Новости

22.02.2014 11:49

Крутые «Утёсы» готовятся к старту

В Звездном городке завершаются тренировки экипажа корабля «Союз ТМА-12М». Задача – отработка действий при возможных нештатных ситуациях. Командир корабля Александр Скворцов отправится на орбиту во второй раз, бортинженер Олег Артемьев – в первый. Позывной экипажа – «Утёс». Старт пилотируемого «Союза» — 26 марта.
Два года вместе, в одной связке, плечом к плечу. Александр Скворцов и Олег Артемьев, командир и бортинженер космического корабля «Союз ТМА-12М» сдают экзамен — на слаженность, на собранность. Подготовка к полету больше, чем сам полет.
Финишная прямая. До старта — месяц. «Утёс» — именно такой позывной у экипажа, отрабатывают весь цикл полета: от старта до стыковки. Центр управления тренажером космического корабля «Союз». Пока экипаж сдает экзамен и совершает виртуальный рейс Земля – Орбита, именно здесь формируются все нештатные ситуации. Экипажу, который совсем скоро отправится в космос, предстоит справиться с отсутствием связи и даже с разгерметизацией.
В Звездном городке тренируются и сдают экзамены пока два члена экипажа. Астронавт Стивен Свонсон в Америке готовится по программе НАСА. Это нормально. Управляют «Союзом» космонавты Роскосмоса — командир и бортинженер номер один. Для Александра Скворцова это будет второй полет. Как и в первой экспедиции, командиром корабля. Летчик-испытатель – он уверенно чувствует себя в любой машине. «Конечно, сейчас более спокойно, более осмысленно, начинаешь уже правильно расставлять приоритеты по степени важности некоторых моментов, — рассказывает Александр. — Любая мелочь – она важна в космосе, но в данном случае уже произошла определенная переоценка, и понимаешь, на что больше обратить внимание, на что меньше. Опять же не выпускаешь из внимания мелочи, которые повлияют на качество.
Второй полет – он более осмысленный. Первый полет – это такое трепетное ожидание, сейчас это тоже присутствует, но все-таки, опыт сказывается».
Олег Артемьев к этому полету шел долго. Участвовал в разных медицинских исследованиях, виртуально летал на Красную планету в эксперименте «Марс-500», испытывал разработки для будущих космических экспедиций. За 10 лет, проведенные в отряде космонавтов, подготовился, наверное, как никто другой.
«Я как застоявшаяся лошадь — ее держат в конюшне 11 лет, готовят, планки поднимают, учат чему-то, а рядом за забором космос, и пока туда не выпускают, — рассуждает Олег. — Хочется вырваться на просторы и пользу принести». Полетный скафандр «Сокол» на Земле существенно сковывает движения и сокращает обзор, поэтому через зеркало Олег Артемьев — бортинженер номер один — как правая рука командира, проверяет подключение скафандра к кораблю.
«Мне очень повезло, что в моем экипаже командиром Александр Скворцов, — убежден Олег. — Я словил, можно сказать, счастливую звезду. Я за ним как за каменной стеной. Любые проблемы с ним можно решить, и нам не сложны никакие нештатные ситуации». Новая вводная инструктора: необходимо быстро найти правильное решение. В полете времени на раздумье не будет.
Здесь же, в тренажере все, как в настоящем корабле, когда закрывается дверь, к космонавтам не поступает посторонний звук, свет и даже кислород — там свой, бортовой, тренажерный. Космонавты говорят, что проводят здесь так много времени, что уже на настоящем старте, в реальном корабле, они ощущают себя словно в родном тренажере. Василий Васильевич Циблиев вспоминает свою подготовку. Говорит, что даже во сне готовился. Знания пригодились: пожар на станции тушил по-настоящему.
Тогда, в феврале 97-го от правильных действий зависела и жизнь станции и космонавтов. «Из памяти это не убрать. Что произошло, то произошло. Вот нам говорят: у вас был самый несчастливый полет. А я говорю: он был самый счастливый, — рассуждает Герой России, летчик-космонавт Василий Циблиев. — Мы живыми вернулись на Землю! И станция продолжала работать! Пришлось, конечно, покувыркаться и сутками не спать, чтобы все восстановить».
За плечами Василия Циблиева — два полета. Потом — командование тогда еще военным Центром подготовки космонавтов. До сих пор он уверен: тренировка на Земле должна быть максимально сложной, чтобы в реальном полете экипаж был готов ко всему. Свой 60-летний юбилей он встречает в родном центре. Говорит: душа здесь, с космонавтами. А как иначе, если каждый помнит свою первую встречу с этим удивительным человеком. Через месяц Александр Скворцов будет командовать реальным космическим кораблем. Олег Артемьев займет правое кресло и начнется новая – орбитальная — жизнь. Жизнь, в которой будет немало научных экспериментов, два выхода в открытый космос, встреча грузовых кораблей «Прогресс». Вернутся на Землю «Утесы» в сентябре.
Телевизионная студия Роскосмоса