Новости

04.11.2010 00:00

"Ангару" запустят в космос

Через два года Космические войска перейдут на эксплуатацию современных ракетных комплексов "Ангара". Об этом сообщил замруководителя Федерального космического агентства Виктор Ремишевский. С появлением этой ракеты у страны сразу появятся три носителя - легкого, среднего и тяжелого классов. Это обеспечит нам мировое лидерство в области освоения космоса. Эти слова Ремишевский произнес во время подготовки последнего (хотя ракетчики и не любят этого слова из-за суеверия, каждый пуск для них - "крайний") запуска старейшей из имеющихся у России ракет-носителей среднего класса "Молния-М". Корреспондент "Известий" следил за этим пуском на космодроме "Плесецк" и выяснил, чем и когда обновится наша космическая группировка.
Ракета-носитель среднего класса "Молния-М" верой и правдой отработала 50 лет, выводя на орбиты военные аппараты, стартовала 320 раз и ни разу не подвела своих создателей.
На этот раз машина ушла в космос, как и было запланировано, ровно в 21.01 по Москве. В отсутствие высоких гостей было по-будничному тихо. Даже без традиционного "Ура!" боевого расчета космических войск. Устали. Ведь, несмотря на надежность "Молнии" в полете (коэффициент успешных пусков составляет почти 100%), "мороки", по словам инженеров-испытателей, с этой ракетой на старте при обслуживании было всегда много. Почему? На ней установлены устаревшие приборы, кабельная сеть, испытывающая постоянное воздействие окружающей среды, тоже в современных условиях оставляет желать лучшего. 
- Ракета-носитель "Молния" - это целая эпоха, - рассказал "Известиям" гендиректор ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", где создавалась ракета, Александр Кирилин. - Мы гордимся нашими "Молнией" и "Молнией-М". Верим, что пришедшая на замену ракета "Союз-2" проживет столь же долгую и плодотворную жизнь.

Плесецк - единственный в России и самый северный в мире космодром - сегодня переживает настоящий бум. Прощание с "Молнией-М" совпало с отказом страны от старых аналоговых ракет и переходом к новой современной цифровой технике. "Союз-2", о котором говорит конструктор, похож как две капли воды на королевскую "семерку" - ракету, впервые поднявшую человека в космос, но между ними огромнейшая технологическая разница.
"Союз-2" с разгонным блоком "Фрегат" тоже разработан в Самарском государственном научно-производственном ракетно-космическом центре "ЦСКБ "Прогресс". С "Молнией-М" эта ракета-носитель одного семейства (обе создавались на базе Р-7А), но отличается использованием исключительно отечественных комплектующих. При создании "Союза-2" были улучшены характеристики двигателей всех ступеней ракеты, позволяющие заметно увеличить массу полезного груза и габариты доставляемых на орбиту космических аппаратов. На "Союзе" разработана новая цифровая система управления, обеспечивающая высокоточное выведение полезных нагрузок, внедрены новые системы телеизмерений. Ракета - новая, но на смену ей уже готова прийти сверхновая "Ангара".
- Советский Союз, а затем и Россия последние 20 лет не производили новых ракет, - говорит Ремишевский. - "Ангара" - первая новая чисто российская разработка. Она дает нам неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению с западными аналогами в области коммерческих запусков.
Уникальность "Ангары" еще и в том, что с одного стартового стола могут быть запущены все три класса ракеты. Этого нет нигде в мире - под каждый комплекс приходится строить отдельную пусковую установку. А выбор ракет будет определяться тем, что за груз необходимо доставить. Малый класс будет выводить в космос полезную нагрузку весом до 2 тонн, средний - до 14, тяжелый - до 24. "Все зависит от того, какой будет использоваться разгонный блок и какой будет модульная конструкция ракеты", - поясняет Ремишевский.
- Монтаж оборудования под новый комплекс выполнен на 80 процентов, особенно хорошо идут работы по автоматизированной системе всего технологического оборудования, - говорит начальник Центра испытаний и применения космических средств полковник Игорь Головчинский. - На космодроме Плесецк по "Ангаре" идет монтаж технологического оборудования по 18 системам комплекса, в том числе по пусковому столу, заправочным сооружениям, системе газоснабжения.
Будущее космодрома - это не только ракеты, но еще и люди. В этом году сюда прибыли 193 выпускника военных вузов. Еще несколько лет назад молодого лейтенанта на старте и представить было невозможно. Теперь же это обычное явление.
- Лейтенанты настолько пытливы, что уже "достали" своими вопросами инженеров-испытателей, - шутит Головчинский. - Среди них нет ни одного "наблюдателя", каждый стремится потрогать ракету своими руками. И меня это искренне радует: значит, из них получатся со временем настоящие специалисты.
Один из них - Максим Малинин честно признается: сдал зачет на допуск к работе всего на "четверку". Но, тем не менее, с подготовкой к старту "Молнии-М" справился на "отлично". Малинин из тех, кто верит в космос, несмотря на жизнь в общежитии и невысокое по меркам Севера денежное довольствие. После школы
он поступил в Санкт-Петербурге на юридический, но со временем понял: право - не его стихия. И пошел в Военно-космическую академию имени Можайского.
- В общем-то работа мне была понятна, когда я еще сдавал зачеты на допуск, - рассказывает офицер. - Хотя на старте, конечно, страшновато было. Ноги тряслись, когда я впервые поднимался на вертикально стоящую ракету. Это как подняться на 9-й этаж дома. Помню, и погода выдалась сложная: приборы постоянно сбивались.
Как говорит Ремишевский, стендовые испытания первой ступени "Ангары" уже прошли на имитированном "космодроме" в подмосковном Загорске. К 2013 году, как надеются ракетчики, "Ангара" уже в полной готовности придет и на настоящий космодром.

 

http://www.izvestia.ru/armia2/article3148020/