Ru En

Новости

ПАМЯТНАЯ ДАТА. 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ПИЛЮГИНА

18.05.2018 10:38

18 мая 1908 года, 110 лет назад, родился Николай Алексеевич ПИЛЮГИН, советский ученый в области автоматики и телемеханики, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, основоположник отечественных систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами, член легендарного Совета главных конструкторов ракетной и ракетно-космической техники, который возглавлял С.П. КОРОЛЕВ.

 

Трудовой путь Николая Алексеевича начался в 1926 году, когда он после окончания 9 классов школы начал работать слесарем в Центральном аэрогазодинамическом институте (ЦАГИ), быстро освоил свое ремесло и, достигнув в нем высокого профессионализма, стал особо квалифицированным мастером своего дела - файнмехаником. Молодого рабочего заметил А.Н. ТУПОЛЕВ, и Николая Алексеевича направили учиться. В 1930 г. он поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана, которое окончил в 1935 году, получив диплом инженера-механика.

 

До 1941 года Николай Алексеевич работал в ЦАГИ, а затем перешел в отделившийся от него Летно-испытательный институт, где занимался разработкой самолетной автоматики и испытаниями автопилотов. В 1943 году защитил кандидатскую диссертацию, затем был переведен на работу в отдел управления НИИ-1 по ракетной технике, созданного на базе ракетного научно-исследовательского института (РНИИ), на должность начальника отдела спецлаборатории. В 1944 году в составе специальной группы НИИ-1 по доставленным туда частям и обломкам немецкой баллистической ракеты Фау-2 изучал компоновочную и конструктивно-силовую схемы этой ракеты и схему ее системы управления (СУ). Группе удалось разобраться и восстановить схему действия пневмогидросхемы Фау-2, рассчитать ее основные характеристики и возможные траектории полета. Пилюгин возглавлял работу по изучению СУ, так как уже имел опыт исследований и проектирования систем автоматического регулирования с гироскопическими приборами, а также отработки автопилотов самолетов. Летом 1945 года в составе группы специалистов он был направлен в Германию, где участвовал в создании центра по изучению конструкции немецкой ракеты Фау-2, технической и технологической документации. Работа этого центра завершилась в 1946 году составлением проектной документации, которая затем легла в основу проектирования отечественной ракеты Р-1.

 

По предложению С.П. КОРОЛЕВА Н.А. ПИЛЮГИН с 1946 года занял пост главного конструктора автономных систем управления в НИИ и стал членом Совета главных конструкторов.

 

В начале 1947 года коллектив, возглавляемый Николаем ПИЛЮГИНЫМ, продолжил разработку автоматизированной системы управления отечественной баллистической ракеты Р-1. Хоть ее прототипом была немецкая Фау-2, Р-1 надо было проектировать и изготавливать, ориентируясь на отечественную элементную базу и материалы. Во многом пришлось идти непроторенным путем, большинство агрегатов системы управления пришлось разрабатывать, изготавливать и испытывать впервые. Николай Алексеевич сумел успешно справиться с этой задачей, и отечественные баллистические ракеты Р-1 летали устойчиво, имея более высокие летно-технические характеристики и точность попаданий, чем Фау-2.

 

Особыми вехами на творческом пути главного конструктора Н.А.ПИЛЮГИНА явились разработка и совершенствование автономной системы управления отечественной стратегической ракеты средней дальности Р-5. Успехи в проектировании, отработке и модернизации этой ракеты стали основой тех достижений, которые вывели отечественную ракетную технику на мировой уровень.

 

При разработке системы управления ракетного комплекса Р-5 и его модификаций были решены задачи, которые в дальнейшем обеспечили преимущества автономных систем управления перед радиосистемами по точностным характеристикам, наиболее значимым для ракетного оружия. Наиболее сложной, с большим количеством регулируемых параметров, оказалась ракета Р-7, знаменитая «семерка», ставшая базой для создания космических ракет «Спутник», «Восток», «Восход», «Луна», «Молния», «Союз» и других.

 

Под руководством Н.А. ПИЛЮГИНА разработаны системы управления многих ракетных и ракетно-космических комплексов и автоматических межпланетных станций; создана теория проектирования прецизионных СУ летательных аппаратов; разработаны методы анализа и синтеза сложных надежно функционирующих даже при единичных отказах ряда элементов сложных динамических систем, получившие широкое распространение в практике проектирования СУ; созданы научная методология экспериментальной наземной отработки приборов, подсистем и СУ в целом и испытательные комплексы для этой цели. На научной основе получила развитие методология сбора, обработки и анализа измерительной информации при испытаниях систем управления в обеспечение оценок правильности функционирования СУ, соответствия режимов ее работы заданным документацией, опытно-теоретических оценок точностных характеристик СУ, полученных с использованием моделей инструментальных погрешностей комплекса командных приборов исходя из априорных оценок ошибок управления и характеристик ее надежности.

 

Широкой общественности Николай Алексеевич стал известен не по оборонным разработкам, а как «штурман космических трасс», как ученый, при ведущей роли которого созданы системы управления космическими ракетами-носителями, а также самими космическими аппаратами первого и последующих поколений для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета Луны, спутников Марса и т.д. Под руководством ПИЛЮГИНА созданы системы управления (с пилюгинскнми гироскопами) трехступенчатой ракеты-носителя «Протон», предназначенной для выведения космических станций серии «Салют», и четырехступенчатой ракетой «Протон» с ракетным блоком Д, обеспечивающей облет Луны аппаратами «Зонд» с посадкой спускаемых аппаратов на ее поверхность.

 

В то время, когда рассматривался вопрос о расширении кооперации при разработке гигантского проекта «Энергия – Буран», Николай Алексеевич выбрал новую для себя задачу - создать систему управления возвращаемого корабля «Буран». Николаю Алексеевичу не довелось увидеть полета космического корабля «Буран» и его изящно точную первую в мире автоматическую посадку в условиях сильного бокового ветра. Кораблем управляла инерциальная СУ путем координации работы почти пятидесяти смежных его систем, обеспечивающих полет корабля и его посадку на аэродром назначения.

 

Николай Алексеевич с завидной быстротой и решительностью подхватывал новые идеи. Он действовал по правилу: если принципиально возможно, значит, надо действовать и создавать. Переход на бортовую дискретную вычислительную технику был одним из вызовов, в котором проявились качества Николая ПИЛЮГИНА, как ученого и умелого руководителя. Николай Алексеевич взялся за создание систем управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) как центрального звена управления. Развитие производства требуемых микроэлектронных устройств, разработка схемных и структурных решений СУ, обеспечение ее надежности, создание бортового программного обеспечения функционирования системы управления, а также и средств ее отладки, отработки, выбор устройств согласования и преобразования информационных потоков, обмена ими и т.п. - все это пришлось делать впервые. Произошла не только смена технологий, но и смена стиля мышления. К 1970 году собственная БЦВМ была создана. После этого в НИИ автоматики и приборостроения все системы управления ракетных комплексов оснащались гироскопами и бортовой вычислительной техникой собственной разработки. Без настойчивости Николая Алексеевича могла бы победить точка зрения сторонников аналоговых систем, еще не до конца реализовавших свои возможности. И тогда страна потеряла бы несколько лет в научно-технической гонке, отстала бы от мирового уровня.

 

Последним стратегическим замыслом Николая Алексеевича было решение задачи автономного определения азимутальной ориентации чувствительного элемента гироскопического прибора, задающего направление полета ракеты-носителя, т.е. бортового автономного ее прицеливания на стартовой позиции. Это позволило отказаться от существовавшей системы прицеливания с ее оптическими, геодезическими и гироскопическими устройствами и от специальной конструкции самого стартового сооружения.

 

Сегодня имя Николая ПИЛЮГИНА носит ведущий российский разработчик и производитель систем управления ракетно-космической техникой «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения» (НПЦАП, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС»). Именем Академика ПИЛЮГИНА названы улицы в Москве и Томске.

Новости