Выборы-2021

Интервью

29.06.2017 14:41

МИА РОССИЯ СЕГОДНЯ. ДМИТРИЙ ПАНОВ: «РАЗВИВАЕМ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ РАКЕТ «АНГАРА» И «СОЮЗ-5»

ФГУП «НПО «Техномаш» - головное предприятие Госкорпорации «РОСКОСМОС» по реализации Федеральной космической программы в области новых технологий. Диапазон работ - от производства уникальных компонентов до сертификации менеджмента качества и стандартизации новой космической техники. О лазерном и ультразвуковом контроле качества при производстве камер сгорания ракетных двигателей, технологическом сопровождении проектов создания носителей типа «Ангара» и «Союз-5», а также нового российского пилотируемого корабля «Федерация» в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ФГУП «НПО «Техномаш» Дмитрий ПАНОВ. Беседовал специальный корреспондент Александр КОВАЛЕВ.

 

- Запуски «Протонов» из-за выявленных проблем с двигателями производства Воронежского механического завода (ВМЗ) свернуты на год, 8 июня 2017 года состоялся первый после перерыва старт. Участвует ли каким-либо образом НПО «Техномаш» в проверках 71 отозванного двигателя для «Протонов»? Какие именно методы неразрушающего контроля применяются для выявления дефектов?

 

- Наши специалисты принимали активное участие в работе комиссии по выявлению причин возникновения допущенных дефектов и разработке мероприятий по их устранению и предотвращению. Одно из направлений - поиск возможных методов для определения наличия неверной марки припоя. Совместно с МГУ имени Ломоносова, Институтом физико-технических проблем Госкорпорации «Росатом», Объединенным институтом ядерных исследований нами проведена работа с образцами и макетами по апробации семи методов контроля. Перспективу решения задачи показал эксперимент Объединенного института ядерных исследований - метод нейтронной активации. Сегодня работы уже завершаются, скоро будет получен однозначный ответ, и скорее всего, можно будет определить наличие возможных дефектов без разборки двигателей.

 

- Запуск многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) на МКС вновь откладывается из-за засорения, обнаруженного в топливной системе. Как, на ваш экспертный взгляд, можно решить проблему без разрезки топливных баков? Есть ли у предприятия новаторские предложения по доведению до ума МЛМ?

 

- Совместно со специалистами Центра имени Хруничева (разработчик МЛМ) мы рассматриваем все возможные варианты доведения топливных баков до требований документации. Сложность конструкции баков не позволяет проводить такие операции без разрезки, и поэтому разработана методика очистки топливных баков, спроектирована установка для очистки, она уже изготавливается. Все работы идут по графику.

 

- Происходит поэтапная смена базовых ракет-носителей и постепенный переход на новые носители. Какова в этом роль предприятия на конкретных примерах - новых ракетах-носителях типа «Ангара» и создаваемого «Союз-5»?

 

- «Техномаш» занимается технологическим сопровождением создания изделий, в том числе и тех, которые вы назвали. Наша работа начинается на самых ранних стадиях - с определения основных конструктивных решений, когда выбираются основные технологии и кооперация производителей. Затем, когда уже идет разработка конструкторской документации, наше предприятие параллельно проектирует специальное оборудование и отрабатывает с предприятиями-изготовителями новые технологические процессы. Что касается новой ракеты-носителя «Союз-5», то сегодня работы по этой ракете пока на самой ранней стадии - определяется ее облик, разрабатываются конструкторско-технологические решения. Поэтому здесь «Техномаш» участвует в подготовке предложений по ключевым применяемым технологиям и в анализе будущей кооперации изготовления.

 

- Президент России поддержал проект создания сверхтяжелой ракеты-носителя. Как предприятие будет участвовать в ее создании?

 

- Проектные работы над сверхтяжем идут уже несколько лет. Они включены в Федеральную космическую программу. И мы, конечно, активно в процессе: участвовали в разработке директивной технологии изготовления центрального блока и разрабатывали проект завода сборки центрального блока этого перспективного носителя. Сейчас определяется окончательный облик ракеты, и как только работы перейдут в следующий этап, мы уточним перечень задач.

 

-  Верно ли, что конструктивно сверхтяжелый носитель будет состоять из компонентов ракет «Союз-5» и водородной третьей ступени ракеты «Ангара-А5В»?

 

- В рамках определения облика ракеты-носителя рассматриваются несколько вариантов конструкции, среди них есть и тот, который вы назвали.

 

- Расскажите, пожалуйста, для каких ракет-носителей создаются установки для пайки узлов камер сгорания жидкостных двигателей с индукционным нагревом и автоматизированным управлением температурно-временными параметрами?

 

- Использование технологии высокотемпературной вакуумно-компрессионной пайки узлов камер сгорания жидкостных двигателей с применением индукционного нагрева в свое время позволило получить преимущество над американскими вариантами жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Данная технология внедрена в производство всех современных российских ЖРД. Она позволяет создавать каналы охлаждения непосредственно внутри камер сгорания. Эта технология также используется в тех двигателях, в частности РД-180, которые американцы закупают для своих ракет семейства «Атлас». Новые российские электротермо-вакуумные индукционные установки для пайки узлов камер сгорания под давлением с автоматизированным управлением температурно-временными параметрами процесса рассчитаны на производство ракет-носителей «Ангара А5», «Союз 2.1в» и разрабатываемых перспективных сверхтяжей, о которых мы с вами говорили.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробно, какие новые проекты «Техномаш» представит в июле на авиакосмическом салоне МАКС-2017?

 

- МАКС для нас - особенное событие. И наша экспозиция традиционно станет частью объединенного стенда Госкорпорации «РОСКОСМОС». В этом году будем впервые позиционировать «Техномаш» как многопрофильную отраслевую инжиниринговую компанию с расширенными компетенциями, связанными с модернизацией технологического оснащения отрасли. Планируем к показу установку для автоматизированного лазерного ультразвукового контроля качества пайки сопел и камер сгорания ЖРД. Это уникальное оборудование, которое позволяет решать ранее недоступные задачи, например, контроль пайки оребренной тонкими ребрами внутренней стенки к тонкой внешней стенке сопла. Сама технология этой пайки крайне сложна в реализации, а уж проверка ее качества была или невозможна в полном объеме, или весьма затратна. Здесь использовано разработанное «Техномашем» программное обеспечение, которое позволило полностью автоматизировать поиск дефектов и выдавать результат оператору в простом и понятном виде. Покажем и станки с числовым программным управлением (ЧПУ) - фрезерный станок СВО25 для обработки вафельного фона цилиндрических деталей, которых, как вы понимаете, в ракете немало, и многокоординатный намоточный станок СНП25, предназначенный для формирования деталей из композитных материалов. Будет также представлено оборудование для сварки трубопроводов и топливных магистралей двигателей и ракет-носителей. Наши сварочные головки ГНС14 и ГСК при своих малых габаритах дают огромные возможности сварки стальных и алюминиевых трубопроводов: с их помощью сваривают трубопроводы диаметром от шести до 560 миллиметров с очень высокой степенью надежности швов.

 

- НПО «Техномаш» и группа компаний «СТАН» подписали соглашение. Известно, что ваше предприятие будет разрабатывать и предлагать технологии, а «СТАН» - строить станки. О каких новых технологиях идет речь? Какие уже созданы и внедряются в производство на «СТАНе»? Какие станки уже строятся и под какие новые проекты они необходимы?

 

- Для успешной отработки и дальнейшего использования разрабатываемых у нас технологий необходимо создание специального технологического оборудования, которое, впрочем, также проектируется силами нашего предприятия. А изготовлением такого оборудования будет заниматься «СТАН» и другие станкостроительные предприятия. Это соглашение - часть общей стратегии Госкорпорации «РОСКОСМОС» на развитие государственно-частного партнерства, выгодного для обеих сторон. Мы со «СТАНом» давно и успешно сотрудничаем.

 

Это исторически сложилось, еще с тех времен, когда велась совместная работа с Коломенским заводом тяжелого станкостроения, который входил в систему «Минобщемаша», а потом группа «СТАН» его купила. Ну а наработки и проекты остались, и, конечно, мы их продолжаем. Проведен ряд совместных опытно-конструкторских работ, что позволило производить на российских заводах для предприятий Роскосмоса оборудование, не имеющее аналогов. К таким проектам, например, можно отнести оборудование для зеркальной фрезерной обработки оболочек для создания на них вафельного фона, который существенно облегчает корпусные командные детали ракет-носителей. Создан ряд станков для изготовления ЖРД, где есть оборудование для ротационной вытяжки оболочек камер сгорания, фрезерования прямолинейных и винтовых каналов охлаждения внутри камер сгорания, электротермо-вакуумные индукционные установки для автоматизированной управляемой пайки оболочек камер сгорания под давлением. Кроме того, создано оборудование для проведения автоматизированного контактного и бесконтактного методов контроля геометрии и качества пайки и фрезерования каналов охлаждения. Так что можно сказать, что мы вышли на новый этап сотрудничества со «СТАНом» и надеемся, что оно будет весьма плодотворным. Уже есть общие перспективные проекты в области создания технологий и оборудования для производства перспективных ракет-носителей и космических аппаратов и в первую очередь для нового космического корабля «Федерация».

 

- Москва и Пекин намерены увеличивать сотрудничество в космической сфере, в частности, по возможным поставкам в Китай ракетных двигателей и отдельных видов технологического оборудования. Об этом заявил Владимир Путин по итогам визита в Китай. Осуществляется ли сотрудничество «Техномаша» с Китаем в рамках импортозамещения поставок из ЕС и США? О чем удалось договориться на выставке AirshowChina в Джухае и после нее?

 

- Пока наше сотрудничество с Китаем можно назвать лишь рамочным. Существуют соглашения о намерениях, планы, которые мы обсуждали в Джухае. Но главная задача всех импортозамещающих проектов для нас - это создание собственных российских технологий и оборудования.

 

- Пора подводить промежуточные итоги 2017 года. Чем можете похвастаться?

 

- В первую очередь от нас ждут конкретных решений отраслевых технологических задач. Поэтому мы разработали раздел, связанный с технологическим развитием отрасли, вошедший в утвержденную стратегию развития Госкорпорации «РОСКОСМОС». Эти разработки стали также частью проекта прогноза научно-технологического развития России до 2030 года. В этом году мы провели технологическое обследование ряда предприятий РОСКОСМОСА, таких как Воронежский механический завод, например, выдали метрологические заключения по проектам лунной программы и проекту строительства космодрома ВОСТОЧНЫЙ. Проводим производственную паспортизацию предприятий для создания интерактивной технологической карты ракетно-космической промышленности. Вместе с университетом «Станкин» начали обучение и переподготовку технологических кадров отрасли «Школа главного технолога». В целом, если считать с начала года, мы создали около десяти единиц уникального технологического оборудования. Выручка «Техномаша» в 2017 году выросла в четыре раза по сравнению с предыдущим годом и составила около 8 миллиардов рублей, в том числе за счёт новых контрактов по линии Минпромторга России. Но нам еще есть, над чем работать.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".