Новости

#НПО Лавочкина#Главное#История
02.03.2020 08:00

55 лет космической деятельности НПО Лавочкина

9 июня 1960 год Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО «Даль». Решением Правительства после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться — «Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина». В 1962 году бывший завод № 301 был переведен в подчинение ОКБ-52 (главный конструктор — Владимир Николаевич Челомей).

Основной тематикой стала доводка и участие в обеспечении испытаний противокорабельных ракет П-6, П-35, П-35Б. Кроме того, заводу было передано изготовление крылатых ракет систем «Аметист» и П-25. Собственные разработки были прекращены, за исключением доработок беспилотных мишеней и разведчиков Ла-17.

В 1965 году Правительством СССР в целях повышения эффективности и совершенствования управления было принято решение о создании ряда головных по направлениям космической деятельности предприятий. 2 марта 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР вновь образовано Министерство Общего машиностроения, объединившее предприятия и научные организации, связанные с космической тематикой. Сергей Александрович Афанасьев назначен первым в мире «космическим министром».

2 марта 1965 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина был передан в ведение только что образованного Министерства общего машиностроения. С этого времени Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина стал заниматься разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса, созданием искусственных спутников Земли, а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. В том же году из ОКБ-1 (сегодня — РКК «Энергия», входит в Госкорпорацию «Роскосмос) на предприятие была передана проектно-конструкторская документация на лунные и венерианские аппараты. Правительством были определены сроки создания и запусков этих аппаратов. Потребовалось серьезное техническое и технологическое перевооружение производства для реализации намеченных программ.

Быстрое развитие советской космонавтики в 1957-1964 гг. привело к необходимости выделения отдельных тем в самостоятельное направление. Сергей Павлович Королёв прекрасно осознавал, что руководимое им ОКБ-1 уже в ближайшее время окажется не в состоянии одновременно вести разработку всех советских космических аппаратов, так как изделия стремительно усложнялись, а спектр тем расширялся. Тогда в середине 1960-х годов Сергей Королёв принял решение: часть задач его «космической империи» предстоит решать ОКБ и заводу им. С.А. Лавочкина.

Принятое Королёвым решение сконцентрировать свое внимание на проблеме «человек в космосе», передавая в руки своих сподвижников реализацию идей исследования космического пространства непилотируемыми средствами, дало отечественной космонавтике много новых талантливых ученых-конструкторов. Среди них — Георгий Николаевич Бабакин, который был назначен главным конструктором Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина.

Выбор Сергея Королёва, а его мнение в этих вопросах было весьма существенным, предприятия и ее главного конструктора не был случайным. Он был хорошо осведомлен о достижениях и творческом потенциале завода им. С.А. Лавочкина, знаком с Георгием Бабакиным еще по совместным работам в НИИ-88. Очевидцы утверждают, что назначение Бабакина на должность главного конструктора сопровождалось словами: «В этом человеке есть искра Божья! Ему можно доверить».

Очевидно, немалую роль сыграло и мнение Мстислава Всеволодовича Келдыша — главного теоретика советской космонавтики и главного научного руководителя работ по созданию межконтинентальных крылатых и баллистических ракет, также лично хорошо знавшего Георгия Бабакина не только по совместной работе над «Бурей», «Далью», «Беркутом», но и много, много ранее — еще со школьных времен.

Приобщение Бабакина и возглавляемого им конструкторского бюро к созданию автоматических космических аппаратов для полетов к Луне и планетам Солнечной системы началось с решения задачи осуществления мягкой посадки на поверхность Луны. Тогда был кризисный момент состояния дел по этому вопросу. К 1965 году экспедиции к Луне уже совершались регулярно, можно говорить о настоящем штурме, предпринятом со стороны двух, существовавших в то время, «космических держав» — СССР и США.

Из 18 попыток в США — восемь, в той или иной степени успешных (три пролета и пять «жестких посадок» с фотографированием при сближении); в СССР из 21 попытки — девять, с большей или меньшей долей успеха в осуществлении задуманного (четыре пролета, один облет с фотографированием обратной стороны, четыре «жестких» прилунения). Но ни советские, ни американские исследователи космоса, упорно добивавшиеся выполнения столь необходимой операции, как «мягкая посадка», в то время никак не могли обеспечить «бережную» доставку научной аппаратуры в район намечаемого контакта с поверхностью. Неудачи начали тормозить нормальное течение исследовательского процесса.

Итак, начиная с 1965 года дистанционное и контактное исследование Луны и планет Солнечной системы «взял в свои руки» — как Главный конструктор головной фирмы по созданию межпланетных автоматических космических аппаратов — Георгий Бабакин. Новая культура проектирования и проведения наземных экспериментально-испытательных работ, «взращенная» в конструкторской школе С.А.Лавочкина и привнесенная Бабакиным в отечественную космонавтику, довольно быстро принесла свои плоды. Конструкция переданных аппаратов была принята как базовая, но в нее специалистами предприятия были внесены значительные усовершенствования, в частности изменена конструкция лунного посадочного устройства.

Лунная эпопея для него началась с первой же успешно выполненной самостоятельной работы — 3 февраля 1966 года космический аппарат «Луна-9» совершил первую в мировой практике космоплавания мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь.

Анализ адаптации ученых и специалистов Машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина (ныне — НПО Лавочкина, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») к космической тематике и результаты летных испытаний первых аппаратов, созданных ими, подтвердил правильность и эффективность привлечения предприятия к решению космических задач. Этому также значительно способствовала научная школа проектирования и конструирования летательных аппаратов, созданная основателем предприятия, членом-корреспондентом АН СССР Семеном Алексеевичем Лавочкиным.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".