Сегодня в 18:30 мск:Трансляция запуска «Союз МС-13»

Новости

25.03.2011 00:08

На Миасском машзаводе вытачивали детали для "Бурана"

"11к25". Изделия с таким кодом в 1983 году делали рабочие на Миасском машзаводе и даже не подозревали, что вытачивают винты, поршни и крепеж для знаменитого "Бурана". Заказ был засекречен настолько, что после его выполнения с предприятия даже вывезли все бракованные образцы. Однако два из них рабочим все же удалось сохранить.

Они удивленно вертят в руках два титановых поршня. Оказывается, сами сотрудники, которые выточили их 18 лет назад, даже не предполагали, что образцы изделия сохранились. До этого заказа на машзаводе никогда не работали с титаном, потому многое приходилось изучать на практике. Когда поршни были готовы, их стали обрабатывать высокими температурами. "Начали термообработку делать - кромка подгорела, - вспоминает токарь-расточник Николай Медведев. - Заменили, сделали другие, термообработку сделали заранее".

Николай Медведев сегодня вытачивает детали на том самом станке, на котором работал в 1983 году. Кроме поршней, приходилось вырезать винты, гайки и крепеж. Сохранившиеся изделия - небольшие, самым крупным было титановое кольцо в полметра диаметром.

О том, что работа идет на "Буран", на заводе не знали. Описание техзадания к каждому изделию начиналось кодовым обозначением "11к25", а дальше шел номер изделия. Информации о том, для чего оно предназначено, на страницах не найти.

Чтобы выполнить важный заказ в срок, завод перешел на работу в три смены. При этом засекречено все было настолько, что удивительно, каким чудом два эти поршня сохранились. Заместитель начальника цеха миасского машзавода Радик Нигматуллин рассказывает: "Бракованные детали у нас хранились в одном месте. По завершению этой темы была дана команда упаковать, повесить бирочки и отправить. Куда, я не знаю".

Павел Ломов работать на "Буран" начал еще раньше остальных. В 1982 году его отправили в командировку в Куйбышев (нынешнюю Самару), где корабль собирали полностью. За несколько месяцев туда оказалось стянуто лучшее оборудование и рабочие со всей страны. Павел Ломов, старший мастер, отмечает: "Не давали стоять не пяти, не десяти минут. Только станок остановился, тут же люди подбегают, ремонтируют, все делают".

Павел уже тогда видел макет "Бурана" - он стоял в одном из куйбышевских цехов. А вот остальные о том, что работали на самый большой космический корабль двадцатого столетия, узнали только после его запуска. Без человека, на одной автоматике он смог взлететь, выполнить программу и приземлиться. И все время в атмосфере и космосе "Буран" держал крепеж Миасского машзавода.

 

http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=450601