Космонавты МКС

Крис  ХАДФИЛД

 

Бортинженер ТПК «Союз ТМА-М»,

бортинженер МКС-34,

командир МКС-35,

астронавт ККА (Канада),

полковник ВВС Канады в отставке,

337-й космонавт мира,

4-й астронавт Канады. 

 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

родился 29 августа 1959 года в г. Сарнии, вырос в г. Милтоне, провинция Онтарио, Канада.

 

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

женат на Хелене Хадфилд (урожденная Уолтер). В семье трое детей.

Родители, Роджер и Элеонора Хaдфилды, проживают недалеко от Милтона.

 

ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1977 году окончил со званием стипендиата среднюю школу округа Милтон провинции Онтарио. В 1982 году получил степень бакалавра наук в области механического машиностроения, окончив с отличием Королевский военный колледж в Кингстоне, провинция Онтарио, Канада. В том же году учился в аспирантуре университета Ватерлоо, Онтарио, а в 1992 году получил степень магистра наук в области авиационных систем в университете штата Теннесси.

 

ОПЫТ РАБОТЫ:

в мае 1978 года Хадфилд поступил на службу в ВВС Канады. Следующие два года он учился в Военном колледже в Ройал Роудс, Виктория, провинция Британская Колумбия, а затем еще два года – в Королевском военном колледже в Кингстоне, провинция Онтарио, который окончил в 1982 году с отличием, получив диплом инженера-механика. В 1980 году Хадфилд показал отличные успехи в общей летной подготовке на летной базе в Портаж Лэ Прэри, провинция Манитоба, а в 1982–83 годах оказался лучшим выпускником курса обучения полетам на реактивных самолетах на  базе в Мус Джо, провинция Саскачеван, Канада. С 1984 года по 1985 год проходил летную подготовку на истребителях и самолетах CF-18 на базе в Коулд-Лейк, провинция Альберта, Канада.

В течение последующих трех лет служил в 425-й эскадрилье, летая на самолетах СF-18 объединенного командования ПВО Североамериканского континента НОРАД (США и Канада). Затем  учился в школе летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. После завершения курса обучения, в рамках программы обмена офицеров, служил в ВМС США в Управлении испытаний самолетов ударной авиации на авиабазе ВМС в Патуксент Ривер.

С 1989 года по 1992 год деятельность Хадфилда заключалась в испытаниях самолетов F/А-18 и А-7, в проведении совместно с НАСА исследовательских работ в области моделирования полетов и их осуществления с предельно допустимым продольным управлением. В это же время Крис Хадфилд совершил первый вылет на самолете F/A-18 с усиленным двигателем, провел первое летное испытание водородного двигателя внешнего сгорания национального аэрокосмического самолета (NASP) и принял участие в разработке новой шкалы оценки характеристик управляемости для летных испытаний с большими углами атаки.

Имеет налет на более чем 90 типах самолетов.

 

ОПЫТ РАБОТЫ В НАСА:

в июне 1992 года Хадфилд прошел отбор в отряд астронавтов Канадского космического агентства и в августе того же года был откомандирован в Космический центр имени Джонсона в Хьюстоне. В Офисе астронавтов он выполнял отработку технических вопросов, а также вопросов безопасности, разработку кабины шаттла, обеспечение стартовой готовности в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. Во время полетов шаттла Хадфилд работал в качестве Главного оператора голосовой связи (CAPCOM) ЦУПа Хьюстона.

С 1996 года по 2000 год являлся руководителем группы астронавтов Канадского космического агентства.

С 2001 года по 2003 год Хадфилд работал в качестве технического директора офиса НАСА при ЦПК имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Его работа заключалась в координации и руководстве деятельностью экипажей МКС в России. Также в его обязанности входили контроль за ходом подготовки экипажей и работой персонала и ведение переговоров по перспективам развития программы МКС с российской стороной и другими международными партнерами. Хадфилд также прошел подготовку по программе БИ корабля «Союз-ТМА» и по российскому выходному скафандру «Орлан». 

С 2003 года по 2006 год Хадфилд работал начальником отдела робототехники Офиса астронавтов НАСА в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне, а затем руководителем отдела операций МКС.

В 2008–2009 годах Хадфилд являлся дублером Боба Тирска по программе экспедиции МКС-20/21 и готовился к долговременному полету на Международную космическую станцию. Затем он работал в отделе операций МКС и разрабатывал аварийные процедуры для МКС.

С 10 по 23 мая 2010 года Хадфилд был командиром экспедиции NEEMO14 программы НАСА по операциям в экстремальной окружающей среде, целью которой является изучение человеческого организма при нахождении в экстремальных условиях подводной лаборатории. Данная лаборатория используется для моделирования условий исследовательских экспедиций, изучающих поверхность астероидов, Луны и Марса.

В июне 2010 года Хадфилд работал в составе исследовательской группы, изучающей микробиалиты. В данной экспедиции были использованы средства передвижения с дистанционным управлением, автономные подводные средства передвижения, а также глубоководные аппараты. Все эти средства применялись с целью улучшения понимания формирования микробиалитов и, возможно, облегчения распознавания потенциальных форм внеземной жизни во время будущих полетов на Марс.

С сентября 2010 года по июль 2012 года готовился к полету в составе дублирующего экипажа МКС-32/33 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

С июля 2012 года проходит подготовку к полету в составе основного экипажа МКС-34/35 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М», бортинженера МКС-34 и командира МКС-35.

 

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ:

1-й космический полет Крис Хадфилд выполнил с 12 по 20 ноября 1995 года в качестве специалиста-1 в составе экипажа STS-74. За время полета экипаж «Атлантиса» успешно установил на ОК «Мир» стыковочный модуль весом в пять тонн и перенес на станцию свыше тонны продуктов, воды и научного оборудования. Хадфилд стал первым полетным специалистом–гражданином Канады, а также первым канадцем, посетившим станцию «Мир» и работавшим с канадским манипулятором на орбите.

2-й космический полет Хадфилд выполнил с 19 апреля по 1 мая 2001 года в качестве специалиста полета-1 в составе экипажа STS-100. Основной задачей экспедиции на МТКК «Эндевор» была доставка и развертывание нового канадского манипулятора «Канадарм2» и итальянского модуля дооснащения «Рафаэлло». Во время полета было осуществлено 2 выхода в открытый космос. Хадфилд стал первым канадцем, который выходил за пределы космического корабля и работал в открытом космосе. Общая продолжительность работ составила 14 часов 54 минуты.

 

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

награда Литен-Тайтла как лучшему выпускнику школы летчиков-испытателей ВВС США 1988 года; награда года лучшему летчику-испытателю ВМС США (1991 год); член Ордена Онтарио; почетная докторская степень в области машиностроения (Королевский военный колледж); почетная степень доктора права (Трентский университет); награда Колледжа Ваниер; медаль за отличие в службе; медаль НАСА за исключительную службу; юбилейная золотая медаль Королевы. Включен в почетный список Зала авиационной славы Канады.

 

УВЛЕЧЕНИЯ:

лыжи, игра на гитаре, пение, верховая езда, сочинительство, бег, игры в волейбол и сквош.