Ru En

Новости

НПО Энергомаш. 60 лет Приволжскому филиалу

02.08.2018 16:13
Приказом № 101 от 25 июля 1958 года был создан Приволжский филиал ОКБ 456, возглавляемого В. П. Глушко.
 
Приволжский филиал был создан на базе серийно-конструкторского отдела завода им. М. В. Фрунзе по авиационным двигателям в Куйбышеве для конструкторского обеспечения серийного производства самых мощных в то время жидкостных ракетных двигателей.
 
«Специалисты Приволжского филиала многие годы ответственно и добросовестно выполняют работу по авторскому сопровождению двигателей РД-107 и РД-108, создавших славу СССР и России, двигателей, которые обслуживают всю пилотируемую космонавтику и более 50% всех запусков научных, исследовательских спутников», — отметил генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Александрович Арбузов.
 
Уникальность и сложность создания филиала заключалось в том, что в течение года предстояло обучить людей, развернуть производство сложной принципиально новой техники. Для этого было необходимо освоить новые технологические процессы, создать испытательную базу для проведения гидропневмоиспытаний и стендовых огневых испытаний двигателей и рулевых агрегатов.
 
Для создания филиала были привлечены лучшие специалисты серийно-конструкторского отдела завода Р. И. Зеленев, В. Э. Копп, А. П. Печенин, И. Ю. Фарбман, В. Э. Гриневич, А. И. Симановский и др. Первым руководителем филиала был назначен один из заместителей В. П. Глушко Юрий Дмитриевич Соловьев.
 
«Первые двигатели собирали очень тяжело, — вспоминает советник генерального директора НПО Энергомаш Владимир Константинович Чванов, работавший с 1960 по 1965 год в Приволжском филиале, — нужно было оснащать производство, обучать рабочих совершенно новой технологии. За месяц собирали один-два двигателя. Но уже в 1963-1965 годах выпускали до 350 двигателей в год».
 
С помощью первого изготовленного на заводе им. М. В. Фрунзе комплекта двигателей был осуществлен запуск космического аппарата «Луна-2», впервые в мире выполнившего облет и фотографирование обратной стороны Луны.
 
В последующие годы в Самаре совместно с головным КБ было разработано около десяти модификаций двигателей для выполнения различных космических программ. С 2002 г. двигатели последней модификации РД-107А и РД-108А эксплуатируются в составе РН семейства «Союз».
 
Специалисты Приволжского филиала занимались не только серийным производством, но и совместно с КБ Энергомаша участвовали в разработке новых модификаций двигателей. Одной из самых серьезных задач, которую удалось решить в том числе с помощью конструкторов Приволжского филиала — устранение неполадок, связанных с высокочастотными колебаниями. Двигатели с модифицированными форсунками до настоящего времени используются, обеспечивая выполнение программ пилотируемых полетов.
 
Сегодня филиал выполняет работы по конструкторскому сопровождению серийного производства двигателей, авторскому надзору за изготовлением, испытанием и эксплуатацией двигателей, совершенствованию узлов и агрегатов, созданию новых модификаций двигателей, проведению их отработки и выпуску конструкторской документации.
 
Игорь Анатольевич Ганин, с 2015 года являющийся руководителем Приволжского филиала отметил, что сейчас коллектив филиала насчитывает около 80 человек: «Из тех, кто начинал производство, сегодня уже никто не работает — в прошлом году ушли на заслуженный отдых двое последних специалистов, работавших с 1959 года. В нынешнем обновленном составе филиала есть как специалисты старше 60 лет, так и 30-летние. Я с особой благодарностью обращаюсь к тем, кто отдал всю свою жизнь, чтобы выпускаемая нами продукция — ракетные двигатели — достигли высочайшей надежности и позволяли российской космической отрасли существовать в самых сложных финансовых, экономических и политических условиях. Наша цель — сохранить то, что создано предшественниками и продолжить работу по развитию ракетного двигателестроения».
 
Новости