Новости

10.03.2011 10:43

Космические спасатели

Совместный спецпроект радиостанции "Голос России" и студии "Роскосмос" (Федерального космического агентства).


История глобальной системы поиска и спасания началась почти тридцать лет назад. В июле 1982 года в горах канадской провинции Британская Колумбия пропал небольшой самолет. Поиски длились 3 недели, но не дали результата и были прекращены. Мало кто сомневался, что находившиеся на его борту трое человек погибли. Запрос о поиске самолета был передан в созданный координационный центр международной космической системы поиска и спасения "Коспас-Сарсат" в провинции Онтарио.

Единственный спутник системы – запущенный в июне советский аппарат "Космос-1383" – в это время должен был пройти над западной частью Канады. Именно с помощью "Космоса" были получены координаты места аварии. С рассветом поиск самолета возобновился. Уже к вечеру история окончилась благополучно – пилот и двое членов экипажа были спасены.

Так уникальная космическая система "Коспас-Сарсат" еще на самом первом этапе испытаний открыла счет спасенным жизням. Созданная противниками по "холодной войне", она продолжает работать и сейчас. За эти годы было проведено почти 5 тысяч поисково-спасательных операций, в ходе которых спасено свыше 20 тысяч человек.

 

Говорит Юрий Королев, генеральный директор НИИ космического приборостроения: "Человек попадает в ситуацию, неприятную для него. Он нажимает кнопку, и сигнал от этого маяка через спутники "Коспас-Сарсат" попадает в центры спасения. Есть станция приема-обработки информации. Вся сеть связывает между собой международные спасательные службы и службы данного региона. С ее помощью определяются координаты. Можно узнать, кто владелец: либо человек, либо транспортная компания, либо автомобиль или самолет. В этот момент спасательная служба того региона, где обнаружен, начинает искать пострадавших".

 

Для России с ее большими малонаселенными территориями и громадными акваториями появление эффективной системы поиска и спасения имело огромное социальное и хозяйственное значение. Проект "Коспас" получил мощную поддержку у руководителей Советского Союза.

 

Вспоминает Николай Тестоедов, генеральный конструктор и генеральный директор Научно-производственного объединения прикладной механики имени Решетнева (НПО ПМ имени Решетнева): "Навигационная система началась не с ГЛОНАСС, а раньше. Это были спутники "Парус", "Надежда". Получилось так, что в СССР, а потом в России НПО прикладной механики – это единственное предприятие, которое выпускает навигационные спутники. Когда стало понятно, что навигация – это предмет, который требует постоянного поля, то возникла идея глобальной навигационной системы (откуда происходит название "ГЛОНАСС"), и в НПО прикладной механики совместно с кооперацией были разработаны первые спутники. Они носили название "Ураган".

 

Российскую часть системы "Коспас-Сарсат" сегодня обслуживают специализированные спутники нового поколения, получившие название "Стерх" – по имени белого журавля, занесенного в Красную книгу. Миниспутники "Стерх" должны заменить предыдущие аппараты серии "Надежда". Их главное отличие – повышенная точность.

 

Говорит Владислав Рогальский, начальник отдела ФГУП "РНИИ космического приборостроения": "Мы делали эксперименты в начале тысячелетия. Мы даже сопровождали перелет стерхов с места их летних пристанищ на Севере. Они перелетали через всю нашу страну и где-то в Дели, в дельте Ганга оставались на зиму. Биологи просили проследить миграцию этих птиц. Мы ставили буи, которые весили 90 грамм. Мы брали птиц (их вылавливали биологи) и надевали на них маленький передатчик, как рюкзак на человека".

Продолжает Николай Тестоедов: "К 2011 году, когда мы закончим программу повышения точности, будем говорить о метрах. Самое главное – спутники становятся многофункциональными, и спутники "Глонасс-К" будут не столько навигационными, сколько обеспечивающими систему "Коспас-Сарсат" и ряд систем в интересах Минобороны. На систему, которая изначально задумывалась как чисто навигационная, сегодня ставится очень много других задач".

 

Осенью прошлого года система "Коспас-Сарсат" помогла спасти самолет, который следовал из Якутии в Москву и оказался обесточен. Вплоть до самой посадки ТУ-154М в аэропорту города Ижма в Республике Коми спутники международной системы поиска и спасания "Коспас-Сарсат" 9 раз передавали координаты самолета.

 

Интервью

 

Кулаковская: Здравствуйте! В нашей студии генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" Юрий Урличич. Только что мы коротко рассказали историю возникновения системы "Коспас-Сарсат" (Cospas-Sarsat). Почти за 30 лет своей работы она спасла более 30 тысяч жизней. Как шла работа над созданием системы, какие у нее были предпосылки?

 

Урличич: Система создавалась, когда стало понятно, что человечество может только объединенными усилиями решать глобальные задачи. Несмотря на то, что был самый разгар "холодной войны", в 1977 году два сверхгосударства Советский Союз и США договорились, что будет создана международная система спасания. В дальнейшем к ним присоединились еще две страны - Франция и Канада. На текущий день более 40 стран присоединились к этому международному соглашению.

Конечно же, мы шли разными техническими путями, согласовав только общую канву системы, как должны стыковаться наземная часть этой системы, буи и космический сегмент. Нам удалось создать такую систему в кратчайшие сроки. Тогда было негласное соревнование: с одной стороны - Советские Союз, с другой - США, Канада и Франция. Советский Союз выиграл эту гонку. И 30 июня 1982 года полетел первый космический аппарат, включенный в состав системы.

Десятого сентября произошло первое спасание канадских авиаторов, потерпевших крушение на легкомоторном самолете в горах Британской Колумбии. С этого момента идет отсчет. Эта система ежегодно спасает приблизительно 1200-1500 человек. Поэтому мы говорим, что это самая гуманная система в космосе: она предназначена исключительно для спасания людей.

 

Кулаковская: А пример успешного использования системы "Коспас-Сарсат" в России? Буквально в начале этого года все внимание СМИ было приковано к терпящим бедствие в Охотском море российским судам. Они были оснащены аппаратурой этой системы?

 

Урличич: Да, но, к сожалению, эта аппаратура не была включена, хотя она должна включаться автоматически при попадании в воду. Мы видим, что есть и отрицательные примеры. Скажем, ряд крушений вертолетов. Не успевает включиться аварийный маяк, или же он не был включен заранее. Поэтому сейчас уточнен технический регламент: эти системы для воздушных судов должны быть включены всегда.

Могу привести ряд примеров прошлого года, когда успешно были осуществлены спасательные операции благодаря системе "Коспас-Сарсат" в России. Это и вертолет Ми-8, и нашумевшая история с отказавшим радиооборудованием самолета Ту-154М. Здесь могу остановиться поподробнее. Как вы знаете, многие средства массовой информации сказали, что отказало все оборудование, и на самолете не было ничего из радиоэлектронных, связных систем, что работало бы. На самом деле, работала одна система – "Коспас-Сарсат".

Летчики, попав в нештатную ситуацию, когда у них было отключено энергопитание, сразу действовали по инструкции, включили маяк. В течение того времени, когда самолет маневрировал (он спускался с 10 тысяч километров и искал место для посадки), его вела система поиска и спасания. Первая посылка пришла в международный центр в Испании, вторая - в Канаду, третья - во Францию. И так было принято 9 посылок. И мы уже знали и готовили экспедицию спасания до момента, когда он сел. Когда 8 минут подряд шли посылки из одного места, стало понятно, что самолет сел более-менее благополучно, потому что аварийный маяк продолжал работать. Тогда определили, что координаты принадлежат тому заброшенному аэродрому, и туда вылетела спасательная экспедиция.

Такие примеры говорят о том, что, конечно же, эта система очень надежна, очень нужна, востребована и развивается во всем мире. Еще один пример в нашей стране, когда небольшой самолет Ан-2 также был спасен благодаря этой системе. Хочу сказать, что каждый час в случае аварийной посадки она спасает до 30 процентов жизней. То есть, чем раньше мы начнем спасать, чем быстрее мы придем на помощь, не дай Бог, истекающим кровью людям или людям, попавшим в легкой одежде в условия зимы, нашего Севера, тем выше шанс на выживание. В противном случае мы не сможем никого спасти.

 

Кулаковская: А возможно создание системы, которая постоянно отслеживала бы полеты всех летательных аппаратов России?

 

Урличич: Подобные системы могут строиться на основе глобальных спутниковых систем, и такие предложения есть. К сожалению, скажем, геостационарные космические аппараты видят поверхность Земли до 76,5 градусов. Соответственно, если говорить о полярных шапках, то нужны низколетящие аппараты или среднеорбитальный сегмент. Сегодня такие разработки ведутся. В частности, наш институт предлагает такие разработки. Либо надо использовать имеющиеся системы и постоянно посылать информацию о движении судна, скажем, раз в минуту для того, чтобы эта посылка доходила и в отслеживающих центрах было точно известно, где в данную минуту находится самолет, на какой высоте, насколько точно он следует курсу.

 

Кулаковская: В 2009 году с космодромов Плесецк и Байконур были запущены два космических аппарата "Стерх". Сколько спутников входит в состав системы "Коспас-Сарсат" сегодня? Какие перспективы у системы в России и в целом мире?

 

Урличич: Сегодня в составе орбитальной группировки "Коспас-Сарсат" 6 низколетов и 5 геостационарных космических аппаратов. Плюс запущен космический аппарат "Электро". Это российский космический аппарат, на котором стоит ретранслятор системы "Коспас-Сарсат". Буквально на днях прошли первые включения аппаратуры ретранслятора, которые говорят о том, что он будет успешно работать на орбите. И в течение этого года будет запущен еще один космический аппарат - "Луч" - на геостационар. И тогда будет еще 2 геостационарных космических аппарата. Итого их будет 7.

Плюс на среднеорбитальных космических аппаратах российской группировки ГЛОНАСС, американской GPS и, если европейцы смогут развернуть свою систему Galileo, то и на их космических аппаратах будет устанавливаться оборудование, способное ретранслировать сигналы терпящих бедствие воздушных и морских судов. И, конечно же, мы надеемся, что и персональных буев.

 

Кулаковская: Вы говорите о том, что в России, США и Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов сигналов аварийных радиопередатчиков на спутниках глобальных навигационных систем. С другой стороны, если во всем мире количество таких передатчиков давно превысило миллионы, то в России счет идет на какие-то скромные десятки тысяч. Как сегодня в России обстоит дело с правовой инициативой по поводу гражданского применения АРБ (аварийных радиобуев – прим. ред.)?

 

Урличич: Действительно, с этой проблемой, к сожалению, мы не смогли справиться более чем за десятилетие. Двенадцать стран уже имеют нормативную правовую базу и пользуют самое быстро разевающееся поколение - персональные радиобуи. Этот буй любой желающий может взять с собой в туристическую экспедицию, в горы - куда угодно, хоть в поход за грибами. Это его буй, который закреплен за ним. И в случае какой-то аварийной, нештатной ситуации, в конце концов, в условиях возникновения угрозы его жизни, он может включить буй, и к нему должны придти на помощь.

К сожалению, в нашей стране никак не решается вопрос, кто должен спасать. И из-за этого не решается вопрос о разрешении использования персональных радиобуев. Хотя 12 стран уже используют такие буи. И, конечно же, число таких пользователей во всем мире стремительно растет. С 1995 года все морские суда, с 2005 года все воздушные суда оснащены подобными буями. Конечно же, мы гораздо чаще бываем простыми туристами, нежели используем буи, перемещаясь в самолетах или на морских или речных судах.

Мы, конечно, предлагаем к выпуску такие буи. Если зачастую у нас не готова техника, но готово законодательство, то в данном случае техника давно готова. Подобные буи делает "Научно-исследовательский институт космического приборостроения" ("НИИ КП"), ряд других фирм. Но, к сожалению, пока нет законодательной базы для развития этой системы.

 

Кулаковская: Поиск, спасение по сигналам аварийных буев - это действительно самая главная задача "Коспас-Сарсат". Но все-таки, наверное, речь идет и о торговых судах. Какова экономическая эффективность использования системы "Коспас-Сарсат"?

 

Урличич: В первую очередь это система, которая спасает жизни. Нельзя оценить человеческую жизнь. Наверное, вы любые деньги отдадите, чтобы ваш близкий был спасен. Могу привести один пример - про первое спасание. Как я говорил, 10 сентября 1982 года было первое спасание. Чем оно было вызвано? Это был небольшой самолет, который нанял отец пилота, который за 24 дня до этого, очевидно, погиб в Канаде. Самолет санитарного авиарейса летел и пропал. Его искали месяц. Было затрачено достаточно много по тем временам - несколько миллионов долларов США. И он не был найден. После чего официальная правительственная спасательная экспедиция была прекращена.

И тогда отец пилота нанял частный самолет, который пытался искать его. Десятого сентября этот маленький частный самолет также потерпел авиакатастрофу. И, скорее всего, его тоже не нашли бы, потому что он летал в том же районе, где не нашли большой самолет. На борту самолета было всего 3 члена экипажа. Но у них был включен маяк, и буквально через сутки их спасли.

Экономическая выгода, конечно же, есть. Миллионы долларов США на спасательную операцию - а здесь десятки тысяч вместе с установкой буя. Это с одной стороны. С другой стороны, мы, конечно же, не можем человеческую жизнь мерить в долларах или рублях. Она превыше любых экономических измерений.

 

Кулаковская: Какова кооперация организаций и ведомств России, занимающихся эксплуатацией системы "Коспас-Сарсат", разработкой, изготовлением бортовой и наземной аппаратуры, аварийных радиобуев?

 

Урличич: Мне посчастливилось работать в организации, которая является головной за российскую (а вчера - советскую) часть системы "Коспас-Сарсат" - за систему космического спасения, или сокращенно "Коспас". Это акционерное общество "Российские космические системы". Мы головные за систему "Коспас" в целом. За эксплуатацию системы "Коспас" и регистрацию аварийных буев отвечает предприятие Минтранса. А вообще, в кооперации разработчиков, изготовителей, эксплуатантов системы более 40 предприятий нашей страны.

Если о различных отраслях мы говорим, что вынуждены догонять, что мы отстали настолько, что нам тяжело догнать даже Запад, то космическая отрасль показывает пример того, как мы лидировали и во многом продолжаем лидировать. В частности, по системе "Коспас-Сарсат" сейчас будет активно развиваться средний орбитальный сегмент. Это ретрансляционное оборудование, которое устанавливается на среднеорбитальных космических аппаратах таких, как "Глонасс К" для Российской Федерации, GPS для США и Galileo для Европы.

В 2010 году канадцами и французами было проведено независимое тестирование наземного оборудования, которое показало, что наше наземное оборудование для среднеорбитального сегмента, которое создал наш институт, является наиболее высокоточным. Его точность, как минимум, в два раза превышает точность оборудования, созданного другими странами. И такие показатели у нас не только по наземному оборудованию, но и по бортовым ретрансляционным комплексам.

Да и сами буи, изготавливаемые Российской Федерацией, конкурентоспособны. В частности, фирма "НИИ КП" изготавливает персональные буи, которые, к сожалению, как я говорил, у нас в РФ не применяются. Но их закупают некоторые страны СНГ. По договоренности с одной из стран мы используем такой буй как датчик нештатной ситуации - в рамках национального стандарта мы имеем на это право.

Если одну из среднеазиатских плотин прорвет, то этот буй успеет оповестить власти и, соответственно, население о чрезвычайной ситуации. Он сработает только в том случае, если чрезвычайная ситуация уже произошла. В принципе, он на это настроен. Это будет сигналом к тому, что надо как можно быстрее проводить эвакуацию населения. Хотя если его настроить на превышение какой-то границы, скажем, подъема уровня воды, но до того момента, как произойдет чрезвычайная ситуация и плотина будет разрушена или через край польется вода, то тогда он просто сигнализирует о возникновении чрезвычайной ситуации.

Подобные применения достаточно интересны и получают все большее распространение. Так по нашей инициативе был разработан специальный буй, который используется на железнодорожных перевозках "Роскосмоса" при сопровождении особо ценных или опасных грузов, в том числе при перевозках на Байконур топлива или ракетоносителей. В прошлом году это получило апробацию, а с этого года уже эксплуатируется "Роскосмосом". Подобные мероприятия, я считаю, повышают качество жизни всех нас. Потому что чрезвычайные ситуации могут затрагивать любого из нас, даже того, кто не ходит в горы, не летает на самолетах и не пользуется морскими судами.

 

Кулаковская: Мы желаем вам успеха в развитии системы "Коспас-Сарсат". Появились сообщения, что к 8 марта МТС начинает продажу смартфонов, оснащенных системой ГЛОНАСС. Какой ожидается спрос?

 

Урличич: Мы давно шли к тому, чтобы систему ГЛОНАСС использовать и в самых массовых устройствах. Сегодня самым массовым гаджетом является, конечно же, сотовый телефон. Действительно, Акционерная финансовая корпорация "Система" совместно с американской фирмой Qualcomm разработала такую микросхему, которая вставляется в телефон и может применяться в навигации вместе со связью. Теперь у нас получается ГЛОНАСС-GPS-навигация в смартфоне. Стоимость должна быть типичная для смартфона. Она здесь определяется, скорее, стоимостью того смартфона, в который будет вставляться. А доля увеличения стоимости за счет того, что в чипсет встроен еще и ГЛОНАСС, - буквально несколько центов, если считать в долларах США.

 

Кулаковская: Вы держали его в руках? Как он выглядит?

 

Урличич: Я его видел, держал. Мы начинаем тестирование. Но для тестирования мы будем брать, скорее, серийные образцы, которые поступят в продажу.

 

Кулаковская: Мы уже заждались. Я считаю, что это отличный подарок женщинам к 8 марта.

 

Урличич: Удачи вам всем. И, конечно же, лучше использовать космическую технику для поиска любимых, нежели в чрезвычайных ситуациях. Надеюсь, что никто из нас не попадет в них. Берегите себя. До свидания!

 

Кулаковская: Спасибо! Я напоминаю, что у нас в гостях был генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" Юрий Урличич.

 

«Голос России» Скачать

Ведущая программы – Мария Кулаковская