Новости

28.03.2016 14:35

ГАГАРИН. ПОЕХАЛИ! КАК ЭТО БЫЛО

3 апреля 1961 года Сергей Павлович Королёв с группой специалистов вылетел на полигон. На космическом аппарате ЗКА №3 (будущем космическом корабле «Восток-1») проводились заключительные операции для стыковки с ракетой-носителем.
В тот же день космонавтов Гагарина и Титова в последний раз одели в резервные скафандры, чтобы заснять на пленку, как они забираются в «Восток». Будущие покорители космоса по очереди произносили прощальные речи у подножия пусковой башни. На этих кадрах Р-7 не видна, потому что ракета лежала в сборочном ангаре, а подробности ее конструкции хранились в величайшем секрете. То была государственная тайна. Техники воспроизвели процесс запирания космонавтов в шар (это было проделано в другой зоне главного ангара, служившего для подготовки корабля, а не на самой площадке). В последующие месяцы некоторые из этих постановочных эпизодов смонтировали с короткой подлинной съемкой подготовки к старту, осуществленной оператором Владимиром Суворовым в куда менее благоприятных условиях. В тот великий день предстартовая группа просто не могла предоставить ему такой же широкий доступ к кораблю и пусковым устройствам, как при репетиции в ангаре.
6 апреля на полигон прибыл председатель Государственного комитета по оборонной технике и председатель Государственной комиссии К.Н. Руднев. После 17 часов в монтажно-испытательном корпусе на первом этаже в одной из лабораторий Юрий Гагарин и Герман Титов примеряли свои индивидуальные скафандры под руководством Главного конструктора катапультируемого кресла, скафандра и систем обеспечения жизнедеятельности космонавта – С.М. Алексеева и ведущих специалистов В.И. Сверщека и Ф.А. Востокова.
7 апреля к 10 часам в одной из лабораторий монтажно-испытательного корпуса на первом этаже были установлены приборная доска и пульт пилота с глобусом, при помощи которых космонавт мог определить точку земной поверхности, над которой находится в данный момент времени космический аппарат, и выбрать момент включения тормозной двигательной установки для приземления (в случае применения ручной системы ориентации корабля и ручного управления спуском с орбиты). Пульт пилота был расположен рядом с контрольно-проверочной аппаратурой.
Юрий Гагарин и Герман Титов выполняли все необходимые операции по ручной ориентации космического аппарата, включению тормозной двигательной установки и контролю программы спуска по установленному на пульте пилота индикатору. Все необходимые операции выполнялись под контролем главного конструктора СКБ ЛИИ С.Г. Даревского, где разрабатывали пульт пилота и первый космический тренажер.
Этажом выше тренировкой по специальной радиопереговорной линии наземной станции «Заря», главным конструктором которой являлся Ю.С. Быков, руководил начальник лаборатории радиосистем космических аппаратов инженер-майор Г.Д. Ракитин. Космонавты отрабатывали доклады на Землю, привыкали к своим позывным: Гагарин – «Кедр», Титов – «Орел».
8 апреля к 9:00 космонавты прибыли в монтажно-испытательный корпус для проведения тренировочных занятий в спускаемом аппарате корабля. Космический аппарат был установлен на специальной подставке, огороженной стойками с натянутой белой лентой, освещался юпитерами. Для подъема космонавта к спускаемому аппарату использовался легкий подвижный лифт.
В дверях монтажно-испытательного корпуса появились космонавты, облаченные в скафандры, в сопровождении С.П. Королева и ведущего конструктора О.Г. Ивановского. Первым должен был проводить тренировку Юрий Гагарин, а за ним – Герман Титов. Специалисты, принимавшие участие в «обживании» корабля космонавтами, заняли свои рабочие места у наземных пультов. Включение всех систем осуществлялось с наземного центрального пульта управления.
В.И. Ярополов согласно программе проведения тренировки подавал команды по шлемофонной связи, а операторы определенных систем включали их на космическом аппарате, чтобы аппарат, как говорят испытатели, «дышал». Космонавты, находясь в спускаемом аппарате, следили за включением систем, выполняли различные манипуляции и отрабатывали определенные навыки по управлению космическим аппаратом.
Предыдущие части http://www.roscosmos.ru/22011/