Новости

19.04.2011 00:22

На двигателях «Энергомаша» - к Млечному Пути


Освоение космоса тесно связано с Пермью и его предприятиями. Одно из них - Камский филиал ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» . 

Исторический парадокс в том, что начало космической эре положили военные цели. Эпоха холодной войны, наличие у США стратегических бомбардировщиков с ядерными бомбами на военных базах вдоль границ СССР заставили нашу страну укреплять «оборонку». СССР нужна была ракета, способная нести ядерный заряд, с дальностью полета 8 - 10 тыс. км. Такую ракету разрабатывали в ОКБ-1 Сергея Королева, а двигатели для нее - в ОКБ-456 Валентина Глушко (теперь это ОАО «НПО Энергомаш имени В. П. Глушко»). Параллельно шла работа по подготовке к мирному освоению космоса.
Испытания ракеты, получившей индекс Р-7, начались в мае 1957 года. А уже 4 октября того же года был произведен запуск первого искусственного спутника Земли. Впервые аппарат, созданный человеком, преодолел силу тяжести. И это удалось стране, больше других пострадавшей от недавней войны. Затем работы по совершенствованию первых космических двигателей РД-107 и РД-108 продолжились. И 12 апреля 1961 года был осуществлен полет в космос Юрия Гагарина.  Всему миру стал известен подвиг первого космонавта, но предприятия и люди, стоявшие за первым полетом, остались в тени. Все разработки находились под грифом строгой секретности. Лишь в годы перестройки имена пионеров освоения космоса стали известны. Одно из таких имен - академик Валентин Петрович Глушко, чье ОКБ (ОАО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко») разработало более 50 двигателей для боевых и космических ракет.
Какова роль двигателей в параде космических побед нашей страны? Ответом на вопрос служат слова самого В. П. Глушко: «Нет двигателя - и любая самая совершенная конструкция ракеты со всей ее начинкой мертва». В. П. Глушко строго следил за изменениями, вносимыми в конструкцию двигателей на стадии серийного производства, - в соответствии с врачебным девизом «Не навреди!». Поэтому двигатели РД-107 и РД-108 в составе РН (ракет-носителей) «Восток», «Восход», «Молния», «Союз» несут космическую вахту уже более полувека. Число запусков этих ракет составляет около 1800, а отработавших в полете двигателей - около 9000. Это абсолютный рекорд для космической ракетной техники.

- Камский филиал ОАО «НПО Энергомаш» создали в конце 50-х годов прошлого века, когда на заводе им. Свердлова запустили в серию двигатель для стратегической ракеты Р-12, - рассказывает директор Камского филиала ОАО
«НПО Энергомаш» Михаил Зубаткин.- А саму ракету делал завод им. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы»). Ее сегодня можно увидеть в  музее военной техники возле этого предприятия. И опять оборонные задачи пересеклись с темой мирного космоса: на базе стратегической ракеты была создана РН для вывода на орбиту спутников серии  «Космос». С ее помощью было запущено 143 спутника Земли.
В начале 60-х стране потребовалась новая ракета-носитель, которая могла вывести на орбиту повышенные нагрузки - до 18 тонн и более. Двигатель РД-253 для такой ракеты, самый мощный и совершенный для своего времени, был разработан в ОКБ Глушко. Его запустили в серию также на заводе им. Свердлова и - с небольшими модификациями - производят и сегодня (на преемнике спецпроизводства завода - предприятии ОАО «Протон-ПМ»). Двигатель надежно работает в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные запуски космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс», спутников связи, навигации, а также обеспечивает развитие пилотируемой космонавтики, поднимая на околоземную орбиту космические станции «Салют», «Мир», МКС. Ракета «Протон» слетала в космос уже более 360 раз. Отметим, что сегодня она завоевала треть мирового рынка коммерческих космических запусков.
Технический прогресс в наше время ставит на повестку дня новые задачи. И такой задачей для НПО Энергомаш стало создание нового поколения экологически чистых двигателей для РН «Ангара». В основу ракеты положен модульный принцип: она может быть как легкого, так и среднего и тяжелого классов. То есть на нее может быть установлено от одного до семи двигателей (в зависимости от нагрузки, которая может составлять от 3 до 40 тонн). Производство маршевого двигателя РД-191 для «Ангары» осуществляется кооперацией сразу нескольких предприятий, в том числе и в пермском ОАО «Протон-ПМ». Его доля составляет  порядка трети объема двигателя. А саму ракету будет собирать Центр имени М. В. Хруничева. Первый запуск «Ангары» планируется осуществить в 2013 году с космодрома Плесецк.
Конечно, в одной статье обо всех вехах отечественного космического двигателестроения не расскажешь. Но перспективы у него есть, а значит, есть и повод для праздника. Своих коллег с Международным днем полета человека в космос поздравляет директор Камского филиала ОАО «НПО Энергомаш» Михаил Зубаткин:
- Хочу поздравить всех, кто стоял у истоков, и тех, кто сегодня продолжает трудиться на благо развития отечественной космической техники и космонавтики. Желаю дальнейших успехов в реализации творческих замыслов и достижений, здоровья, счастья и благополучия! Пусть наши двигатели в XXI веке будут востребованы только для решения мирных задач!    

 

http://perm.kp.ru/daily/25667/828687/