Новости

30.12.2010 01:14

Марс-500: готовится высадка на марсодром

«Авиапанорама» беседует с ведущим специалистом РКК «Энергия», доктором технических наук, профессором, лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженным конструктором России Олегом Семеновичем Цыганковым, одним из руководителей проекта «Марс-500» . Работать в области пилотируемой космонавтики он начал еще в 1960-е в лаборатории невесомости ОКБ-1 у будущего космонавта В.В. Аксенова. Основная часть жизни О.С. Цыганкова связана с отработкой операций выхода в космос, созданием технических средств и инструментов внекорабельной деятельности (ВКД) космонавтов.
– Олег Семенович, насколько необходимо людям лететь в дальний космос и рисковать своим здоровьем, чтобы осваивать Луну или Марс, может быть, надежнее и экономичнее использовать автоматы?
– Я думаю, что исследовать другие небесные тела должны именно автоматы, а вот осваивать их может только человек, конечно же, с помощью роботов. Именно человек ходом эволюции на Земле более приспособлен для выполнения научных поисков и открытий. Дистанционно управляемые автоматы тоже нужны, особенно на начальном этапе освоения, когда высок риск. Но они действуют только по заданной человеком программе. Лишь благодаря человеку может состояться терраформирование Марса, т.е. превращение среды на Красной планете в ареал, пригодный для обитания человечества и других земных существ.
– Как в проектах РКК «Энергия» выглядит схема полета?
– Марсианский экспедиционный комплекс (МЭК) стартует не с Земли – для этого он слишком тяжел, а с околоземной орбиты, от которой ему легче оторваться. Сборка комплекса будет произведена в космосе, его по частям выведут на орбиту ракеты тяжелого класса, для чего понадобится несколько запусков. На околоземной орбите модули состыкуют и испытают в автоматическом режиме полета. Позже на борт комплекса доставят экипаж из 4–6 человек. С экипажем на борту МЭК будет раскручиваться по спирали, разгоняясь на околоземной орбите, чтобы приобрести необходимое ускорение. Далее, по достижении второй космической скорости, произойдет отрыв, экипаж осуществит выбор курса и начнется межпланетный перелет. На подлете к Красной планете корабль начнет тормозиться и скручиваться по спирали для выхода на околомарсианскую орбиту. От него отделится взлетно-посадочный корабль (ВПК) с двумя или тремя космонавтами на борту. На поверхности они проведут от нескольких недель до месяца. Выполнив миссию, стартуют с планеты и вернутся на МЭК, который будет ожидать их на ареоцентрической орбите. Путь домой – это движение в обратном порядке. МЭК тормозится на околоземной орбите и продолжает свое вращение вокруг нее в режиме искусственного спутника Земли, члены экспедиции пересядут в капсулу спускаемого аппарата и приземлятся в заданной точке.
– Сколько времени займет такое путешествие к Марсу и обратно?
– В зависимости от траектории полета и времени пребывания на планете с использованием современных двигательных установок длительность экспедиции составит 1,5–2 года, а при применении ядерно-электрореактивных двигателей весь полет займет от 2 до 4 месяцев. Еще в прошлом веке из сценариев межпланетной экспедиции, разработанных российскими институтами, NАSА, Европейским космическим агентством, накопились пухлые тома, но лишь в двух следующих десятилетиях они могут воплотиться в жизнь.
Основной задачей российского варианта полета будет не только облететь планету, но и высадиться на нее, поработать на поверхности от недели до трех месяцев. Сейчас очевидно, что не техника, а именно человек – уязвимое звено столь опасной экспедиции. Причем самой сложной стадией полета будет посадка на поверхность Марса и взлет с нее. Здесь все зависит от надежности ВПК. Это должен быть аппарат массой до 35 т с несущим планирующим корпусом и тормозными жидкостными реактивными двигателями – как на советских «лунниках». Однако как он себя поведет, может показать только реальное испытание в марсианских условиях, сначала в автоматическом режиме посадки. Затем необходимо произвести автоматический старт, получить замечания и доработать конструкцию, чтобы повторить высадку уже в пилотируемом варианте. Причем у экипажа ВПК не будет резерва времени на устранение аварийных ситуаций, там все происходит очень быстро, поэтому первый корабль высадится на поверхность беспилотным и станет резервным на случай нештатных ситуаций десантирования экипажа на Марс. Лишь когда в окончательных испытаниях удастся убедиться в неуязвимости ВПК, во взлетно-посадочную кабину одного из ВПК сядут люди, а дублирующий ВПК будет посажен на поверхность вблизи пилотируемого корабля в автоматическом режиме как спасательный корабль.
– Олег Семенович, каковы основные слагаемые, от которых будет зависеть успешная высадка космонавтов на поверхность других небесных тел – Луны и Марса?
– Перечислю главные факторы: работоспособность после длительного межпланетного перелета; совершенство конструкции и эксплуатационных характеристик защитного снаряжения; оптимальные технико-эргономические качества инструментов, аппаратуры и оборудования. В наземных экспериментах и в полетах на околоземной орбите по программе подготовки межпланетной экспедиции должны быть заранее исследованы возможности человека-оператора в скафандре вне Земли и вне корабля. Такой подход до сих пор полностью оправдывал себя при обеспечении ВКД в полужестких скафандрах семейства «Орлан» на отечественных орбитальных станциях при почти годовой длительности полета, и можно считать, что выходы в открытый космос на этапе межпланетного перелета для аналогичного скафандра уже отработаны. Особая роль отводится разработке комплекта из марсианского скафандра и автономной системы обеспечения жизнедеятельности как индивидуального средства защиты, изолирующего человека от неблагоприятных физических условий внешней среды. От характеристик подвижности планетного скафандра зависят энергозатраты марсонавта, его утомляемость и продолжительность рабочей смены. Нужны опережающие исследования в этой области, которые разворачиваются сейчас в эксперименте «Марс-500».
– Каковы дальнейшие действия экипажа в эксперименте «Марс-500»?
– Прежде всего, это переход трех из шести членов экипажа во взлетно-посадочный модуль, «отстыковка» от МЭК и последующая высадка на поверхность «марсодрома». Следует учесть, что в реальном полете потребуется многодневный период адаптации марсонавтов к гравитации планеты (сила тяжести составляет 0,38 от земной), который будет крайне ограниченным из-за ограниченности ресурсов самого посадочного модуля. По этой причине при длительности первой экспедиции от недели до месяца, выходы из ВПК должны планироваться как регулярная ежедневная работа. Выход, хождение по пересеченной местности, выполнение рабочих операций в скафандре под избыточным давлением будут утомлять сильнее, чем аналогичная деятельность на этапе межпланетного перелета МЭК, когда экипаж будет находиться в условиях невесомости.
В первом выходе на планету следует ограничиться только самыми необходимыми и достаточно легкими операциями – обход и осмотр ВПК. Цель выхода: инспекция опорных элементов, фото-и видеосъемка положения ВПК, оценка готовности корабля к старту с поверхности Марса в любой нештатной ситуации. По данным автоматических аппаратов, наиболее вероятна посадка на каменистую равнину. В атмосфере, состоящей в основном из углекислого газа, вполне могут бушевать пыльные бури с ураганными порывами ветра. Под ногами будет мелко раздробленный материал (реголит), а температура поверхности будет колебаться от –128 до +27 по Цельсию. Это очень строгий экзамен для обуви и защищающей человека оболочки скафандра. В случае посадки на наклонную поверхность возможно значительное отклонение корабля от вертикали. Действия по установке ВПК в вертикальном положении, возможно, потребуют выполнения ручных работ с использованием лебедок, грунтовых якорей и домкратов.

 

http://newsland.ru/news/detail/id/607568/cat/69/

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".