Новости

17.08.2013 12:34

Стартовый стол: на суше и на море

     На этой неделе в список космических юбиляров вошло КБ транспортного машиностроения. От первых пусковых установок для запуска ракет на полигоне Капустин Яр до космодрома «Восточный» - все это разработки КБТМ. Сегодня -  это часть мощной структуры - НИИ стартовых комплексов им. В.П.Бармина. 

     «В конструкторском отделе механо-технологического оборудования разрабатывается монтажно-стыковочное оборудование, грузоподъемные машины, грузозахватные средства, средства обслуживания ракет и средства транспортировки ракет», - рассказывает заместитель начальника отдела НИИ стартовых комплексов им. В.П.Бармина Евгений Манаенков.

     Проектный отдел конструкторов – это святая святых. Именно с их идей начинаются космодромы. Или, как  здесь говорят,  стартовые наземные комплексы и  системы их обслуживания.

     Первый стартовый комплекс на космодроме Байконур  построен в 1957 году, а сегодня здесь уже 9 стартовых комплексов с 15 пусковыми установками.

     А начиналось все 65 лет назад. Шла холодная война. Страна активно создавала реактивное вооружение и ракеты. Но их надо было заправлять, перевозить и  откуда-то запускать. 10 августа 1948 года вышло распоряжение Совета Министров  СССР о создании государственного специального конструкторского бюро. Так появилось КБТМ.

     «Начиная с 1958 года КБ транспортного машиностроения участвовало в разработке наземного технологического оборудования для оперативно- тактических ракет, для крылатых ракет берегового и корабельного базирования, для баллистических ракет подводных лодок. Первыми задачами, которые были поставлены перед предприятием, – это разработка транспортных и заправочных агрегатов для первых советских ракет Р-1 и Р-2», - рассказывает директор  НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина Руслан Мухамеджанов.

     В КБТМ сделано много открытий. Например, придумали как перевозить и загружать заправленные ракеты на корабли и подводные лодки. Создали первый в мире автоматизированный ракетный комплекс «Зенит» на Байконуре. Здесь люди только контролируют работу автоматики.

     «Этот комплекс создавался на Байконуре в 80-е годы. По оценке, которую давали международные эксперты, - это комплекс XXI-го века»,  - поясняет Алексей Богомолов, главный конструктор НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина.

     В этом КБ много передовых наработок и технологий. Здесь разработали и первый в мире плавучий космодром  - «Морской старт». Это и старт для ракеты «Союз» на космодроме Куру во Французской Гвиане и на новом российском космодроме Восточный. Это очередной проект КБТМ.

     «Вся инфраструктура нового космодрома сделана с максимальной компактностью, - объясняет Главный специалист по универсальному комплексу Николай Абросимов. - То есть, расстояния между техническим комплексом, зонами обслуживания, различными производственными площадками постарались сделать таким образом, чтобы были максимально короткие расстояния при возможном подготовке к пуску и, в то же время,  не влияли на безопасность».

     На этапе разработки «Восточного» КБТМ объединили с Конструкторским бюро общего машиностроения имени Бармина. Так появился Научно-исследовательский институт стартовых комплексов.

     «Они делают очень важные дела,- убеждён Александр Фадеев, Генеральный директор  ФГУП «ЦЭНКИ», это и реконструкция площадок в Капустином Яре и Плесецке, и все одним единым коллективом - НИИ стартовых комплексов».

     Мощная структура, которая сегодня строит новый российский космодром, эксплуатирует и модернизирует стартовые и технические комплексы на Байконуре и в Плесецке, работает на военно-морские силы страны.

     Это только начало . Начало истории НИИ стартовых комплексов. В ней, наверняка, будет не одна звёздная страница, которая еще удивит мир.

 

Телестудия Роскосмоса 

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".