Новости

31.07.2011 00:33

Космические компасы

     Наше Солнце издавна было верным ориентиром для путешественников на суше и на море. Ночью же их выручали звезды. Когда человек шагнул в космос, возник все тот же вопрос: как ориентироваться в околоземном пространстве?

     Владимир Бранец, ветеран космической отрасли: «Задача решалась через ориентацию на Солнце. Ставился еще звездный датчик. Совсем не такой, как сейчас. Это был датчик с очень узким полем зрения, порядка долей градуса».

     «Космическим штурманом» стал академик Борис Викторович Раушенбах. Он математически рассчитал принципы ориентирования и создал «космические компасы» - приборы звездной навигации. Без них любой космический аппарат, автоматический или пилотируемый, был бы слепым.

      «Как говорила Терешкова в свое время: взлететь то мы взлетим, а вот посадит ли нас Борис Викторович? Это его работа была», - вспоминает Вера Раушенбах, жена академика Б.В.Раушенбаха.

     Первый пилотируемый корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту управлялся автоматикой. Однако, Раушенбах считал, что космонавт не пассажир. Если техника подведет, он должен уметь взять управление на себя.

     Владимир Бранец поясняет: «Самый трудный режим - посадка. Надо сориентировать корабль, включить тормозной двигатель, и только после этого корабль сойдет с орбиты. В одном из беспилотных полетов ориентация не состоялась. Включили двигатель и вместо того, чтобы сесть, он поднял орбиту».

     Опасения подтвердились в 1965 году. Экипажу Павла Беляева и Алексея Леонова для того, чтобы вернуться на Землю, пришлось взяться за штурвал.

     Рассказывает дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт Алексей Леонов: «Когда время пришло включать двигатель я спрашиваю Пашу: «Земля так или так? Правильно ли соориентирован корабль? На разгон или торможение? Паша показывает, что Земля вот так идет».

     Многие приборы звездной навигации сегодня - музейные экспонаты. Один из них «прадедушка» современного звездного датчика. Он крепился внутри космического корабля, и космонавт ориентировался буквально «на глазок».

     «Вот сюда вставлялась картинка, на которой нарисованы звезды. А здесь находилось зеркало, призма. С одной стороны сюда попадала картинка звездного неба, а с другой проецировалась картинка, которая нарисована на сетке», – поясняет Александр Фрунц, сотрудник РКК «Энергия», работавший под руководством Б.В. Раушенбаха.

     Устройство, напоминающее солнечные часы, – знаменитая «палочка Раушенбаха». Так в шутку называли теневой индикатор – прообраз современного солнечного датчика. Будто боковое зеркало в автомобиле, он крепился снаружи у иллюминатора космического корабля.

     Александр Фрунц: «Космонавт, глядя через иллюминатор, наблюдал вот этот экран. И на экране он видел тень этой палочки. Его задача была развернуть этот корабль так, чтобы тень от палочки превратилась в точку. При такой ориентации корабля, плоскость солнечных батарей корабля была перпендикулярна к солнечным лучам».

     По принципу «палочки Раушенбаха» создали и мишень для стыковки космических кораблей.

      Благодаря прибору, созданному академиком Раушенбахом, впервые в истории мировой космонавтики была проведена удачная ручная стыковка 2-х кораблей. В 1969-м году «Союз-4» и «Союз-5» встретились на орбите.

     Уже более 40 лет эти приборы используются для сближения и стыковки космических кораблей и орбитальных станций. Принципы Раушенбаха до сих пор востребованы в космической навигации.

 

Телестудия Роскосмоса