РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

03.10.2010 00:00

Центру управления полетами исполняется 50 лет

3 октября российский Центр управления космическими полетами отмечает полувековой юбилей.

 

   

 

3 октября 1960 года было утверждено первое штатное расписание вычислительного центра Государственного союзного научно-исследовательского института № 88 - НИИ-88 (ныне ЦНИИ машиностроения), и в том же месяце ВЦ принимают в эксплуатацию. 3 октября считается днем образования нынешнего Центра управления полетами, известного на весь мир.

 

***


50 лет бесперебойной надежной работы. 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. В ЦУПе не существует дня и ночи. Управление и контроль космических аппаратов и станций – здесь не просто обеспечивают эти функции, здесь за космос болеют душой.
В космических масштабах 50 лет - это ничто. В масштабах человечества – это целая жизнь. 
Начало созданию ЦУПа фактически было положено, еще когда запускали первый искусственный спутник Земли.
Вот что вспоминает кандидат технических наук В. Самсонов:


«Полетами первого и второго спутников, по существу, не управляли. На третьем спутнике установили оптическую аппаратуру, позволявшую ориентироваться по звездам, автоматическую систему измерений траектории движения и многоканальную телеметрическую систему. Полетом этого аппарата уже можно было управлять, посылая сигналы с Земли».


Тогда и стал создаваться вычислительный центр (ВЦ НИИ-88).

 

***


Исторические факты из жизни ЦУПа никогда не расскажут о том, что здесь происходит во время динамических операций в космосе.
Во время каждой из них Главный зал управления, известный всем благодаря телевидению, заполняют люди - члены Государственной комиссии, специалисты, средства массовой информации. Именно отсюда ведутся репортажи о запусках, стыковках, посадках, выходах в открытый космос. 
Но и они не передают атмосферу, царящую здесь. Понять, что происходит в Центре управления в такие моменты, может быть, поможет отрывок из книги М. Реброва «Космические катастрофы», где он описывает работу ЦУПа во время операции по спасению заледеневшей станции «Салют-7» в 1985 году:


«...В Главном зале Центра управления полетом - народу, как никогда. Внимание всех - на табло и боковые экраны. На них отражается ход событий: 10.59.19 и 11.44.48 - двуимпульсный мaневр сближения; 12.09 - выход из тени; 12.10 - 12.25 - сближение в автоматическом режиме; 12.25 - 13.06 - сближение, причаливание и стыковка в режиме ручного управления; 13.06 - вход в тень; 13.40 - 14.38 - резервное время причаливания и стыковки. Если в указанный выше интервал времени стыковка не получится, она будет повторена, и все последующие действия экипажа сместятся примерно на полтора часа.

По расчетам, все легко и просто. Но ведь станция "слепа", сигналы не воспринимает, "подыграть" не может, одно поспешное движение корабля, один неточный маневр, небольшое превышение скорости - и соударение. А это - уже шаг к гибели. Напряжены нервы тех, кто на Земле, еще больше напряжены у тех, кто в космосе... Дальность... Скорость... Дальность... Скорость... Цифры, характеризующие эти параметры, то уменьшаются, то возрастают. В обусловленное время "Союз Т-13" подошел к станции "Салют-7" на расстояние визуальной видимости. И первый вздох облегчения... 
Да, главное было впереди, а пока "Памиры" вели репортаж, подробно сообщая о том, что происходило на орбите. 
- Мы ее видим! - почти крик по громкой связи. И - тишина. 
Все наземные службы работали в режиме величайшей сосредоточенности. Успех могли обеспечить точность, четкость и оперативность, быстрота и верность принимаемых решений и действий. Но основное происходило там, на орбите. 

- Сближение идет устойчиво, угловые скорости в пределах сотых... 

- Работаете в графике, ребята, - подбадривала "Заря". 
- Выполняю замер... Гашу бок, - это Джанибеков. 
- Цвет остается серебряным... Играет, - добавляет Савиных. И через секунду уже торопливое: - "Гашу скорость". Пауза в переговорах кажется вечностью. 
- Сближаемся вроде нормально. Станция ложится на горизонт... 
В который уже раз командир представлял себе те движения, которые выполняет корабль в ходе коррекции. Сначала он обгонит станцию и будет чуть впереди и ниже, потом окажется сзади "Салюта" и начнет его догонять, потом выйдет в "точку", в которой расстояние между двумя объектами должно соответствовать расчетному, потом... 
Но это рассуждения. А что на самом деле? Есть мудрая поговорка "Семь раз отмерь, один - отрежь". Строго придерживаются ее не только портные. Каждое серьезное дело требует, прежде всего, что-то сделать и предпринять, выбрать верное решение. А оно порой бывает единственным.  Но тогда речь шла об особой точности, молниеносных реакциях, умении мыслить иными категориями и понятиями, ибо ошибки и просчеты вряд ли удастся исправить: космические скорости не оставляют на это времени...
В 12 часов 50 минут стыковочный штырь корабля "Союз Т-13" коснулся приемного конуса "Салюта-7". Сработали защелки, и началось стягивание. 
 А в ЦУПе по-прежнему тишина. Кажется, все собравшиеся в зале каждым нервом своим ощутили это касание. И уже потом радостное восклицание руководителя полета: "Молодцы, ребята! Спасибо!"

... Если честно, они не радовались. Они не радовались, потому что этому чувству в их душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, после чего уже ничего не исправишь, - все смешалось. Они молча сидели в своих рабочих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам».

 

***


Эта страница – иллюстрация нескольких минут жизни Центра управления полетами - одна из самых ярких в истории российской космонавтики.  Таких страниц в истории ЦУПа тысячи.
Совсем недавно, 25 сентября, на Землю вернулся очередной экипаж Международной космической станции. Вернулся с опозданием на день – во время расстыковки обнаружилась проблема с показаниями датчиков. Всего несколько часов потребовалось специалистам на Земле и космонавтам, чтобы выявить причину неполадки и обеспечить штатное возвращение экипажа. Еще несколько часов напряженной работы ЦУПа.
Во время традиционной пресс-конференции после посадки спускаемого аппарата «Союза ТМА-18» руководитель Федерального космического агентства А.Н.Перминов выразил благодарность всем специалистам за слаженную работу.

 

***


Формально задачи ЦУПа формируются с целью обеспечения практического управления полётами космических аппаратов разных классов: пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и искусственных спутников Земли социально-экономического и научного назначения.  В реальности это означает - ежесекундный контроль каждой системы.
А неформально – ЦУП живет вместе с космическими станциями и аппаратами, трудится вместе с экипажами.
Вот уже 50 лет ЦУП – это отражение дыхания и сердцебиения космоса.

 

***


Руководство Федерального космического агентства поздравляет руководство и сотрудников Центра управления полетами со знаменательной датой и желает крепкого здоровья и творческих успехов в работе. Пусть в жизни каждого работника ЦУПа будет как можно меньше нештатных ситуаций!

 

 

Пресс-служба Роскосмоса

 

 

 

Из истории создания ЦУПа

 

 

3 октября 2010 года исполняется 50 лет со дня образования Центра управления полётами ЦНИИ машиностроения (г. Королёв Московской обл.).
Необходимость оперативной обработки информации, получаемой наземными командно-измерительными пунктами с борта космических аппаратов (КА) требовала создания специализированных вычислительных центров, оснащённых электронным оборудованием, позволяющим автоматизировать эти процессы. Именно таким центром стал ВЦ НИИ-88 – вычислительный центр Государственного союзного научно-исследовательского института № 88 в подмосковном Калининграде. НИИ-88 впоследствии был переименован в ЦНИИмаш – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, в состав которого и теперь входит ЦУП, родившийся как ВЦ НИИ-88. Руководителем ВЦ НИИ-88 был назначен Казанский Михаил Александрович.
Первыми объектами, в управлении которыми участвовал ВЦ НИИ-88, стали автоматическая станция «Луна-4» и пилотируемые корабли «Восток-5» и «Восток-6».
В 1965 году ВЦ преобразовывается в Координационно-вычислительный центр (КВЦ), возглавить который было поручено Милицину Альберту Васильевичу.
В 1973 году на базе КВЦ создаётся Советский центр управления полётом, обеспечивший реализацию совместного с США экспериментального проекта «Союз–Аполлон», результатом которого стала стыковка на орбите двух пилотируемых кораблей разных стран в июле 1975 года.
С 1977 года на ЦУП ЦНИИмаш возлагаются задачи по управлению полётами всех отечественных космических кораблей, пилотируемых орбитальных и автоматических межпланетных станций.
В 1987 году в составе ЦУП ЦНИИмаш создаётся фактически ещё один центр управления для обеспечения лётно-конструкторских испытаний системы «Энергия–Буран». С 1998 года бывший «бурановский» центр управления после переоборудования и модернизации работает по программе Международной космической станции.
С 1984-го по 2009 год ЦУП ЦНИИмаш возглавлял Лобачёв Владимир Иванович.
В апреле 2009 года начальником ЦУП ЦНИИмаш и заместителем генерального директора ЦНИИмаш по управлению полётами был назначен доктор технических наук Иванов Виктор Михайлович.
ЦУП обеспечивает управление полётами КА разных классов: пилотируемых орбитальных космических комплексов и кораблей, автоматических межпланетных станций и КА научного и социально-экономического назначения (КА НСЭН). Одновременно он ведёт научные и проектные исследования и разработку методов, алгоритмов и средств решения задач управления, баллистики и навигации КА, обработки, анализа и хранения больших объёмов информации, создания высокоскоростных сетей для обмена всеми видами информации, создания систем коллективного и индивидуального отображения информации. ЦУП является головной организацией по мониторингу околоземного космического пространства в целях безопасности действующих КА.
За прошедшие годы ЦУП обеспечил управление орбитальными станциями «Салют-6», «Салют-7» и «Мир», орбитальным кораблём многоразового использования «Буран», автоматическими станциями «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос», околоземными КА «Океан-О», «Метеор-3М», «Сич-1М», «Фотон-М» № 2 и «Фотон-М» № 3, «Компас-2», «Ресурс-ДК1», «Стерх», «Коронас-Фотон».
В настоящее время главной задачей ЦУП является работа по программе Международной космической станции, в которой принимают участие 14 стран.
В соответствии с Федеральной космической программой ЦУП ведёт подготовку к управлению КА НСЭН: «Канопус-В», «Электро-Л», «Луч» и др. Кроме того, он участвует в международных проектах «Морской старт» и «Марс-500».
В перспективе ЦУП ЦНИИмаш готов взять на себя управление КА, запуски которых будут осуществляться с космодрома Восточный.
В процессе своей работы ЦУП взаимодействует со многими предприятиями и организациями отечественной ракетно-космической отрасли, с зарубежными партнёрами, а также со средствами массовой информации.


 

Пресс-служба ЦУП

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".