Новости

11.04.2011 00:15

День космонавтики в ОАО «Златмаш»

День космонавтики для коллектива ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш», г. Златоуст Челябинской области) наряду с Днем машиностроителя можно также назвать профессиональным праздником. Ведь именно здесь в далекие шестидесятые начали делать то, что обеспечивало космонавтам возвращение на Землю — тормозные двигательные установки для пилотируемых космических кораблей. В 80-х годах коллектив принимал активное участие в реализации программы «Буран»: изготавливались трубопроводы для наземной заправки ракеты и космического корабля, узлы связи, с помощью которых «Буран» крепился к ракетоносителю, а потом в космосе происходило отделение его от ракеты, агрегат гидравлического питания.
Особой страницей в летописи заводской истории выделяется день, когда впервые вышел в открытый космос Алексей Леонов, так как именно с помощью тормозной двигательной установки, плавно приземлился космической аппарат «Восход-2», в экипаже которого находился космонавт. Посадка корабля должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика не сработала. Командир корабля Павел Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Благодаря чему, корабль и совершил посадку.
Серьезная работа, в которой не должно быть никаких просчетов, потому что от нее зависела жизнь космонавтов, была доверена Златоустовскому машиностроительному заводу в соответствии с приказом Государственного комитета оборонной промышленности. Коллектив с энтузиазмом воспринял участие в создании тормозных двигательных установок для пилотируемых и непилотируемых космических аппаратов. Это говорило о большом доверии правительства к коллективу завода. Сложнейшая работа велась на базе уже накопленного потенциала. Ведь к этому времени завод имел солидный опыт изготовления жидкостных ракетных двигателей.
В производстве тормозных установок для космических аппаратов существует своя специфика — надо предусмотреть необычные условия, в которых изделие должно было эксплуатироваться: колебание температуры, нахождение в условиях практически абсолютного вакуума. Надо было искать способы проверки и испытаний, обеспечивающих гарантию сохранения работоспособности установки. Чрезвычайная надежность изделия была необходимым условием работы, доверенной златоустовским специалистам. Каждое изделие проходило строгий контроль на качество, ведь от него зависела жизнь космонавтов.
— Основное назначение установки — создание тормозного импульса для перехода с орбитальной траектории по направлению к Земле, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Златмаш» по оборонной продукции Валентин Носов. — В этот момент космический аппарат стабилизируется в определенном положении, выключается двигательная установка и начинает работать тормозная, при входе в плотные слои атмосферы раскрываются парашюты и происходит плавное приземление. Впервые на борту трехместного пилотируемого корабля «Восход-1», на котором использовалась двигательная тормозная установка, сделанная руками златоустовских специалистов, совершил полет экипаж, не все члены которого были профессиональными летчиками: ученый Константин Феоктистов, врач Борис Егоров и командир корабля — космонавт Владимир Комаров. И ответственность за возвращение экипажа целым и невредимым целиком и полностью лежала на коллективе завода. Именно поэтому каждый элемент конструкции доводился до высокой степени надежности.
По словам ведущего специалиста по оборонной продукции Виктора Женовака, процесс отработки сложный и длительный. Это очень напряженная и ответственная работа, требующая и инженерных поисков, и вдохновения. Основным испытанием была проверка изделия на герметичность. Помещали изделие в барокамеру, откачивали воздух, запускали гелий, чтобы приборы улавливали его утечку даже в самом малом количестве.
Впоследствии коллектив трижды орденоносного Златоустовского машиностроительного завода получал фотографии с благодарственными надписями от многих известных космонавтов, среди которых и Алексей Леонов. Эти ценные реликвии, в которых космонавты благодарят «за мягкую посадку», хранятся в заводском музее.
— Наше предприятие с конца 40-х годов прошлого века занимается военной ракетной техникой, — отмечает генеральный директор ОАО «Златмаш» Сергей Лемешевский. — Начиная с пятидесятых годов, мы производили двигательные установки для ракет и баллистические ракеты подводных лодок. В начале 60-х, когда необходимы были дополнительные мощности по изготовлению приборов для освоения космоса, обратили внимание на наш завод, который имел опыт работы с подобной техникой, профессиональные кадры. Эта традиция осталась и в настоящее время. С удовольствием беремся за вроде бы непрофильные для нас направления, потому что технология — сложная вещь, и чтобы ее не потерять, надо ее возобновлять и дорабатывать, совершенствовать. Сейчас нам предложили освоить новое направление — изготовление опорно-поворотных устройств для телескопов. Разработки имеют самый высокий технический уровень. Рассматриваем вопросы, связанные с авиацией, — изготовление новых систем для самолетов. Это и есть развитие.
Когда легендарный летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов в 1978 году посетил город Златоуст, то оставил запись: «Все, что сделано было в Златоусте раньше и делается сейчас, вызывает необыкновенное восхищение, чувство гордости за наш народ, его яркий талант. Я преклоняюсь перед этим талантом и руками великих мастеров, прославивших наше Отечество!»

 

Пресс-служба ОАО «Златмаш»