РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

17.08.2016 12:54

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. РАКЕТА 09 - ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РАКЕТА НА ГИБРИДНОМ ТОПЛИВЕ

83 года назад, 17 августа 1933 года был проведён запуск первой отечественной жидкостной ракеты, с которой началось развитие новой отрасли промышленности.

 

В СССР практические работы по созданию жидкостных реактивных двигателей были развернуты в 1930 году. Разные научные организации работали над конструкцией ракетных двигателей. Одна из таких организаций была создана Ф.А. Цендером в содружестве с молодым авиаконструктором С.П. Королевым при оборонном обществе - творческий коллектив, названный Группой изучения реактивного движения (ГИРД) и объединивший многих энтузиастов ракетной техники.

 

В апреле 1932 года группа смогла организовать конструкторское бюро из четырех проектных бригад и развернуть серьезные исследования, которые к концу того года велись по восьми самостоятельным проектам. Королев решил взяться еще за один - девятый проект. Так в планах ГИРД появился новый пункт: «09 - ракета-снаряд под данные, соответствующие по дальности и весу полезного груза снаряду 122-мм гаубицы, с двигателем, работающим на жидком кислороде и твердом бензине».

 

Особая простота ракеты достигалась необычным решением: ее горючее – твердый бензин заранее помещали в камеру сгорания двигателя. Он намазывался толстым слоем изнутри камеры и удерживался у ее стенок металлической решеткой, защищая их от пламени в течение почти всего времени работы двигателя. Через несколько месяцев чертежи «проекта 09» были сданы в производство, и ракета получила официальное обозначение «ГИРД Р-1», но позже ее стали называть «ГИРД-09», или просто «ракета 09».

 

К началу августа провели 23 огневых испытания, и двигательная установка достигла такого совершенства, что ее можно было установить на ракету для летных испытаний. Параллельно в аэродинамической трубе Московского авиационного института проводились продувки корпуса ракеты без стабилизатора и со стабилизатором различной формы.

 

17 августа 1933 г. группа гирдовцев во главе с С.П.Королевым привезла ракету на полигон в районе подмосковного поселка Нахабино.

 

В кислородном баке начинает подниматься давление. Когда оно достигает 13,5 атм, Королев поджигает бикфордов шнур, идущий к выбрасывателю парашюта, и уходит со стартовой площадки за окружающие ее деревья. И вот следует команда: «Контакт!». На свечу зажигания подается ток. Из сопла вырывается пламя, и ракета медленно выходит из станка, ускоряя движение. Через несколько секунд она уже на высоте около 400 м, где вдруг резко наклоняется и по пологой траектории, с еще работающим двигателем, скрывается в лесу.

 

 

Весь полет занял 18 секунд. Ракета не достигла расчетной высоты, когда из фланцевого стыка, соединяющего камеру сгорания с ее дном, выбило прокладку. В появившийся зазор стали истекать газы, создавая опрокидывающий момент. Дефект был несложным и не уменьшил у гирдовцев осознания их большой технической победы.

 

В результате впервые в нашей стране получен практический опыт по всему циклу работ с жидкостной ракетой, включая сложные для того времени операции с жидким кислородом в полевых условиях. И главное: исторический полет 17 августа ознаменовал рождение в СССР новой области машиностроения.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".