Сегодня в 18:30 мск:Трансляция запуска «Союз МС-13»

Новости

13.03.2011 00:20

Пришло время «ЕГЭистов»?

С каким багажом знаний придут абитуриенты в Военмех?

Проект нового закона «Об образовании» предполагает введение новых стандартов.

Как это скажется на качестве подготовки молодых специалистов для ракетно-космической отрасли? С каким багажом знаний придут абитуриенты в вузы, а затем и на производство? Об этом мы побеседовали с ректором Балтийского государственного технического университета имени Д. Ф. Устинова (Военмеха), доктором технических наук, профессором Константином Михайловичем Ивановым.

 

— Константин Михайлович, у вашего вуза богатая история, связанная с оборонкой и космосом.
— Военмех всегда был нацелен на подготовку специалистов для российского военно-промышленного комплекса. Выпускники разного времени — это целая плеяда выдающихся людей. Вспомним Дмитрия Фёдоровича Устинова. Он был наркомом вооружения в предвоенный период. В Великую Отечественную эвакуировал оборонные заводы с европейской части на Урал и дальше, через три-четыре месяца они уже производили оружие, не уступающее германскому. В работе Устинов опирался прежде всего на военмеховцев. Недаром уже после победы союзными министрами стали также 17 наших выпускников.
Владимир Фёдорович Уткин, который создал шесть мощных вооруженческих комплексов — межконтинентальных баллистических ракет. До сих пор его «Сатану» не смогли превзойти специалисты ни в одной стране мира.
В 1946 году был организован первый в истории страны ракетный факультет. В его развитии принимал участие Сергей Павлович Королёв, а закончил его еще один легендарный человек — Дмитрий Ильич Козлов. Он изготовил по проекту Королёва ракету Р-7, которая выводила на орбиту и спутник, и все первые шесть «Союзов». Козлов сконструировал впоследствии еще несколько видов космических аппаратов.
Среди выдающихся выпускников — Герберт Ефремов. Возглавляемое им КБ создавало самые мощные крылатые ракеты Советского Союза, равных которым в мире не было. Хочу назвать двух космонавтов — Георгия Гречко и Сергея Крикалёва, а также Екатерину Иванову и Андрея Борисенко.
— Сейчас приоритеты в образовании смещаются. Появляются новые стандарты. В обществе по этому поводу идет острая дискуссия.
— Современный проект стандарта об образовании в средних школах четко делали по критериям американских школ. В итоге из 14 общеобразовательных предметов в 10-11-х классах планировалось всего три обязательных: физкультура, БЖД и «Россия в мировой истории». Остальные предметы, мол, станут необязательными.
Если вспомнить советскую школу, то там тоже было три обязательных предмета, но — принципиально других: русский, математика и физика.
Русский язык — это оценка нравственности человека, математика — это оценка способности мысли, а физика — оценка способности человека воспринимать реальный мир. Вот на этом строилось образование раньше.
В новом стандарте пытаются обосновать целесообразность этих трех предметов тем, что нужно знать все о России, о том, как безопасно жить в этом мире, как развиваться, а все остальное придет... В этом, видимо, есть своя логика. Для кое-кого...
Военмех настаивает на том, что русский язык, математика и физика — главные предметы. Как бывший декан я глубоко убежден, что качественное образование и учебные планы необходимо строить именно на этих классических основах. Именно русский язык, математику и физику мы подтягиваем на первых курсах, а затем уже внедряем начертательную геометрию и идем дальше.
Когда мы выпускаем молодого специалиста, то даем ему не только высшее образование, но и восполняем школьные пробелы. Например, сейчас в школе почти пропало черчение. Мы решительно против этого, у нас на начертательную геометрию отводится очень много часов, поэтому из стен Военмеха выходят прекрасные конструкторы и технологи. Умение видеть пространство — это очень большая и важная способность, если студент не видит этого, то какими бы он не обладал знаниями, он не поймет работу сложного устройства.
— В чем особенности военмеховского набора студентов?
— Из 900 нынешних первокурсников до 30 процентов составил целевой набор в рамках государственного оборонного заказа. Существует и своя специфика приема абитуриентов. У нас половина студентов — иногородние. То есть эти будущие первокурсники, как и положено, предъявляли результаты ЕГЭ, но мы сами отбирали их на местах.
Второй серьезный блок абитуриентов Военмеха шел по итогам межвузовской аэрокосмической олимпиады. Там тоже были свои критерии отбора, и вряд ли случайные люди могли им соответствовать. И лишь около 30 процентов составили те, кто поступил к нам в «свободном потоке» — просто по ЕГЭ.
— ЕГЭ сильно критикуют. Заслуженно?
— Проблема в том, что в некоторых школах теперь процесс учебы пытаются подменить натаскиванием на тесты ЕГЭ. Идет борьба за результат, и начинается она не в старших классах, а раньше — класса с 7-го, а то и с 6-го. Цель понятна: чем лучше результаты ЕГЭ, тем выше престиж школы, ее статус, а значит, и финансирование. Но когда привычные уроки с контрольными работами заменяются раздачей тестов, то это начинает напоминать чем-то курсы подготовки автолюбителей. Там тебя учат набору дорожных знаков, ты зазубриваешь правила движения. Эти правила одни для всех: если двое на дороге будут понимать их по-разному, то неизбежна авария. Но нам в Военмехе нужны не начетчики, не роботы, а студенты, способные творчески мыслить. Из андроида талантливого, даже способного — конструктора не подготовишь.
Есть еще и психологическая проблема: люди, прошедшие только через ЕГЭ, не вполне готовы к вузовской системе обучения. Ведь даже прежние выпускные экзамены, а вступительные тем более, объективно были мостиком из школы в институт: тут тебе и стрессы, и жесткая система отбора, требующая мобилизации всех внутренних ресурсов. Без этого не обходятся и студенческие сессии, а раз так, то надо быть к этому готовым. Школьные ЕГЭ, увы, такого, чисто психологического опыта не дают.
— Насколько тесная связь существует между школой-вузом-производством?
— Нашему техническому университету нужны творческие студенты. Мы готовим не столько ученых, сколько конструкторов и технологов для российских оборонных предприятий. А их сегодня на производстве наблюдается дефицит. Есть менеджеры, юристы, экономисты, а вот инженеров в самом высоком смысле этого понятия заметно не хватает. Отсюда и повышенные требования к абитуриентам.
Не так давно была проведена встреча со школьными учителями. Мы не принимали никаких протокольных решений, это была просто попытка немного повернуть школу через призму вуза лицом к проблемам нашей промышленности. И, как мне показалось, школьные педагоги в большинстве своем прониклись указанными проблемами.
Шла речь и о роли личности преподавателя в школе, о путях ее повышения. Важно ведь, чтобы ЕГЭ не стерли тонкие грани, которые всегда связывают учителя и ученика. Ведь те оценки, которые ставит учитель, всегда намного адекватнее любой тестовой системы. Это нужно понимать четко.
Одна из форм нашего сотрудничества с предприятиями — создание в Военмехе именных аудиторий. Их оборудовали в наших стенах Газпром, Центр испытаний и сертификаций и ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва. При этом мы хотим немного поменять принципы их работы, создав на этой базе самые настоящие учебные центры тех фирм, которые оборудуют такие аудитории. В газпромовской аудитории, к примеру, будет работать лаборатория по испытанию свойств металлов. Установленное там оборудование будет использоваться в различных научных исследованиях, в ходе подготовки аспирантов и т. д. ОАО «ИСС» выделяет нам средства для создания целого учебного комплекса. В его составе будет блок, связанный с развитием космических систем: выставочный центр, учебная лаборатория с образцами спутниковой техники и т. д.
Вместе с красноярцами мы добиваемся сейчас получения федерального гранта, чтобы вывести на орбиту свой спутник. Это должен быть международный проект с участием китайских студентов. Уже подписан договор с Университетом оборонных технологий Китая, согласно которому предполагается запуск активного космического спутника для обмена образовательными технологиями.
— Какие перспективные направления наиболее динамично развиваются?
— Например, комплекс малых беспилотных летательных аппаратов. Он предназначен для обеспечения органов государственной власти и силовых структур наглядной и достоверной координатно-привязанной видеоинформацией о заданном районе местности и всестороннего оперативного изучения и обновления электронных карт местности. Защита от космического мусора и некоторые другие.
Что касается внедрения научных результатов в промышленность, то за долгие годы своей истории Военмех всегда славился четкой практической направленностью и в подготовке специалистов, и в проведении научных исследований. Эти традиции мы стараемся поддерживать и сегодня. Важно, что в условиях реформы высшего образования и рейтингового ранжирования вузов он был и остается одной из главных кадровых баз для российского оборонного комплекса. При этом мы призваны развивать высокие технологии двойного назначения, которые с успехом можно использовать как в гражданском, так и в военном производстве.

Беседовал Александр Давидюк