Ru En

Международно-правовое обеспечение космической деятельности

Проект свода руководящих принципов по обеспечению долгосрочной устойчивости космической деятельности (ДУКД)

 

Начиная с 2008 года Научно-технический подкомитет Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (НТПК Комитета ООН по космосу) разрабатывает тематику долгосрочной устойчивости космической деятельности (ДУКД), имея целью сформулировать руководящие принципы деятельности в космосе всех участников космической деятельности, в том числе частных лиц, для обеспечения ДУКД. Для того, чтобы будущие принципы, имеющие необязательную юридическую силу, были применимы к любым направлениям космической деятельности и учитывали их специфику, в контексте ДУКД исследуются следующие проблемы:

  • ответственное использование космических возможностей на благо земной экономики;
  • способы предупреждения образования космического мусора и уменьшения техногенного засорения околоземного космического пространства;
  • мониторинг космической погоды;
  • нормативно-правовые режимы деятельности в космосе.

В рамках специально созданной Рабочей группы НТПК по ДУКД разрабатывается проект свода руководящих принципов, которые могут быть использованы на добровольной основе всеми участниками космической деятельности в целях способствования ДУКД и обеспечения равного доступа всех стран в космос и к его ресурсам.

 

Российская делегация принимает самое активное участие в деятельности указанной Рабочей группы. В официальных российских рабочих документах, представляемых ежегодно на НТПК и Комитете ООН по космосу, поднимаются самые острые проблемы и предлагаются варианты решений, представляющие практический интерес с точки зрения подходов к выработке принципов ДУКД. Россия также призывает делегатов НТПК уделять должное внимание результатам деятельности других космических форумов по сопряженным вопросам, чтобы не допустить «размывания» создаваемого международно-правового режима ДУКД.

 

Контроль над объектами и событиями в околоземном космическом пространстве. Международный центр обмена информацией об объектах и событиях в космосе

 

В 2008 году Россия выступила с инициативой создать на базе ООН международный центр (платформу) обмена информацией об объектах и событиях в космосе, который мог бы стать универсальным инструментом информационного взаимодействия заинтересованных государств и международных организаций в сфере обеспечения долгосрочной устойчивости и безопасности космической деятельности, сбора и распространения информации по объектам и событиям в околоземном космическом пространстве, накопления достоверной информации и предоставления гарантированного доступа к ней на недискриминационной основе. Данная инициатива направлена на демонополизацию каналов распространения данных об объектах и событиях в космосе.

 

Международно-правовое обеспечение безопасности космических операций

 

Тематика обеспечения безопасности космических операций рассматривается в рамках ежегодных международных конференций по безопасности космической деятельности, организатором которых выступает Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР).

 

В ходе конференций обсуждается широкий круг актуальных вопросов:

  • национальные подходы к проблеме обеспечения безопасности космической деятельности;
  • основополагающие концепции в сфере безопасности космической деятельности (включая техногенное засорение околоземного космического пространства фрагментами космического мусора);
  • проблемы и вызовы современной космической деятельности (малые спутники, киберпространство, использование космоса в коммерческих целях);
  • меры транспарентности и доверия в космосе;
  • международные проекты и инициативы в области безопасности космической деятельности;
  • механизмы ООН в сфере безопасности космической деятельности.

Поскольку обеспечение безопасности космических операций является одним из условий обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности, а также во исполнение полномочий Госкорпорации «РОСКОСМОС» осуществлять организацию и контроль проведения мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, планируемой и осуществляемой в соответствии с международными договорами Российской Федерации и универсальным нормативным регулированием, которое разрабатывается под эгидой ООН и иных международных форумов, а также реализуемой в рамках международных космических проектов, представители Госкорпорации принимают участие в вышеуказанных конференциях ЮНИДИР.

 

Модальности применения права на самооборону в космосе

 

Российская Федерация в июне 2014 года инициировала проработку вопроса о праве на самооборону в космосе в рамках Комитета ООН по космосу и его профильных подкомитетов. Было предложено оценить применимость статьи 51 Устава ООН к космическому пространству и потенциальные пути ее адаптации к области исследования и использования космоса при условии единообразного толкования указанной статьи с позиций благоразумия и рациональности, а затем выявить источники возможных конфликтов интересов в космосе и выработать систему возможных ответных мер на потенциально опасные ситуации на околоземной орбите. При этом чрезвычайно важно придерживаться системного подхода к обеспечению безопасности во всех измерениях. Решение этих проблем должно способствовать формулированию концепции и практики обеспечения ДУКД и безопасности космических операций, что должно быть отражено в проекте свода руководящих принципов по ДУКД.

 

Проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК)

 

Российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК) был официально внесен на Конференции ООН по разоружению в 2008 году.

 

В ДПРОК, который потенциально станет международным соглашением универсального характера, имеющим обязательную юридическую силу, закрепляются конкретные обязательства государств в части размещения и испытания в космосе оружия любого вида, приводятся определения терминов «космический объект», «оружие в космическом пространстве», «применение силы» или «угроза силой», которые отсутствуют в действующем международном космическом праве. Продвижение проекта ДПРОК является первостепенной задачей России в целях предотвращения милитаризации космоса.

 

Инициатива о неразмещении первыми оружия в космическом пространстве (НПОК)

 

Первым шагом на пути к Договору о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК) является принятие государствами политического обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК) – инициатива России. Российская Федерация сделала такое заявление еще в 2004 году и призывает все государства мира последовать ее примеру. Сейчас заявление о НПОК также сделали 13 государств Латиноамериканского региона и участников Африканского союза. НПОК – это реальное доказательство ответственного поведения в космосе и готовность сделать следующий, более серьезный шаг – присоединиться к юридически обязательному ДПРОК. НПОК рассматривается как важнейшая мера укрепления доверия в космосе и мог бы стать одним из важных механизмов обеспечения безопасности в космосе при условии его грамотного и ответственного содержания, приемлемого для большинства стран-участниц космической деятельности.

 

Меры транспарентности и доверия в космосе (МТДК)

 

Концепция МТДК появилась в рамках Конференции ООН по разоружению по инициативе Российской Федерации.

 

По своей сути МТДК представляют собой добровольные или обязательные действия государств-участников космической деятельности, которые способствуют созданию условий для решения международных проблем, улучшения и развития международных отношений на основе сотрудничества, облегчают урегулирование ситуаций, которые могли бы привести к международной напряженности. МТДК служат инструментом реализации международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой, способствуют укреплению региональной и глобальной стабильности.

 

Российская Федерация ежегодно представляет на сессиях Генассамблеи ООН проекты резолюций о мерах тарнспарентности и доверия в космосе, которые получают широкую международную поддержку и принимаются большинством государств мира. Усилия направлены на формирование широкой международной коалиции стран – потенциальных участниц российских инициатив НПОК и ДПРОК.

 

Европейский проект международного Кодекса поведения при осуществлении космической деятельности (КПК)

 

Европейский проект кодекса поведения при осуществлении космической деятельности (КПК) позиционируется Евросоюзом как необязательный свод правил, которых следует придерживаться участникам космической деятельности при исследовании и использовании космоса с тем, чтобы «повысить безопасность, защищенность и устойчивость космической деятельности». Проект КПК поддерживается США и Японией.

 

Однако результаты анализа проекта документа при наличии неоднозначных формулировок и оговорок по всему тексту ставят под сомнение соответствие текста заявленной цели КПК. По итогам четвертого и итогового раунда открытых консультаций по КПК, состоявшихся в августе 2015 года в Нью-Йорке российская сторона совместно с партнерами по БРИКС и другими заинтересованными развивающимися странами заблокировала дальнейшее продвижение проекта КПК, нелегитимность процедуры согласования которого, равно как и отдельные положения в предложенном тексте нарушают основополагающие принципы международного космического права. Российская сторона выступает за необходимость вынесения проекта КПК на уровень Комитета ООН по космосу, что позволит обеспечить максимально широкую открытую дискуссию и привлечь большее число сторонников, чем на встречах в предлагаемом ЕС формате. Кроме того, российская сторона выступает за необходимость изучения при работе над проектом КПК всего спектра проблем современной космической деятельности в совокупности.

 

Совершенствование международных договоров по космосу

 

Российская Федерация последовательно продвигает идею о необходимости разработки всеобъемлющей конвенции ООН по международному космическому праву. Такой инструмент международного права устранил бы имеющиеся противоречия и восполнил пробелы в действующем международно-правовом регулировании космической деятельности, позволил бы рассмотреть все аспекты освоения космического пространства и использования космических технологий в рамках единого, целостного документа, а также учесть интересы всех участников космической деятельности. 

 

Международно-правовой режим деятельности по удалению космического мусора

 

В 2007 году Комитетом ООН по космосу были приняты Руководящие принципы по космическому мусору, рекомендательный свод правил по уменьшению техногенного засорения космоса фрагментами космического мусора. В настоящее время в Комитете ООН по космосу и его подкомитетах ведется дальнейшая работа над международно-правовым регулированием деятельности по космическому мусору.

 

Международно-правовой режим разработки природных ресурсов небесных тел

 

В 2015 году в США был принят закон, законов, наделяющий частный сектор правом разрабатывать, присваивать и продавать минеральные ресурсы небесных тел, включая астероиды. Тем самым, по мнению Российской Федерации, был скомпрометирован один из фундаментальных принципов международного космического права – принцип национального неприсвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В связи с этим, очевидна поддерживаемая позиция - Юридический подкомитет и Комитет ООН по космосу должны самостоятельно определять правовой режим в отношении космических минеральных ресурсов и их будущего использования. Поэтому Россия настаивает на принятии практических усилий по данному направлению в рамках Комитета и его подкомитетов.

 

Международно-правовой режим управления движением в космосе

 

В апреле 2016 года на сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу была впервые рассмотрена тематика управления движением в космосе (УДК).

 

Российская Федерация в своем официальном выступлении на сессии отметила глубинную связь темы управления космическим движением с проблематикой обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и призывала государства-членов Юридического подкомитета к активной международной дискуссии, которая должна быть нацелена на выяснение реальных перспектив и модальностей изучения вопросов управления космическим движением в рамках Юридического подкомитета.

 

Кейптаунская конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Космический протокол к ней

 

Кейптаунская конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 года и Космический протокол к ней 2012 года, разработанные Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) при участии ведущих мировых экспертов в сфере правового обеспечения частных космических проектов, являются первыми международно-правовыми инструментами регулирования специфических аспектов коммерческой космической деятельности.

 

Космический протокол предусматривает регистрацию обеспечительных прав (международных гарантий) на космические средства в едином Международном регистре по таким международным сделкам с космическими средствами, как купля-продажа, условная купля-продажа, залог и аренда (лизинг). При этом зарегистрированное в международном реестре обеспечительное право (международная гарантия) будет иметь приоритет перед любыми незарегистрированными или последующими зарегистрированными обеспечительными правами (международными гарантиями).

 

Указанный механизм направлен на создание условий для предоставления международных кредитных ресурсов на производство и использование сложной космической техники. Планируется, что это должно привести к существенному снижению процентных ставок по предоставляемым для космических проектов (прежде всего в области спутниковой связи) кредитов, а также заменить институт государственных (правительственных) гарантий по инвестиционным сделкам в сфере космоса.

 

Космический Протокол предусматривает целый ряд дополнительных гарантий для кредиторов по сравнению с обычными международными сделками.

 

В настоящее время проводится оценка потенциальных выгод для РКП в результате возможного присоединения Российской Федерации к Берлинскому протоколу представляются потенциально положительными. Правовой режим Кейптаунской конвенции и Космического протокола может быть использован в качестве стимула развития частной космической деятельности в России.

 

Подготовка к всемирной Конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС +50)

 

В 2018 году в Вене состоится юбилейная Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС +50), посвященная 50-летию первой всемирной конференции сессии ЮНИСПЕЙС. Организатором Конференции выступает Управление ООН по вопросам космического пространства.

 

Главная цель конференции – сформировать долгосрочное видение путей развития мировой космической деятельности, координирующим центром которого должен оставаться Комитет ООН по космосу. Ключевыми темами ЮНИСПЕЙС +50 заявлены: более широкая концепция космической безопасности, возрастающая роль частного сектора, долгосрочная устойчивость космической деятельности. Единым объединяющим мотивом всех трех тем конференции выступает концепция глобального управления космической деятельностью.

 

В июне 2016 года Комитет ООН по космосу определил основные приоритеты работы ЮНИСПЭЙС +50 и предварительную программу мероприятия.

 

В период с 2016 по 2018 годы Управлением ООН по космосу планируется провести три Форума высокого уровня на тему «Роль космоса в устойчивом социально-экономическом развитии» для подготовки к ЮНИСПЭЙС +50.  В ноябре 2016 года в Дубае состоится первый форум, на котором будет определена итоговая повестка дня, утвержден порядок и источники финансирования мероприятия, а также подписана совместная декларация с перечнем рекомендаций по дальнейшему развитию и позиционированию космической деятельности в качестве двигателя всемирного социально-экономического развития.

 

В настоящее время Госкорпорация «РОСКОСМОС» прорабатывает вопрос об участии своих представителей в указанной конференции, форумах высокого уровня, а также рабочих группах по подготовке к ЮНИСПЕЙС +50.