Уткин Алексей Федорович

Родился 15 января 1928 года в деревне Забелино Бельковкого района Рязанской области.

В 1945 году окончил лашманскую школу, поступил в Ленинградский военно-механический институт и в 1951 году, окончив обучение, получил квалификацию инженера-механика. Молодого специалиста распределили в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (ЦКБ-34) - так в те годы именовалось Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ).

В ЦКБ-34 в должности инженера-конструктора Алексей Федорович начал свой путь в области военной техники с участия в создании корабельных артиллерийских башенных установок (МК-5 и МК-5бис).

В середине 50-х годов, с началом в стране эры ракетного оружия, ЦКБ-34 получило заказы на проектирование первых стартовых установок для кораблей ВМФ. С этого времени А.Ф.Уткин принял активное участие в разработке надпалубных корабельных пусковых установок (СМ-69, СМ-70, СМ-76, СМ-77), проявив незаурядную эрудицию, техническую интуицию и талант организатора.

В 1959 году Алексей Федорович становится ответственным представителем Главного конструктора на заводах-изготовителях. Сборка, заводские испытания, ходовые испытания с пусками ракет, сдача на вооружение стартовых установок для крылатых ракет комплексов П-35, а впоследствии зенитного ракетного комплекса С-200.

С 1963 года - начальник крупного конструкторского отдела, в котором наряду с работами по морской и зенитной тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные исследования по созданию стартовых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

В 1967 году А.Ф.Уткин назначается заместителем Главного конструктора, а в 1970 году Главным конструктором - начальником комплекса.

За период с 1970 по 1990 год под его руководством разработаны и сданы в эксплуатацию 4 стартовых комплекса с шахтными пусковыми установками для запуска баллистических ракет, железнодорожный стартовый комплекс 15П761, пусковая установка для крылатых ракет на подводных лодках и  мобильная пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-300.

А.Ф.Уткин - крупный ученый. Под его руководством и при личном участии разработаны методология индустриального способа строительства стартовых установок шахтного типа для РВСН и современные методы оптимизации их параметров и массо-габаритных характеристик.

Изобретение, внедренное в пусковую установку зенитного ракетного комплекса С-300П, дало возможность решить схему передачи стартовой нагрузки без передачи динамики при старте ракеты.

В процессе создания железнодорожного стартового комплекса Алексей Федорович внес большой научный вклад при исследовании несущей способности и деформативности податливого грунтового основания при больших динамических нагрузках. Результаты натурных экспериментальных исследований с помощью специального динамического стенда легли в основу теоретических исследований и разработки экспресс-метода по прогнозу несущей способности и деформативности грунтовых оснований на неподготовленных в инженерном отношении площадках. Им решена проблема передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации машин, а с использованием имеющихся экспериментальных данных по воздействию железнодорожного полотна на буксы подвагонных тележек решена фундаментальная задача по динамике нагружения агрегатов комплекса. Созданный под его руководством боевой железнодорожный стартовый комплекс обладает высокой живучестью за счет маневренности и скрытности.

Под руководством и при личном участии А.Ф.Уткина был выполнен большой объем теоретических исследований в процессе поиска оптимальных решений по созданию специальных машин, длительное время работающих в агрессивной среде (морская вода). Для обеспечения надежного функционирования специальных машин в этих условиях была решена проблема выбора конструктивных материалов, покрытий, стойких к морской воде.

Одной из последних разработок КБ под руководством А.Ф.Уткина стали уникальные железнодорожные стреловые краны грузоподъемностью 80 тс и 150 тс, выполненные на уровне мировых стандартов. Созданная и подтвержденная патентом гидравлическая система железнодорожного крана грузоподъемностью 150 тс позволила эффективно выполнять совмещение операций в процессе подъема-опускания груза, поворота крана, телескопирования стрелы.

А.Ф.Уткин - доктор технических наук, профессор. С 1968 года по совместительству преподает в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ "Военмех") на кафедре стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов. Автор книги "Отечественные стратегические ракетные комплексы" (1999), а также свыше 70 научно-технических трудов и более 100 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами, большинство из которых внедрены в производство.

В 1976 году он был удостоен Ленинской премии. В 1980 году за создание пусковой установки ЗРК С-300П ему была присуждена Государственная премия, а в 1995 году Указом Президента РФ ему было присвоено звание "Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации". Он награжден также орденом Трудового Красного Знамени и знаком "Почетный железнодорожник".

А.Ф.Уткин избран академиком Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской инженерной академии, членом научного совета Российской академии наук по проблемам машиностроения и технологии процессов.

http://www.peoples.ru/military/design/alexey_utkin/