Космический комплекс «Электро-Л»

Космические аппараты «Электро-Л» входят в состав геостационарной гидрометеорологической космической системы «Электро» и предназначены для получения и предварительной обработки многоспектральных снимков облачности и подстилающей земной поверхности в пределах всего наблюдаемого диска Земли, получения гелиофизических данных на высоте орбиты, выполнения телекоммуникационных функций по распространению, обмену гидрометеорологическими и гелиогеофизическими данными, ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ.

Головной организацией-разработчиком космического аппарата «Электро-Л» является АО «НПО Лавочкина». Оператор космической системы — Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы». Управление полетом космических аппаратов осуществляет Центр управления полётами.

 

В настоящее время в своей орбитальной части комплекс состоит из трех космических аппаратов «Электро-Л».

Основные преимущества
Применение комплекса

 

Основная область применения космических аппаратов системы «Электро» — обеспечение Росгидромета и других ведомств оперативной информацией в целях:

Космические аппараты «Электро-Л»

 

Космический аппарат «Электро-Л» построен по модульному принципу и состоит из космической платформы «Навигатор», комплекса целевой аппаратуры и адаптера.

 

Космическая платформа «Навигатор» предназначена для обеспечения функционирования целевой аппаратуры и космического аппарата в целом. Конструктивно платформа «Навигатор» представляет собой восьмигранный корпус, на гранях которого закреплены элементы двигательной установки, панель батареи фотопреобразователей с приводом поворота, радиаторы системы обеспечения теплового режима. К нижнему торцу корпуса крепится тепловая сотопанель, на которой установлена аппаратура базового модуля, на верхний торец корпуса устанавливается полезная нагрузка, а нижнем торцом базовый модуль «Навигатор» крепится к разгонному блоку. Платформа «Навигатор» имеет в своем составе все системы и агрегаты, необходимые для его автономного функционирования в составе космического аппарата и для обслуживания полезной нагрузки.

Многозональное сканирующее устройство гидрометеорологического обеспечения предназначено для получения многоспектральных изображений облачности и подстилающей поверхности в пределах видимого диска Земли во всем диапазоне условий наблюдения в видимом диапазоне, ближнем ИК-диапазоне, в ИК-диапазоне (средний и дальний тепловой).

Гелиогеофизический аппаратурный комплекс предназначен для глобального мониторинга гелиогеофизических параметров с целью контроля и прогноза вспышечной активности Солнца, контроля и прогноза радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве, контроля и прогноза состояния геомагнитного поля, диагностики и контроля состояния естественных и модифицированных магнитосферы, ионосферы и верхней атмосферы.

Бортовая система сбора данных предназначена для обеспечения сбора целевой и служебной информации, формирования единого информационного потока данных для передачи по радиолинии.

Бортовой радиотехнический комплекс предназначен для передачи и обмена гидрометеорологическими данными между станциями космической связи, а также для ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев на станции приема информации международной космической системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ.

Базовые характеристики космических аппаратов «Электро-Л»

Рабочая орбита

Точка стояния:

— «Электро-Л» № 1

— «Электро-Л» № 2

— «Электро-Л» № 3

 

Высота орбиты, км

Наклонение, гр

Обзор

Геостационарная

 

14,5° западной долготы

76° восточной долготы

165,8° восточной долготы

 

36 000 км

не более 0,5

вся видимая часть земного шара

Разрешение на местности:

— в видимом диапазоне, м

— в инфракрасном диапазоне, м

 

1000

4000

Фотографии с космических аппаратов серии «Электро-Л»

Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос
Фото: Электро-Л / Роскосмос Фото: Электро-Л / Роскосмос