Новости

08.04.2012 12:26

«Курс» на сближение

     Сближение космических аппаратов на орбите и стыковка - одни из самых сложных операций в космонавтике. Без них невозможно освоение космоса, невозможно строительство на орбите крупных объектов, невозможно спасение космонавтов в экстремальных ситуациях. Задача эта полвека назад была успешно решена специалистами Научно-исследовательского института точных приборов, который отмечает в эти дни шестидесятилетие.

      Точное сближение, стыковку корабля «Союз» и Международной космической станции обеспечивает система «Курс», рожденная в НИИ точных приборов.

       «Стоит где-то ошибиться, как аппараты могут столкнуться. И все, крах всему.  Драматизм, тут все время нужно пройти по краешку пропасти и не упасть туда. Вот, если это удается, то это – счастье. Вот в этом, собственно, и интерес работы и в НИИ, и вообще в отрасли» -  рассказывает Анатолий Шишанов, Генеральный директор, главный конструктор НИИ точных приборов.

       Здесь познакомились с космосом еще в королёвские времена, когда обеспечивали командное управление первых спутников, а в середине 60-х приступили к разработке первой системы стыковки. Ее назвали «Игла». На одном корабле установили активную «Иглу-1», на другой пассивную «Иглу-2». Новость о первой в истории стыковке на орбите облетела мир в 67-м, корабли «Космос-186» и «Космос-188» состыковались идеально.

      «Было много представителей промышленности и, в частности, был Гагарин. И руководитель  курирующей нас лаборатории подозвал меня к Гагарину и попросил объяснить, как функционирует Игла», - вспоминает   Виктор Риман, начальник научно-технического комплекса, главный конструктор направления.

      С тех пор техника и технологии шагнули вперед. «Иглу» сменил «Курс». Без этой системы невозможно было бы создание орбитальной станции «Мир» и Международной космической станции.

     «Курс» работает у нас где-то с октября 86-го года. Это вот когда первая стыковка была. И я думаю, по крайней мере, больше 100 стыковок уже совершено на нем» - рассказывает Сергей Медведев, начальник отделения №2, главный конструктор.

     Сейчас к полету готовится новое поколение системы «Курс» -  цифровое. Им оснастят следующий грузовик «Прогресс», который доставит оборудование и продукты для космонавтов. Как обычно с ювелирной точностью.

«Некоторые отличия, конечно, появились. Ну, во-первых, и элементная база была другая, сейчас – более совершенная, и уже системы управления начали развиваться. Если «Игла» работала, там у них стыковка была, в основном, методом параллельного сближения, то сейчас уже включился метод свободных траекторий, так называемый. Когда объект выводится в упрежденную точку. Это требует меньше горючего, меньше энергетики» - продолжает Сергей Медведев.

    Сегодня НИИ ТП - это огромный научно-производственный комплекс, который занимается разработкой спутников и наземной аппаратуры. С недавних пор, благодаря точным приборам научного института, на Землю поступают снимки нашей планеты со спутника «Ресурс-ДК», который охраняет Землю от стихийных бедствий и катаклизмов. Точность - вежливость королей и принцип работы знаменитого НИИ.

 

Телестудия Роскосмоса

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".