РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

30.06.2016 13:33

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. ВЛАДИМИР ЧЕЛОМЕЙ

30 июня отечественная ракетно-космическая отрасль отмечает день рождения дважды Героя Социалистического Труда, выдающегося генерального конструктора, разработки которого во многом опередили свое время, автора целого ряда научных трудов, академика - Владимира Челомея.

 

Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы губернского города Седльце Привислинского края Российской империи (ныне Польша). В 1937 году он окончил Киевский авиационный институт, дипломная работа «Колебания в авиационных двигателях» была признана ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации. В 1939 году В.Н. Челомей защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».

 

В ходе своих исследований Челомей получил важные теоретические результаты, нашедшие применение в практике – предложенный им метод определения продольных, поперечных и крутильных колебаний позволил создать универсальную вычислительную программу, которая широко применяется и сейчас.

 

В 1941 году Челомей начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве, где уже в 1942-м им был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов.

 

В 1944 году он назначается главным конструктором и директором опытного авиационного завода №51 Министерства авиационной промышленности (МАП), это стало началом новой организации, со своей тематикой, задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.

 

В период с 1944 по 1953 гг. под руководством Челомея были спроектированы, изготовлены и прошли летные испытания беспилотные летательные аппараты с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем для уничтожения объектов и целей на значительном удалении от рубежа пуска с авиационных носителей. Этим новым видом оружия оснащались самолеты Ту-2, Ту-4 и Пе-8. Затем работы над самолетами-снарядами подобного класса были переданы в КБ А.И. Микояна, однако не получили там дальнейшего развития.

 

В 1954 году под руководством В.Н. Челомея на базе завода в Тушино была организована Специальная конструкторская группа (СКГ), на которую была возложена задача по доведению до сдачи на вооружение самолета-снаряда 10Х с наземным стартом (позже этот вид вооружения стали называть крылатыми ракетами). Основу этой группы составили сотрудники, работавшие в коллективе завода №51 в 1944 – 1953 годах.

 

Однако, не ограничиваясь рамками этой работы, В.Н Челомей вышел в Правительство с предложением участвовать в конкурсе по разработке и созданию оружия следующего поколения – ударных крылатых ракет для вооружения подводных лодок (ПЛ) Военно-Морского Флота страны. В основе предложения был комплекс вооружения с ракетой оригинальной схемы с турбореактивным двигателем (ТРД).

 

Необычность предложенной схемы крылатой ракеты заключалась в том, что она размещалась на подводной лодке в малогабаритном герметичном цилиндрическом контейнере со сложенными крыльями. Старт ракеты осуществлялся из того же контейнера после всплытия ПЛ на поверхность, а крылья раскрывались автоматически синхронно на начальной стадии полета сразу после выхода ракеты из контейнера.  Эта оригинальная идея обеспечила победу предприятия в конкурсе.

 

В 1955 г. СКГ реорганизуется в Союзное опытно-конструкторское бюро № 52 во главе с В.Н. Челомеем, и коллектив переводится в г. Реутов Московской области на территорию Реутовского механического завода.

 

В это время генеральный конструктор со своим коллективом вел напряженную работу над созданием ракеты П-5 (противокорабельная ракета для запуска с подводных лодок). В результате были созданы и сданы на вооружение ВМФ комплексы морского базирования (П-5, П-5Д) и наземного базирования (С-5), оснащенные крылатыми ракетами, предназначенными для поражения целей, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника. Так, ВМФ страны получил грозное современное оружие, а Советский Союз – средства сдерживания амбиций США в период «холодной войны».

 

На основе полученного опыта параллельно велось проектирование и создание комплексов П-6 и П-35 с противокорабельными самонаводящимися крылатыми ракетами с избирательным поражением надводных кораблей противника, находящихся за радиолокационным горизонтом.

 

Комплексами П-5, П-5Д и П-6 вооружались подводные лодки проектов 644, 651, 665, 659, 675 и 644-Д, комплексом П-35 и его модернизацией - «Прогресс» – надводные корабли проектов 58 («Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин», «Варяг») и 1134 («Вице-адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд», «Севастополь», «Владивосток»), а также мобильные и стационарные комплексы наземного базирования.

 

В 60-е годы предприятие Челомея создает комплексы ракетного оружия с противокорабельной самонаводящейся крылатой ракетой с подводным стартом. Первый из таких комплексов – «Аметист» – в 1968 году был сдан на вооружение ВМФ. Комплексом вооружались подводные лодки проектов 661 и 670.

 

Создание для ВМФ комплексов ракетного оружия большой дальности привело к необходимости разработки системы глобальной морской космической разведки для обеспечения данными загоризонтного целеуказания носителей этого вида оружия при применении его по подвижным морским целям. В.Н. Челомей и его предприятие взялись решить и эту задачу.

 

Предполагалось, что космические аппараты системы морской разведки будут выводиться на орбиту ракетой-носителем среднего класса, разработанной также в ОКБ Челомея. Эта же ракета должна была выводить в космос и первый в мире маневрирующий спутник, разработка и изготовление которого также шли на предприятии.

 

Ракета-носитель получила обозначение УР-200 и имела стартовую массу около 140 тонн. 4 ноября 1963 года был произведен первый запуск новой ракеты. Затем было осуществлено еще 8 успешных пусков, подтвердивших высокие летные качества ракеты и возможности коллектива. Однако открытый старт ракетного комплекса не отвечал требованиям того времени, и его дальнейшая разработка была прекращена.

 

В 1963 году был произведен запуск первого в мире маневрирующего спутника военного назначения «Полет-1» (прототип космических аппаратов серии «ИС»). Параллельно начались работы по осуществлению космических программ с участием человека в интересах Министерства обороны страны. Разработку проектов производило также ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея.

 

Первые проработки космических проектов пилотируемых аппаратов (космоплан, ракетоплан) показали, что для обеспечения полноценной, безопасной и эффективной пилотируемой программы необходима ракета-носитель стартовой массой около 500 тонн, способная выводить на опорную орбиту около 15 тонн полезной нагрузки. Этот носитель, получил обозначение УР-500.

 

В 1964 году В.Н. Челомей предложил концепцию орбитальной пилотируемой станции (ОПС) для решения различных, в первую очередь оборонных задач. Он видел в ОПС мощнейшее средство оперативной космической разведки. Предполагалось создавать наблюдательный пункт с комфортными условиями существования для сменяемого экипажа из двух-трех человек, срок существования станции 1-2 года, вывод носителем УР-500К.

 

В 1965 году ОКБ-52 было преобразовано в Центральное конструкторское бюро машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБМ).

 

В период 1965-1968 гг., на этапе отработки ракеты УР-500 в двух и трехступенчатом вариантах, ЦКБМ были созданы и запущены в космос четыре научные станции серии «Протон» массой от 12 до 17 тонн для исследования частиц высоких и сверхвысоких энергий.

 

В то же время, прогрессивные технические решения ракеты УР-500 позволили в рамках разработанного в ОКБ-52 в 1964–1965 гг. проекта по облету Луны человеком (проект ЛК-1) поставить вопрос разработки трехступенчатой ракеты-носителя и создать в короткое время тяжелую ракету-носитель УР-500К, позже названную «Протон».

 

В дальнейшем именно РН «Протон» обеспечила запуски в космос пилотируемых станций семейства «Салют», автоматических станций «Алмаз», космических аппаратов «Венера», «Зонд», «Луна», «Марс», базового блока и модулей комплекса «Мир», множества телекоммуникационных и военных космических аппаратов, а также двух базовых блоков – первых элементов международной космической станции.

 

Универсальность ракет УР-200 и УР-500 заключалась в возможности использования их не только в качестве ракет-носителей, но и в качестве боевых ракет с баллистическими и так называемыми «глобальными» головными частями, оснащенными боевыми блоками, стартующими с орбиты и способными совершать маневры в атмосфере.

 

На базе приобретенного опыта с 1963 по 1967 гг. на предприятии Челомея был разработан и сдан на вооружение ракетный комплекс с ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) легкого класса УР-100. К 1970 г. на боевое дежурство было поставлено около 1000 ракет УР-100, чем был достигнут паритет стратегических сил нашей страны и США.

 

До середины 80-х годов предприятие Челомея создало и сдало на вооружение несколько модификаций ракетных комплексов с МБР этого класса (УР-100К, УР-100У, УР-100Н, УР-100Н УТТХ). Ракетный комплекс с МБР УР-100Н УТТХ (РС-18Б) находится до настоящего времени на боевом дежурстве. Срок его эксплуатации продлен свыше тридцати лет.

 

Владимир Николаевич Челомей отдал космонавтике более 30 лет своей жизни. Он является одним из славной плеяды главных конструкторов ракетно-космической техники. Пожалуй, он был единственным в мире конструктором боевых межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи, как показала практика, часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям.

 

Вплотную занимаясь разработкой и созданием образцов ракетно-космической техники, Челомей не оставлял научную работу. Одно из его важнейших теоретических исследований касается проблем устойчивости упругих динамических систем. Впервые в этой области механики им была составлена бесконечная система линейных дифференциальных уравнений с периодическими коэффициентами, и разработан метод приближенного решения этой задачи. Им были предложены практические рекомендации для определения областей неустойчивости сложных систем. В дальнейшем академик Челомей расширял класс рассматриваемых систем, в ряде случаев получил аналитические решения. Большинство его теоретических работ заканчивалось выводом расчетных формул, которыми удобно пользоваться на практике. Вклад В.Н. Челомея в решение проблем динамической устойчивости упругих систем признан в мировой науке.

 

Владимир Николаевич Челомей умер 8 декабря 1984 года на 71 году жизни, оставив после себя огромный объем исследований и практических разработок, которые актуальны и сегодня. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".