БАЙКОНУР 60

К юбилею космодрома Байконур
 
2 июня 2015 года все мировое космическое сообщество празднуют знаменательную дату – 60-летний юбилей космодрома Байконур, колыбели мировой космонавтики, места, где творилась история человечества.
В связи со знаменательными датами сегодня начинаем цикл публикаций об истории космодрома, людях, создавших этот уникальный комплекс, об организациях и предприятиях ракетно-космической промышленности, представленных на космодроме.
Мы постараемся сделать это путешествие в историю космодрома увлекательным и познавательным, открыть для посетителей сайта новые страницы истории нашей страны, дать множество поводов для гордости, продемонстрировать силу и мужество поколений граждан Советского Союза, сумевших после тяжелейшей войны совершить новые подвиги, на этот раз трудовые и научные.
Мы приглашаем всех читателей рассказать эту историю вместе с нами, присылать нам фотографии и истории своих родственников, принимавших непосредственное участие в строительстве космодрома, в важнейших проектах советской и российской космонавтики.
 
Текстовые материалы и фотографии по истории Байконура можно направлять по адресу press@roscosmos.ru. Предварительная модерация всех материалов обязательна.
 
 
 
Как начинался «Байконур»
 
Последние годы второй мировой войны были знаменательны появлением новых средств вооруженной борьбы и прежде всего самолета-снаряда, а затем атомной бомбы. Неоспоримо доказано, что атомные грибы под Хиросимой и Нагасаки преследовали только политические цели, т.к. в обстановке, сложившейся на август 1945 г., не было ни малейшей необходимости применения столь смертоносного оружия с военной точки зрения.
Появление атомного оружия представляло в руках США серьезную угрозу СССР. Необходимо было решать две параллельные задачи в области обороны: создание атомного оружия и надежных, малоуязвляемых средств по его доставке на большие расстояния. У Пентагона после получения ими атомных бомб не было особых забот о носителях, т.к. сотни их военных баз находились в непосредственной близости от СССР.
 
Кроме того, 50-е - 60-е годы - это годы холодной войны. Многим известна речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (1874 - 1965), в американском городке Фултоне (штат Миссури), где он призывал создать «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», намекая на то, что в случае необходимости США не должны испытывать колебания в применении против СССР ядерного оружия.
В этих условиях руководство СССР приняло необходимые меры по укреплению обороны государства. Это была вынужденная мера и ответная реакция на агрессивную политику «холодной войны». Постановлением Совета Министров СССР был создан специальный Комитет по реактивной технике, было принято постановление о создании нового космодрома, так как существующий космодром Капустин Яр не удовлетворял необходимым требованиям, он имел ракеты с дальностью полета в 1500 км.
В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР рассмотрели вопросы, касающиеся полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет. Была создана комиссия, которой предстояло определить место строительства космодрома. Комиссия обследовала несколько районов страны: Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан и предложила правительству пустынный район Казахстана восточнее Аральского моря в Кызыл-Ординской области (главный город Кызыл-Орда, что в переводе означает «Красная столица» - до революции город Перовск - военный форт), Кормакчинском районе, недалеко от железнодорожной станции и поселка Тюра-Там, построенного до революции в период строительства Оренбургско-Ташкентской железнодорожной магистрали.
В 50-е годы это был небольшой разъезд, где не останавливались даже поезда, единственным средством передвижения были верблюды. На самой станции находились несколько юрт и три кирпичных здания, одна водонапорная башня и несколько глинобитных домиков, принадлежащих железнодорожникам.
В переводе с казахского языка Тюра-Там означает «святое место». Рассказ местных жителей свидетельствует о том, что в этих местах жило поселение «Торе» и возглавлял его казах по имени Тюра, потомок Чингизхана. Этого человека считали святым, ему поклонялись, почитали.
По трагической случайности он утонул в реке Сыр - Дарья, тело было похоронено в этих местах, что и дало повод для названия поселения «священным, святым местом».
 
«Там» - в переводе означает «дом, могила». Нужно отметить, что на территории Казахстана имеется большое количество могильников, один из таких могильников находится в городе Байконур и расположен на возвышенности в районе телевышки.
Что же касается слова «Байконур», то в переводе с казахского языка оно означает «край, богатый прохладным ветром, богатый полынной травы, коричневого цвета», т.е можно сказать, что топоним «Байконур» имеет собирательное значение. А в отношении самого названия космодрома «Байконур» официально зарегистрирован в 1961 году. Это обстоятельство связано с тем, что при оформлении документов в Международной авиационной федерации (ФАИ) в Париже на установление рекордов Ю.А.Гагарина по дальности и высоте полета необходимо было указать место расположения старта. В целях соблюдения секретности вместо Тюра-Тама был указан пос. Байконыр, расположенный в 400 км к северу, а уже гораздо позже название перекочевало сюда, лингвистически немного измененное.
 
Почему же комиссия выбрала эти дикие, суровые, с резко континентальным климатом, места для строительства космодрома?
Причин много. Ещё Циолковский - основоположник теоретической космонавтики писал, что при пуске ракеты в восточном направлении ей сопутствует «попутный ветер». И чем ближе к экватору, тем этот «ветер» сильнее. Вращаясь вокруг своей оси, Земля дает любому телу, покидающему её атмосферу дополнительную скорость. На экваторе она равна 465 м/сек., а на широте Байконура примерно 316 м/сек.
Т.е. чем южнее стартует ракета, тем больше приращения к скорости она получает от вращения Земли.
Кроме этого - большой коридор для приземления отработанных боковых блоков в ненаселенных пожаро безопасных районах. То есть:
-  удаленность от населенных пунктов;
-наличие водной артерии - река Сыр - Дарья;
-  немаловажное значение имеет удобство подвоза техники, а в дальнейшем транспортировка ракет-носителей и космических аппаратов. Это весьма существенное требование, от которого зависят как сроки строительства космодрома, так и план запусков космических аппаратов.
Кроме всего прочего, всем требованиям соответствовали и климатические условия, почти 300 дней в году солнечные, это важно для сохранения наземного пускового оборудования.
 
 
Строительство космодрома
 
В 1955 г. члены Государственной комиссии выехали в казахстанские степи. Здесь они распределились на три группы, каждая из которых имела частное задание.
Дело в том, что проектируемая ракета обладала рядом особенностей, которые ломали привычное представление о старте. Создавалась совершенно новая, как по мощности, так и по конфигурации ракета: к центральному блоку (вторая ступень) на высоте примерно 20 метров пристегивались своими верхушками четыре конусообразных боковых блока (первая ступень).
 
Ракета в самом начале движения, как правило, не обладает достаточно высокой устойчивостью и при появлении возмущений (например, из-за ветра или неравномерной тяги двигателей) может отклониться от строго вертикального подъема. В это время ей требуется на некоторое время принудительная фиксация положения. Поэтому ракету планировалось опустить в шахту на 7 метров от «нулевой» отметки и зафиксировать. При этом она, не опираясь торцом о дно, должна была зависнуть в шахте на четырех опорных фермах. Опорные фермы установлены на поворотном круге стартовой системы и верхними оголовками входят в гнездо крепления боковых блоков с центральным. В этом месте оборудуется верхний силовой пояс. Нижний торцевой конец ракеты удерживается от возможных боковых перемещений специальными направляющими устройствами. В таком положении ракета удерживается до тех пор, пока её двигатели не выйдут на основной режим тяги. А когда она устремляется вверх, опорные фермы отходят в сторону, освобождая ей дорогу.
  
А для отвода пламени и газов от работающих двигателей в безопасные зоны необходимо строительство газоотводного канала глубиной примерно 50 м., шириной 100 м. и длиной 250 м., при этом не опасаясь грунтовых и артезианских вод (а их в Казахстане примерно 75 тысяч кубических километров) предстояло среди гладкой, как стол, степи отыскать холм.
  
Вторая группа нашла высотку, рядом с которой была узкоколейная железная дорога. Дорога старая, но насыпь сохранилась, и её можно было использовать при прокладке железной дороги к первой стартовой площадке. Вот отсюда и должен был начинаться Байконур.
 
Для строительства первые военные строители прибыли на станцию Тюра -Там уже 12 января 1955 года. Это был первый взвод 7-ой Симферопольской Краснознаменной инженерно-саперной бригады, которая участвовала в Великой Отечественной войне и отличилась в боях под Сталинградом и Севастополем. К 10 июня из места дислокации бригады (г. Ташкент) прибыло уже более 3 тыс. солдат и офицеров, а 20 июня началось строительство первой пусковой установки на пл. № 1. Строительством руководил полковник Халабуденко М. И.
   
Пока не был построен жилой городок, строители жили на станции Тюра - Там в вагонах и землянках. Сами ветераны рассказывают о трудностях первых лет. В 1955 - 1956 г. вода была привозная. Тот, кто помедлил утром с подъемом, уже не мог умыться - ждал до обеда, когда опять привезут воду. Выдавал воду часовой строго по расписанию. Верными спутниками быта были брезентовые палатки, керосиновая лампа, патефон.
Со всех площадок в баню возили на пл. № 9, где стоял банно-прачечный поезд, а обратный путь по разбитым пыльным дорогам сводил на нет все старания, затраченные в бане. Пока не был построен водопровод, весьма пригодилась работающая маленькая насосная станция, качавшая воду с реки.
 
5 мая 1955 г. был заложен первый камень в первое здание будущего города. Здания старались строить с приусадебным участком, чтобы люди надолго здесь оседали. До сих пор как историческое место сохранился деревянный городок.
2 июня 1955 г. Директивой Генштаба Вооруженных Сил была объявлена оргштатная структура полигона, а 2 августа 1960 г. Приказом МО СССР 2 июня определен как день создания полигона.
 
Первым начальником космодрома назначен генерал-лейтенант Алексей Иванович Нестеренко, начальником строительства полковник, впоследствии генерал-майор Шубников Георгий Максимович.
В короткий срок от станции к пусковым установкам были построены автомобильные и железные дороги, линии электропередач. В дальнейшем вдоль дорог были построены командно-измерительные комплексы «Сатурн» и «Вега», хранилище ракетного топлива, кислородно-азотный завод. Были построены десятки стартовых площадок для боевых ракетных комплексов, а также для космических ракет-носителей.
Построено 2 аэродрома: «Крайний» (1969) и «Юбилейный» (1987), где в автоматическом режиме приземлялся КК «Буран».
 
Космодром «Байконур» сегодня
 
Сейчас космодром представляет собой мощный научно-испытательный комплекс, расположенный на территории площадью 6750 км². Территория космодрома представляет собой степную равнину с отдельными холмами.
Космодром схематично разделён на три фланга: правый - «Зенит», «Прогресс», «Сатана»; левый - «Протон», «Циклон», «Стилет»; центральный - «Союз», «Энергия - Буран», включает 9 стартовых площадок, 14 пусковых установок, 2 аэродрома «Крайний» и «Юбилейный», административный центр - г. Байконур, который претерпел несколько названий: пос. Заря, Звездоград (перед приездом генерала де Голля), пос. Ленинский, город Ленинск и с 1995 г. официально - город Байконур. За время своего существования космодром был награжден тремя орденами: Орденом Ленина, Орденом Октябрьской революции, Орденом Красной Звезды. Это единственное соединение, которое было награждено тремя боевыми орденами в мирное время.
По трассе, ведущей на площадки, в девяти километрах от города находятся объекты пл. № 3 (третьего подъема), кислородно-азотный завод (КАЗ) и база хранения космодрома, в том числе и хранилища ракетных топлив.
За КАЗом на большом удалении находится площадка для хранения жидкого водорода. Она была создана ещё в 70-х годах для обеспечения водородом пилотируемого комплекса ЛЗ (для осуществления лунной программы), где водород и кислород использовались в электрохимических генераторах (топливных элементах). Жидкий водород применялся впервые в мире в переохлажденном состоянии и для PH «Энергия».
Территорию космодрома охраняли подразделения противовоздушной обороны. Это они засекли в 1960 г. самолет-шпион У-2 с американским летчиком Пауэрсом, который 1 мая 1960г. был сбит под Свердловском. В 1993 - 1994 г. комплексы ПВО были ликвидированы по решению правительства Казахстана.
Ещё одной достопримечательностью космодрома являются командно-измерительные комплексы. Они расположены как вблизи стартовых площадок, так и по трассе полета ракет.
В 7 километрах от города расположен первый из них - комплекс «Сатурн». «Две огромные чаши его антенн видны на десятки километров. Без информации с орбиты цена любого полета - ноль», - любил повторять С.П. Королев. Для надежной работы радиомоста нужен был комплекс технических средств. Для решения этих задач был спроектирован комплекс «Сатурн», предназначенный для управления межпланетными, лунными, пилотируемыми К.А., а также бортами.
В июле 1966 года была выбрана гора Мургудук, вбит первый привязочный кол на вершине горы, а уже в апреле 1967 г. заложена опорная плита фундамента антенной системы.
Чуть дальше находится комплекс «Вега» - измерительный комплекс, создан на основании решения комиссии Президиума Совета Министров СССР. Строительство сооружений системы «Вега» на пл.21 началось с 1965 г., а в 1968 г вся система была принята в опытную эксплуатацию. Главная задача комплекса - сопровождение межконтинентальных баллистических ракет, точное определение их траекторных характеристик. Измерительный пункт «Вега» обладает большой экспериментально-технической базой, она состоит из антенного поля и 30-метровых юстировочных антенн строго ориентированных по отношению к «Веге». Для определения координат и скорости полета МБР.
В городе Байконур самый большой вычислительный центр был построен специально для обеспечения испытаний ракетно-космической системы «Энергия - Буран».
Всем байконурцам знакомы слова местного барда «А завтра снова мотовоз, нас повезёт под стук колес». Это слова о наших дизельных локомотивах, депо которых находится на пл. № 7 космодрома. Здесь же был расположен железнодорожный батальон, станции которого находятся на каждой площадке космодрома. Всего по территории космодрома проложено 470 км железнодорожных путей.
Сегодня все объекты космодрома эксплуатируются организациями и предприятиями, находящимися в ведении Федерального космического агентства. Всего персонал объектов насчитывает около десяти тысяч сотрудников.
За свою историю были у космодрома и светлые и черные страницы, были периоды взлета и нищета 90-х, Байконур видел миллионы жизней и судеб, стал безмолвным свидетелем удач и катастроф, свидетелем гибели людей при авариях и слез счастья, когда мы были ПЕРВЫМИ!
Но самое главное, что удалось сделать жителям славного космодрома – это обеспечить преемственность поколений. Байконур перестал быть военным, но не лишился своего звания самого пускающего космопорта мира, исчез СССР, но на Байконуре реализуются космические проекты России и международные программы.
Срок аренды космодрома продлен до 2050 года, но потенциал у Байконура гораздо больше, он был, есть и будет памятником человеческой мысли, стартом людей в космос и началом длинного пути к звездам.