Новости

06.07.2010 17:41

Выступление Руководителя Роскосмоса А.Н. Перминова и его ответы на вопросы при открытии Международной молодежной научной школы "Исследование космоса: теория и практика"

 

      Рад приветствовать вас сегодня в этом зале, участников ежегодной Международной молодежной научной школы "Исследование космоса: теория и практика".
     За 13 лет работы в школе смогли принять участие более 800 российских и иностранных студентов. Это, прежде всего, студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, МАИ, а также  представители университета аэронавтики и астронавтики Эмбри-Риддл (США), университетов Оксфорда, Манчестера, Лестера, Кингстона, Крэнфилда (Великобритания), студенты из университетов Франции, Бельгии, Дании, Швейцарии, Австралии, Словении, Гонконга и других стран.
     На своем опыте вы убедились, что космическая деятельность играет исключительно важную роль в современной жизни. Только с помощью космических средств стало возможным создание глобальных телекоммуникационных сетей, дистанционное зондирование Земли, решение задач навигации, гидрометеорологии, оказание целого ряда других услуг, доступных потребителям в любой точке Земли.
     Сегодня в России космонавтика прошла большой путь развития: созданы уникальные технологии, наземная инфраструктура, системы запуска, позволяющие не только решать задачи получения и обработки космической информации, но и создавать и эксплуатировать спутники всех типов, выполнять уникальные программы фундаментальных космических исследований на околоземной орбите, а также реализовывать наукоемкие проекты в смежных областях экономики.
     Федеральное космическое агентство России, понимая важность привлечения молодых людей к космическим исследованиям, помогает реализовать научно-образовательную программу проведения Молодежной научной школы. Поэтому мы решили, что для вас будут доступны поездки на РКК «Энергия» им. С.П. Королева, в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, Лабораторию космической техники Учебно-экспериментального центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, где вы будете иметь возможность ознакомиться с реальными образцами космической техники и повстречаться со специалистами, а также  провести сеанс связи с экипажем Международной космической станции.
     Роскосмос старается поддерживать инициативу молодых специалистов. За время нашего сотрудничества с отечественными университетами мы вместе приняли участие в разработке нескольких десятков радиолюбительских и научно-образовательных спутников. В настоящее время на орбите функционирует спутник «Юбилейный», в создании которого принимали участие ряд российских университетов, в первую очередь МГТУ им. Н.Э. Баумана.
     Когда-то студентом МГТУ им. Н.Э. Баумана был и знаменитый генеральный конструктор ракет-носителей Сергей Павлович Королев. Он в рамках своего дипломного проекта, будучи студентом, создавал планер. Продолжая эти традиции, и нынешние студенты МВТУ создают спутники, лунные мобильные роботы, разрабатывают различные технические изделия, солнечные концентраторы. В этом Молодежном космическом центре университета студенты, в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли, создали микроспутник «Бауманец» с возможностью проведения пяти научно-образовательных экспериментов на борту.  В следующем году планируют создать новый  космический аппарат «Бауманец-2».
     Как отметил руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов, мы поддерживаем, что обязательным элементом работы научной Школы является выполнение коллективного технического проекта. И каждый год выбирается новая тема проекта. В 2007 году это был спутник-инспектор для контроля космического пространства. В 2008-м – приоритет был отдан освоению Луны с учётом интересов международного сообщества. В  2009 году – проектировали космический аппарат, который должен был отправиться к Титану. Все работали как единое конструкторское бюро с четко разграниченными функциями: одна часть студентов отвечала за разработку технического задания, вторая – компоновала и проектировала конструкцию космического аппарата, третья – рассчитывала энергетику.
     И сегодня в вашем интернациональном КБ собрались в одном коллективе будущие проектанты, технологи, биоинженеры, электронщики, испытатели, несмотря на то, что вы - молодые люди разных культур, профессий, языковых сред.
     Если собрать всех участников вашей научной Школы, то получится полноценное конструкторское бюро численностью около 1000 человек. Сейчас выпускники Школы составляют как бы костяк, который влился в  космические агентства, особенно европейских стран, и представляют молодую техническую элиту аэрокосмических специалистов.
     Роскосмос заинтересован в привлечении молодых людей в нашу ракетно-космическую промышленность.


     Сразу после выступления Руководитель Роскосмоса ответил на вопросы участников встречи.
     На вопрос: «Планирует ли Россия в ближайшее время экспедицию на Марс? И насколько далеко эти проекты сейчас продвинулись?»  А.Н. Перминов  ответил:
«Сегодня Марсом интересуются Европа, США, Россия, есть данные проекты у Индии и Китая. Марс постоянно вызывает желание организовать полёты, и всё больше говорят о пилотируемых полётах. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная космическая программа и в стратегии исполнения этой программы  чётко определён порядок действий использования как автоматических космических аппаратов, так и, в будущем, пилотируемых. И если космическими станциями эта работа ведётся сейчас, хотя и с запозданием, то пилотируемая программа будет спланирована и выполняться согласно нашей основной стратегии после 2035 года.
     Почему так долго?
     Потому что на сегодняшний день нет двигателей, энергоносителей  такого класса, которые могли бы доставить человека к Марсу в срок не более 2 - 3 месяцев. Это можно позволить себе только с созданием ядерного двигателя. Многие страны работают над новым типом двигателей. Это может уменьшить время полёта в 20 раз. То есть вместо 1,5 лет сократить до 2 месяцев.
     Вторая причина – защита человека от воздействия солнечной радиации и (если будут ядерные двигатели)  защита от воздействия радиации ракетных двигателей. Решая эту проблему мы идём по пути значительного увеличения массы ракеты-носителя. Ни одна страна не может в одиночку в ближайшие годы осуществить быстрый полёт к Марсу и к другим планетам тоже. Всё упирается в энергетику. Вот почему у нас в плане стоят сроки за 2035 годом.
     Есть вариант ещё (Россия его предлагает, мы обговорили его с рядом руководителей космических агентств) - производить сборку межпланетных кораблей непосредственно на околоземной орбите. По времени это даст возможность приблизить сроки межпланетных полётов. Но реализовать этот амбициозный проект будете вы, молодые, кто придумает новый двигатель, работающий на совершенно других принципах».
     Ещё на один вопрос ответил А.Н. Перминов -  о «Буране»:  «Нет ли сегодня планов возрождения этого проекта или каких-то других проектов создания многоразовых пилотируемых космических кораблей?»
     «Не хотелось вас огорчать, но лучше сразу сказать: нет, не планируем. Идея создания многоразовых космических кораблей сама по себе хорошая и будет использована дальше однозначно.  Но как она была исполнена и на «Буране», и на американских шаттлах, она оказалась невыгодной из-за высокой стоимости обслуживания  и ненадёжности.
     Во-первых: экономический аспект. Стоимость запуска одного шаттла обходится НАСА до 0,5 млрд долларов. Это очень много даже для такой страны, как Америка.
     Во-вторых: надёжность. Пока ещё не обеспечена 100-процентная надёжность кораблей многоразового использования, и 2 случая катастроф с шаттлами тому свидетельство. Несмотря на отличия в схеме компоновки «Бурана» и шаттлов, всё остальное на «Буране» то же самое – те же недостатки. Это направление оказалось невыгодным и опасным.

 

 

 

 

 

 

Пресс-служба Роскосмоса