Новости

21.07.2012 13:41

Железная дорога на орбиту

       Главное средство передвижения по космодрому – железная дорога. Тепловозы везут ракетчиков на далекие площадки,  спутники в монтажно-испытательные корпуса, ракеты-носители к старту. Бытующая на космодроме фраза, что  все ракеты улетают из железнодорожного тупика – не преувеличение.   Из года в год не меняется главное  - время вывоза –  «Союз» - в 7 утра,  «Протон» - в 6.30.

     На огромной территории космодрома уникальная железная дорога, которая имеет невероятную функциональную нагрузку. Будто главная кровеносная артерия она дает жизнь всему огромному организму космодрома. Отвечает за эту работу организация  с   символичным названием - «Космотранс».

Скорость от 2 до 5 километров в час. И никакой качки. Ракете это противопоказано. Каждый вывоз особенный, но запоминается, конечно,  первый.

      От вывоза тяжелого  «Протона» особое впечатление. Целый состав медленно перемещает гиганта к старту.    

      Однако,  старожилы говорят, вот в ноябре 88-го было зрелище. Тогда  два  мощных тепловоза по параллельным веткам на специальной тележке вывозили на старт связку «Энергия-Буран».

       «Я видел. Мы тогда еще молодые были, помощники были. Старые деды на пенсии уже. Нет их уже. Вот они поставили «Буран-Энергию». Мы видели. Я на смене был. Сидели, смотрели, удивлялись. Какие огромные машины», - рассказывает машинист тепловоза Мулдаба  Жаримбетов.

       Сегодня здесь уже нет тех тепловозов, на которых вывозили триумф отечественного ракетостроения. Так же, как и не осталось  рельсов с царским клеймом, которые вели к стартовой площадке. Но осталась память и рассказы отца, после которых и пришел на космическую железную дорогу Александр Носов.

Памятник железнодорожникам космодрома

      «Потом он машинистом отработал, попал сюда в Тюра-Там, засекреченные машинисты тогда были. В 57 году здесь вот был паровоз, который на пьедестале стоит. Он возил на нем щебенку сюда, строительство открывалось, воду возил для солдат», - рассказывает начальник локомотивно-вагонного депо Александр Носов. 

      Ныне «отцовский»  паровоз  на пенсии,  украшает вход на станцию «Городская».  Для  горожан и  гостей Байконур просто памятник. А для местных путейцев – символ славной истории покорения космоса, в которой железная дорога сыграла одну из главных ролей.

 

 

Телестудия Роскосмоса

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".