

По расчетам специалистов основной экономический эффект от применения навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС формируется в первую очередь на транспорте. В 2011 году, согласно нашей программе, средствами спутниковой навигации должны быть оснащены 100 % транспортных средств министерств и ведомств России.

 

Сегодня в 59 регионах Российской Федерации реализуются пилотные проекты с использованием навигационных технологий в различных отраслях экономики (диспетчерские системы, системы мониторинга транспортных средств, системы высокоточного позиционирования). Некоторые примеры типовых проектов: «Космический мост», «Космический дворец спорта», «Космическая ГЭС» и ряд других.

 

С 2008 года в г. Красноярске действует автомобильный мост через Енисей, оснащенный соответствующим навигационным и датчиковым оборудованием контроля его состояния. Мы сейчас – в связи со сложным поведением моста в Волгограде – предложили свои услуги мониторинга этого моста. И я считаю, что нужно в ближайшее время провести работы на всех таких гидротехнических и мостовых сооружениях нашей страны и обеспечить мониторинг таких крупных объектов навигационными системами.

 

С 2009 года типовое оборудование успешно используется для контроля состояния крупных спортивных сооружений. В качестве пилотного такой проект реализуется в г. Одинцово Московской области.

 

Начата работа по внедрению навигационных технологий нашим оператором  в г. Сочи. Здесь уже функционирует диспетчерский центр спутникового мониторинга  автотранспорта. На сегодняшний день около 600 транспортных средств оснащены навигационной аппаратурой.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2009 № 549 создан федеральный сетевой оператор. Он должен обеспечить единство технологического управления в сфере навигационной деятельности, оказание навигационно-информационных услуг для государственных и иных нужд, а самое главное – развитие массового рынка услуг и создание условий для инновационного развития рынка навигационно-информационных услуг.

Основные задачи и функции федерального сетевого оператора, я считаю, своевременно выполняются.

 

В целях расширения коммерческого использования системы ГЛОНАСС, создания массового рынка оборудования и технологий спутниковой навигации, повышения эффективности использования системы ГЛОНАСС оператор  реализует ряд масштабных проектов.

 

Это:

-создание транспортно-логистической системы обеспечения подготовки и проведения ХХII зимних Олимпийских игр в г. Сочи;

- создание отраслевых навигационно-информационных систем в нефтегазовом комплексе;

- внедрение систем управления мобильными нарядами МВД Росси;

- оснащение подразделений МЧС России системами мониторинга;

- создание интеллектуальной транспортной системы г. Москвы и другие проекты.

Федеральный сетевой оператор возложенные на него задачи выполняет.

 

При этом идет активное внедрение навигационных технологий путем создания цифровых навигационных карт. Важность своевременного создания и внедрения навигационных карт подтвердил Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, который специально в апреле этого года поставил конкретные задачи. В соответствии с этими задачами разработанные нами вместе с министерствами и ведомствами мероприятия  обеспечат в 2011 г. завершение изготовления всего спектра цифровых навигационных карт требуемых масштабов в необходимом объеме.

 

Большое внимание мы уделяем международному сотрудничеству. В части международного сотрудничества Роскосмос видит большие перспективы расширения использования системы ГЛОНАСС в глобальном масштабе.

 

Наиболее актуальными направлениями совместной международной деятельности являются обеспечение совместимости и взаимодополняемости глобальных и региональных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений. Прежде всего – американской системы GPS, европейской системы Galileo, а также китайской будущей навигационной системы Бэйдоу. Затем – совместное создание навигационной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС/GPS и размещение на территории иностранных государств российских  станций мониторинга глобальных навигационных спутниковых систем.

 

Примером международного сотрудничества в области спутниковой навигации является создание первого совместного предприятия России и США в области спутниковой навигации – компании Руснавгеосеть. Идея его создания принадлежит ОАО «Российские космические системы». 

 

Цель созданного предприятия – содействие  коммерциализации системы ГЛОНАСС, расширение применения технологий ГНСС на российском рынке и модернизация технологической инфраструктуры государства.

 

Перспективы развития системы ГЛОНАСС разрабатываются в новой Программе на период до 2020 года.

 

Целями новой Программы являются:

- массовое внедрение отечественных навигационных технологий;

- гарантированное предоставление потребителям всех категорий навигационных услуг;

- укрепление лидирующих позиций России в области глобальной спутниковой навигации;

- улучшение характеристик системы ГЛОНАСС.

Выполнение мероприятий Программы, рассчитанной до 2020 года, позволит обеспечить возрастающие потребности широкого круга потребителей за счет расширения возможностей системы ГЛОНАСС, будет способствовать модернизации экономики государства.

 

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что Президентом Российской Федерации, Правительством  Российской Федерации уделяется большое внимание ускоренному созданию и развитию системы ГЛОНАСС в целях обеспечения ее конкурентоспособности, эффективного внедрения навигационных технологий в экономику страны и развития международного сотрудничества в области спутниковых навигационных систем.

 

Желаю участникам Форума успешной и плодотворной работы и чтобы наш Форум стал активным двигателем в развитии нашей навигационной системы ГЛОНАСС и были бы приняты решения на международном уровне, которые помогли бы решить те задачи, о которых я сейчас говорил».

 

В первый день Форума его участники с большим интересом выслушали доклады генерального конструктора ГЛОНАСС, генерального директора – генерального конструктора ОАО «Российские космические системы» Юрия Матевича Урличича; главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей, главного конструктора ЗАО «Конструкторское бюро навигационных систем» Валерия Николаевича Бабакова; генерального директора ОАО «Навигационно-информационные системы» - федерального сетевого оператора по внедрению глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС – Александра Олеговича Гурко.

Завтра IV Международный форум по спутниковой навигации завершит свою работу.

 

Пресс-служба Роскосмоса

 

http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=10654&hl=%EF%E5%F0%EC%E8%ED%EE%E2