Завтра, 22.10.2021 в 06:50 мск:Трансляция стыковки корабля «Прогресс МС-17»

РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

25.12.2011 12:36

Испытание огнём

   Финал Года Гагарина богат на старты и не только с Байконура. В середине декабря  с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала вторая ракета «Союз». Она вывела на орбиту сразу шесть спутников. Сделать рывок за пределы земной гравитации ракете позволили двигатели, созданные в  Воронеже.   Прежде чем установить двигатели на ракету их подвергают серьёзному испытанию.

   Это похоже на взрыв. На самом деле, на полную мощность заработали камеры сгорания.  Полет двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Союз» -  без полета.  На испытательном стенде.  Только так можно увидеть его работу.   Минута испытаний, чтобы потом всего пять минут «прожить» в реальном полете.  И, в прямом смысле, «сгореть на работе» – в плотных слоях атмосферы.  

   Виктор Биркин, заместитель главного инженера Воронежского механического завода: «Двигатель состоит из шести тысяч пятьсот двадцать одного наименования деталей. Для этого потребовалось разработка более 10 тысяч уникальных технологий».

   После испытаний двигатель  отправится на берега Волги  на ЦСКБ «Прогресс»  и займет свое место на ракете.  Но прежде,  испытательный стенд и  двигатель остывает от температурных перегрузок.

Владимир Гурин, главный инженер Испытательного комплекса: «Дно огневого лотка выложено из специальных чугунных плит. Сам лоток покрыт  металлом. Это сделано для того, чтобы от действия реактивной струи двигателя не было уноса материалов». 

    Этот ЖРД – жидкостной ракетный двигатель третьей ступени пролетел сквозь всю историю космонавтики. Его научили «летать» еще  в конце 50-х. А потом в 1961-м году именно он выполнил историческую миссию – вывел на орбиту первого космонавта планеты.  

    С тех пор  к двигателю прибавились еще три камеры сгорания. Он в  несколько раз увеличил  свою мощность.  Однако для  третей ступени «Союза» главное другое -   надежность. Коэффициент, который складывается из количества успешных пусков – почти 2000 за более чем тридцатилетнюю историю.     

    Технологию производства, словно лучшую деталь, здесь шлифовали годами. Её немаловажный аспект - каждый специалист взаимозаменяем  и может выполнять сразу несколько операций. Однако есть  и психологический момент. В процессе сборки никогда не обсуждают назначение двигателя.  Не важно, будет ли он выводить космонавтов на орбиту или космические грузовики «Прогресс».  Пожалуй, так достигается высочайший коэффициент надежности двигателей третьей ступени ракеты носителя «Союз».

    В цехах Воронежского механического поддерживают постоянную  температуру не ниже 20-ти градусов.  За каждую операцию специалисты отвечают  лично.  Их  работу проверяет отдел технического контроля.

   Даже к смазочным материалам относятся по-особенному. Эти специальные мешочки дозируют смазку в необходимой пропорции. Чтобы обезопасить уже собранное изделие  - его заботливо накрывают тентом.   

   Такое  трепетное внимание к ракетному двигателю  позволяет  выполнять самую ответственную работу.  Выводить на орбиту пилотируемые корабли, и помогать космическим грузовикам «Прогресс» добраться до МКС. 

 

Сюжет Телестудии Роскосмоса 

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".