Новости

04.12.2010 00:12

ГЛОНАСС: новый взгляд на навигацию

О последних разработках на базе российской системы навигации ГЛОНАСС и новых возможностях, которые они дарят россиянам, рассказал генеральный директор и генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" Юрий Матэвич Урличич

ГЛОНАСС: точность превыше всего

В столице на базе ГЛОНАСС будет создана автоматизированная система управления общественным транспортом. Она позволит разгрузить дорожное движение в Москве. Ее основные элементы будут готовы в 2011 году. Подобные системы уже действуют во многих российских городах. В Рязани, где приемники ГЛОНАСС установлены на автобусах и троллейбусах, по расписанию движения городского транспорта можно сверять часы.

Огненное лето 2010 года показало преимущество системы ГЛОНАСС в борьбе со стихией. В той же Рязанской области диспетчеры не только контролировали передвижение пожарных машин, но и оперативно получали информацию о самом возгорании. В рязанский ситуационно-навигационный центр информация обо всех пожарных машин, оснащенных приемниками ГЛОНАСС, поступала в режиме реального времени.

Говорит Алексей Астафьев, заместитель генерального директора ОАО "Навигационные информационные системы": "Мы конкретно знаем, что три машины приехали и установлены в необходимых местах. Более того, одна машина находится давно. Информацию можно получать не только о местонахождении, но и том, в какую сторону двигается машина, как долго стоит на месте".

Современные приборы на базе системы ГЛОНАСС позволяют не только снимать параметры движения автотранспорта (маршрут, скорость, расход топлива), но и контролировать состояние водителя за рулем: химический состав крови, давление и ритм сердца.

Объясняет Александр Семкин, президент группы компании "Навигатор": "Сегодня достаточно успешно ведутся определенные пилотные проекты по стыковке с телеметрическими медицинскими приборами. Это не фантастика. Я думаю, в ближайшие два-три года эта задача на техническом уровне будет решена".

В подмосковном Королеве рядом с легендарным ЦУП строится Информационно-аналитический центр ГЛОНАСС. Российская навигационная система будет взаимодействовать как с уже действующей американской GPS, так и с перспективными системами – европейской Galileo и китайской Compass.

Говорит Геннадий Райкунов, генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения": "Такое взаимодействие дает очень многое. И мы у себя уже сделали такие заделы. Мы получаем принципиально новое качество - уже не метры, а десятки сантиметров".

Продолжает Николай Тестоедов, генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы имени академика Решетнева": "Вспомните последние два года. Издан закон о навигации, в этом году идет уверенное восполнение орбитальной группировки, появляются новые аппараты, по точности сопоставимые с иностранными. Все это требует концентрации в одном месте служб информации, аналитики, выдачи рекомендаций".

В декабре планируется запуск космических аппаратов нового поколения "Глонасс-М", которые пополнят российскую навигационную систему. Чтобы полностью охватить планету российской глобальной сетью, на орбите должно быть 24 действующих и 2 резервных спутника.

Интервью

Кулаковская: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Этот выпуск программы посвящен спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС. На начало декабря запланирован пуск трех космических аппаратов "Глонасс-М". Таким образом, полноценная орбитальная группировка из 24 работающих аппаратов (по восемь спутников в каждой из трех орбитальных плоскостей) будет полностью сформирована.

Как отметил президент Медведев в послании Федеральному собранию, в настоящее время стоит задача ее широкого практического использования. В ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт, и начнется применение спутниковых навигаторов системы. Возможности ГЛОНАСС будут служить теперь массовому пользователю, заявил президент.

Как изменится наша жизнь с появлением ГЛОНАСС, какую реальную пользу нам принесет этот проект мы узнаем у генерального директора - генерального конструктора ОАО "Российские космические системы" Юрия Урличича. Что касается спутников, которые сейчас должны появиться на орбите в системе ГЛОНАСС, все идет по плану, никаких срывов? Все будет так, как запланировано?

Урличич: Нам предстоит еще один запуск ракеты-носителя "Протон" с разгонным блоком "ДМ", которая выведет на орбиту, мы надеемся, три космических аппарата "Глонасс-М". Мы планируем в этом году начало летно-конструкторских испытаний нового модифицированного "Глонасса" - "Глонасс-К" - первого спутника из этой серии, который позволит улучшить характеристики всей системы.

Кулаковская: Стало известно, что продажа навигаторов с ГЛОНАСС в России начнется в следующем году. Причем это будет уникальный приемник, принимающий сигналы сразу двух спутниковых навигационных систем - российской ГЛОНАСС и американской GPS. Очень интересно, как будет выглядеть это приемник? Сколько будет стоить? И в чем его преимущество перед навигаторами GPS?

Урличич: На самом деле, все не совсем так. Такие приемники созданы, разработаны и производятся достаточно давно. Среди них много уникальных, но каждый - по своим характеристикам. Приемники ГЛОНАСС-GPS, наверное, существуют столько же, сколько существуют системы ГЛОНАСС-GPS. Скажем, с полной развернутой системой ГЛОНАСС 1995 года они были востребованы на рынке. Это были уже не экспериментальные образцы, а те, которые применялись. Причем, они производились и применялись не только в нашей стране.

Сейчас идет больший спрос на приемники ГЛОНАСС-GPS. А это все гражданские применения в нашей стране и ряде других стран, которые используют две системы. Потому что потребители, конечно же, не хотят зависеть от одной системы, если можно принимать сразу две системы и использовать преимущество двухсистемного приемника. Это быстрое вхождение в связь, определение навигационных сигналов от двух систем. Ориентировка станет более надежной, быстрой, точной.

Кулаковская: То есть, на рынке появятся новые образцы?

Урличич: Появляются все новые и новые образцы. Даже если говорить только о гражданском применении, только в нашей стране таких образцов разработано более сорока.

Кулаковская: А какие они по размеру?

Урличич: Это разные по размеру и своим характеристикам приемники, предназначенные для разных рынков. Строго говоря, смотря что понимать под приемником. Если под этим понимать только саму плату, которая принимает, обрабатывает сигнал, то минимальные на сегодня размеры - порядка двух-трех сантиметров.

Плоская (толщиной три миллиметра) одностороння плата выпускается фирмой "Геостар". "Геос-1М" - это лучший на сегодня бытовой приемник, который есть в мире. Мы часто говорим, что российская микроэлектроника отстает от западных образцов. Могу сказать, что лучший телематический двухсистемный приемник для гражданских применений сегодня производится в Российской Федерации.

Кулаковская: Понятно, что навигатор - это сложное устройство, такой маленький компьютер?

Урличич: Абсолютно верно. В целом, навигационная аппаратура потребителя имеет разные характеристики в зависимости от предназначения. Будь то такое предназначение, как просто определение координат для автолюбителя. Те навигационные приемники, которые крепятся или штатно устанавливаются в автомобиле, одни из простейших. И до сложнейших систем, которые позволяют корректировать не только свое местоположение, но и окружающих таких же телематических приемников.

В дифференциальных станциях так же, как в геодезии, устанавливаются особо точные приемники. В принципе, симбиоз нескольких приемников иногда позволяет решать навигационные задачи с точностью до миллиметров. В нашем институте есть разработка, позволяющая обеспечить точности, которые позволяют отслеживать колебания сложных инженерных сооружений, высотных объектов.

Кулаковская: Скажите, чьи чипы, микросхемы, комплектующие у навигаторов? Только российского производства, или в их создании поучаствовали американцы и, может быть, даже китайцы?

Урличич: Считается, что системы ГЛОНАСС, и GPS, и будущие европейская Galileo и китайская Kompass (если они будут созданы) должны быть доступы ко всем производителям. То есть, публикуется так называемый интерфейсный контрольный документ, который дает возможность любым компаниям во всем мире производить соответствующие приемники. Более того, Советский Союз, а сегодня Российская Федерация и США приняли на себя обязательства давать этот гражданский сигнал бесплатно по всему миру. И, соответственно, этой услугой пользуются.

Кулаковская: Какова емкость мирового рынка этих услуг? Наверняка предполагается, что ближайшие годы своя спутниковая система появится в Евросоюзе и Азии: в Японии, Китае, Корее. На какую долю этого рынка может рассчитывать Россия? Какие регионы заинтересованы в нашей системе? Насколько мы конкурентоспособны?

Урличич: К сожалению, сегодня Российская Федерация занимает очень маленький рынок, порядка единиц процентов. Точно сказать нельзя. Разные компании дают разные оценки. Но во всяком случае это недостойно мало для такой державы, как наша, которая одна из двух имеет нормальную глобальную навигационную спутниковую систему.

Мы часто посыпаем голову пеплом, говорим, что у нас это плохо и то плохо. Вы понимаете, мы говорим об инновациях, необходимости развивать высокие технологии. Как раз ГЛОНАСС является тем примером, где мы не только должны развиваться. Мы все это имели, а сейчас восстанавливаем. Мы делаем наземную составляющую, потребительскую составляющую этой системы. И, вообще говоря, мы твердо занимаем второе место в мире. И объединенная Европа, и вкладывающий очень большие средства Китай пока еще в роли догоняющих. Причем смею вас уверить, им догонять нас еще долго.

В ближайшем будущем по орбитальной группировке мы будем полностью в паритете с США. По системным характеристикам будем также на уровне GPS. Единственное, мы немного будем отставать по использованию навигационных систем. Но у нас есть конкурентное преимущество из серии "голь на выдумки хитра": будем использовать во всех своих гражданских применениях плюсы от двух систем - ГЛОНАСС и GPS.

Кулаковская: За рубежом идет активное внедрение GPS в бытовую аппаратуру, мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры. Планируется что-то подобное для ГЛОНАСС?

Урличич: Абсолютно верно. Ряд таких разработок ведется и в Российской Федерации, и за рубежом. Наша фирма (после акционирования федерального государственного унитарного предприятия это ОАО "Российские космические системы") совместно с фирмой "М2М телематика" несколько лет назад продемонстрировала технологические возможности наших решений, показав всему миру в том числе и ошейник для собаки, который действительно был прорывом.

Кулаковская: Мы помним, как во время вашего эксперименты лабрадор (родной тетей которого является собака нашего премьера Владимира Путина) резвился на лужайке, а координаты его перемещений демонстрировались на экранах компьютеров и ноутбуков. И потом такой ошейник с системой слежения получила и сама Кони.

Урличич: Был очень интересный момент. Показ ошейника был устроен около высотного здания. При журналистах у стенки этого здания сперва включили GPS-навигатор (чистый GPS), для того чтобы определить количество спутников GPS вообще, привязаться к какой-то точке. И фактически бытовой навигатор GPS не сработал, потому что число спутников оказалось меньше их необходимого количества, и не выдавал никаких координат.

В это же время включили ошейник. За счет того, что он принимал и спутники ГЛОНАСС, и спутники GPS, он определил координаты. Фактически в присутствии всех журналистов мы получили по исследуемому ошейнику первое определение. А штатный навигатор GPS только через несколько минут, поймав все созвездие, необходимое GPS, смог выдать те же самые координаты. Причем, смею вас уверить, это не было подготовленным экспериментом, это случилось просто по воле случая.

Кулаковская: В Европе навигаторы работают отменно. Даже в маленьких городках нет никаких проблем, чтобы найти то или иное здание. О работе навигаторов в России такого не скажешь.

Урличич: Здесь проблема решается с точностью до наоборот. Ведь проблема самого навигационного определения зависит только от спутников на орбите и того приемника, который у вас. В маленьком городке он будет работать лучше, потому что там, как правило, меньше высоких зданий, которые затеняют сигналы.

Кулаковская: Которые создают помехи?

Урличич: Абсолютно верно. Если вы въедете во двор-колодец, то, к сожалению, ваш навигатор, если он не сверхсовременный, а использует только навигационный сигнал с орбитальной группировки, не сможет определить свои координаты вообще. Если же он продвинутый, то есть оснащен инерциальной системой, то он сможет и во дворе-колодце с какой-то точностью определить ваши координаты. То же самое происходит в тоннелях и еще в ряде случаев, когда вы едете по сложной местности, например, каньонам.

Кулаковская: Я пыталась ходить в лес с навигатором, и он в лесу не работал.

Урличич: Потому что у вас был GPS-навигатор.

Кулаковская: Да.

Урличич: А ГЛОНАСС-GPS-навигатор в лесу под кронами деревьев будет работать увереннее за счет того, что у нас применяется частотное разделение сигналов между спутниками. И такой навигатор будет работать в таких случаях, когда GPS не работает.

Кулаковская: А сколько будет стоить ГЛОНАСС-GPS-навигатор?

Урличич: Для бытового, автомобильного применения это будет в районе пятнадцати тысяч рублей. Это зависит в основном не от стоимости платы (ГЛОНАСС она или ГЛОНАСС-GPS), а от размеров экрана навигатора.

Кулаковская: Можно выбрать большой, а можно и маленький?

Урличич: Абсолютно верно. Как диагональ телевизора: чем больше, тем дороже.

Кулаковская: Да, можно поскромнее.

Урличич: Скажем, компания Российского научно-исследовательского института космического приборостроения уже несколько лет выпускает навигаторы с экраном семь дюймов. Сейчас они переходят на выпуск с более малоразмерным экраном - четыре дюйма. Он будет стоить дешевле.

Кулаковская: Предполагаются госзакупки для армии, милиции, МЧС? Если да, то в каких объемах? Если это не военная тайна.

Урличич: Это не военная тайна. Это государственная тайна. Конечно же, закупки для гражданских нужд более-менее известны. Должно быть закуплено порядка 300 тысяч приборов для обязательного оснащения различных транспортных средств. В первую очередь это те колесные транспортные средства, которые мы с вами видим на дороге, а также воздушные, морские, речные.

Конечно же, этим не исчерпывается все применение навигационных систем. Сегодня система ГЛОНАСС – это не только навигация. Это и координатно-временное обеспечение, в том числе огромный рынок точного времени всей системы телематики. Все системы, связанные с точным временем, используют спутниковые системы ГЛОНАСС или GPS.

Кулаковская: На ваш взгляд, какие перспективы ждут ГЛОНАСС и другие навигационные системы в будущем? Какое место в русле инновационного развития экономики России будет занимать ГЛОНАСС? И в чем ее инновационная привлекательность?

Урличич: Мы часто говорим о том, что в нашей стране должен быть альтернативный инновационный путь экономики, и часто говорим, что у нас нет таких идей. Мне кажется, что это не совсем верно. У нас такие идеи были, есть, и работа президентской комиссии по модернизации экономики подтвердила это. Все предложенные проекты в области космоса и телекоммуникаций одобрены президентом.

Наше предприятие предложило проект "ЭРА-ГЛОНАСС" - это экстренное реагирование на аварии, в первую очередь на дорогах. Мы сейчас к этой системе (которая, кстати, будет финансироваться в том числе из бюджета) предложили ряд дополнений, в том числе и мониторинг малой авиации. Для предотвращения тех трагедий, которые у нас эпизодически случаются, мы предлагаем еще ряд проектов, в том числе "Социальный ГЛОНАСС". Это ГЛОНАСС для людей с какими-то ограничениями, проблемами здоровья, чтобы за ними могли наблюдать врачи и ближайшие родственники. Чтобы такие люди могли подать сигнал о своем местонахождении, если, не дай Бог, что-то случилось.

Сейчас государство поворачивается лицом к социальной проблеме. Мы видим, что эта тематика занимает все больше места не только в выступлениях, но и в бюджетах Минздравсоцразвития и многих других федеральных органов исполнительной власти. Мы предложили такой проект, который позволил бы различным группам населения более безопасно, более комфортно существовать в рамках нашего общества.

Кулаковская: Юрий Матэвич, как это будет выглядеть на конкретных примерах?

Урличич: Допустим, инвалиды по зрению. Вы знаете, что очень тяжело ориентироваться в пространстве на незнакомых маршрутах без подсказок. Мы предлагаем с помощью современных навигационных информационных технологий создать систему, которая позволит не только ходить по уже освоенным маршрутам, но и иметь возможность путешествовать в разных городах, где они раньше не бывали, спускаться в метрополитен, спокойно переходить со станции на станцию.

Кулаковская: То есть, этот навигатор будет давать подсказки?

Урличич: Абсолютно верно. Это различные типы навигаторов, коммуникаторов и других информационных устройств. В зависимости от проблематики мы будем делать их разных типов. Для людей с ослабленным зрением это системы со звуковыми и тактильными подсказками. В дальнейшем они могут использоваться туристами, городскими жителями, которые просто осваивают новые маршруты. Иногда престарелым тяжело сориентироваться, скажем, в наземном или подземном транспорте, особенно когда есть несколько пересадок. В Токио разработан навигатор для слабовидящих людей. Сейчас этот гид используется даже, подчеркиваю, для жителей и туристов.

Это, конечно же, и проекты, связанные с мониторингом всей инфраструктуры Российской Федерации. На первом Всероссийском форуме глобального развития "5+5" я предложил проект под названием "Мир" – мониторинг инфраструктуры России. Чтобы понимать, насколько эти проблемы решаемы, каково реальное состояние инфраструктуры, надо постоянно осуществлять ее объективный, независимый мониторинг. На это и направлен проект "Мир". Наш проект единственный из десяти получил 43 голоса из 70, то есть абсолютное большинство. Это говорит о том, что есть потенциал, люди верят в него и видят реализуемость подобных крупных проектов.

Более того, можно сказать, что подобные проекты являются локомотивом для всей экономики. Они не просто показывают, обозначают уровень, они востребованы и в других странах, о чем говорит взаимодействие Российского космического агентства с агентствами других стран. Подписано очень много соглашений. Почти в любой стране первым вопросом задается вопрос о том, как можно взаимодействовать с нашей системой ГЛОНАСС. И можно сказать, что помимо социального и экономического эффекта это дает еще и чувство гордости за нашу державу.

Конечно же, есть и масса различных применений ГЛОНАСС, которые мы не называем так широко, как проекты, но они направлены на простое улучшение качества нашей жизни. Никто из нас не хочет страдать от аварий на дорогах, в топливно-энергетическом комплексе и страшных последствий, которые могут быть. На все это направлены системы, которые мы создаем, начиная от самой гуманной системы в космосе - "Коспас-Сарсат" (международной системы спасания, которая была развернута в самый разгар холодной войны). Тогда между четырьмя странами - Советским Союзом, США, Францией и Канадой - было такое негласное соревнование по тому, кто раньше запустит первый спутник на орбиту и произведет первое спасание. В то время это был политический вопрос. Советский Союз смог победить, и мы первыми спасли канадских авиаторов, которые потерпели крушение на легкомоторном самолете. Это положило начало спасению.

На сегодняшний день уже десятки тысяч людей по все планете спасены благодаря таким системам. Так что космос продолжает работать на человека. И, конечно же, мы гордимся тем, что мы не только создаем оружие, но и обеспечиваем безопасность, улучшаем качество жизни граждан нашей страны и всего мира.

Кулаковская: Юрий Матэвич, я вас благодарю за то, что вы пришли к нам в студию.

Урличич: Спасибо вам за приглашение. До свидания!

Кулаковская:У нас в студии был генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы", генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич.


http://rus.ruvr.ru/2010/12/02/36083435.html

 

 

 

 

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".