Новости

27.04.2011 00:19

Преодолевая притяжение: проекты и задачи "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Преодолевая притяжение: проекты и задачи "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

 

Владимир ЧВАНОВ, заместитель генерального директора, главный конструктор ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"
 

 
К полету первого человека в космос наше предприятие имеет самое непосредственное отношение: Гагарина подняли во Вселенную двигатели Валентина Петровича Глушко, основателя и многолетнего руководителя НПО Энергомаш.

К 50-летнему юбилею этого события в Химках организуется большая выставка. В ней участвует несколько предприятий, ведь Химки - второй по значимости в Подмосковье город ракетно-космической промышленности. Здесь кроме Энергомаша расположены НПО им. С.А. Лавочкина и МКБ "Факел", поэтому нам есть что показать людям. Тем более такая выставка будет проводиться впервые. Энергомаш продемонстрирует натурные образцы - полноразмерные двигатели. В частности, самый мощный по тяге в мире двигатель для ракеты "Зенит". Будет показан и макет двигателя ракеты "Протон", который претерпел третью модернизацию и продолжает успешно эксплуатироваться (всего было около 400 пусков). Зрители смогут также посмотреть фильмы о запуске космических кораблей, в том числе по международным программам, фотоматериалы.

В рамках реализации плана правительства Московской области по подготовке и проведению юбилея НПО Энергомаш подарил музею Юрия Гагарина на его родине в Гагарине полноразмерный макет двигателя ракеты "Восток", на которой он летал. Кроме того, наши специалисты принимают участие во многих юбилейных мероприятиях: научных конференциях в вузах и музеях, академических чтениях по космонавтике, встречах со школьниками и студентами и так далее. Мы придаем этой работе большое значение, потому что она послужит в том числе и пропаганде инженерных профессий, а авиации и космонавтике сейчас очень нужны молодые творческие люди.

Освоение космоса продолжается, и продолжается в гораздо более широких масштабах, чем это было в 60-е - 70-е годы прошлого века. НПО Энергомаш, например, несколько лет назад вышел на международную арену. На наших двигателях запускаются в космос американские ракеты "Атлас", мы тесно работаем по многолетнему контракту с компанией ULA, поставляя ей ежегодно от четырех до семи двигателей. В общей сложности должны поставить 101 двигатель.

Прошлый, 2010-й, год был рекордным в этом плане. Да, реализовывать международный проект нам нелегко, потому что работаем по заказу компаний США, а это накладывает на предприятие особые обязательства. Тем не менее и для нас, и для нашей страны это выгодно.

Второй крупный проект Энергомаша - участие в программе "Морской старт". Кроме того, есть наземные старты с Байконура, реализация Федеральной космической программы, рассчитанной до 2015 года.

В ближайшее время нам предстоит выполнить еще две новые программы. Прежде всего это разработка двигателей для ракеты "Ангара" в целях обеспечения независимого доступа России в космос. Есть легкая и тяжелая "Ангара". Первая начнет летать, наверное, в 2013 году, и для обеих ракет мы делаем унифицированный двигатель РД-191. Работа над ним сейчас в заключительной стадии - двигатель проходит межведомственные испытания. Требуется провести его сертификацию, для чего создана комиссия на уровне всей отрасли. Думаю, что этот проект мы завершим в 2011 году.

 
Члены первого отряда космонавтов были частыми гостями в НПО Энергомаш

 

Вторая программа - создание по решению правительства России космодрома "Восточный" на Дальнем Востоке. Все страны, "прорвавшиеся" в космос, имеют космодромы на побережье океана. Это очень удобно с точки зрения отчуждения полей для падения отработавших ракетных блоков. У нас основной космодром континентальный, и то не на нашей территории. В этом смысле Россия находится в тяжелом положении. Случаются экстремальные ситуации, когда что-то не получается, и жители Казахстана "спасибо" нам за это не говорят. Космодром в Плесецке пока имеет статус полигона и расположен на очень неудобной широте с точки зрения затрат энергии при пусках. Так что "Восточный" нам, безусловно, нужен. Он поможет и экономическому развитию российского Дальнего Востока.

Так вот, для нового космодрома планируется и создание новой ракеты. Два года шел конкурс в отрасли по выбору облика ракеты, в котором мы, как двигателисты, принимали участие и, можно сказать, победили, потому что выбран именно наш двигатель. Надо сказать, что двигатели Энергомаша выполняют самую тяжелую работу: они отрывают ракеты от земли, преодолевая земное притяжение, стоят на первой-второй ступенях ракет. Дальше уже работают другие.

Вся инфраструктура нового космодрома будет строиться практически на пустом месте, нет даже подъездных путей. Тем не менее по плану в 2015 году должен полететь грузовой вариант ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности под названием "Русь-М". Она сможет "брать на борт" полезного груза больше, чем "Протон", то есть больше 20 тонн. В 2018 году планируется уже пилотируемый полет. Так что времени у нас немного. Два года мы работаем над новым двигателем, прошли стадии системного проектирования, когда определялся его первичный облик, затем эскизного проектирования. К концу 2010-го сделали окончательный вариант. Теперь началась стадия рабочего проектирования, то есть подготовки чертежей. За ней последует запуск в производство.

Двигатель этот внешне будет похож на тот, что мы делаем для американцев, - РД-180 с двумя унифицированными камерами тягой 400 тонн. Только характеристики будут несколько другими, так как поставлено условие достижения очень высокой надежности. Поэтому работать новый двигатель будет не на 100-процентном режиме, как на "Атласе", а на 20 процентов ниже с запасом по возможному форсированию, который нужен для обеспечения безопасности. Кроме того, добавляется ряд систем контроля состояния двигателя. Естественно, потребуется отработка на этих новых режимах.

 

 

http://www.inauka.ru/space/article105967.html