Лунная колея

Пятьдесят лет назад, 17 ноября 1970 года на поверхность ночного светила мягко опустилась тяжелая автоматическая станция «Луна-17».

После первого радиосеанса и передачи на Землю фототелевизионной панорамы окружающей местности, посадочная платформа развернула трапы, по которым на пыльный каменистый грунт съехал аппарат на восьми ажурных колесах. Так началась миссия «Лунохода-1» - первой в мире телеуправляемой передвижной научной лаборатории для исследования Луны, имя которой стало нарицательным и вошло во всемирный лексикон наряду со словами «Спутник» и «Гагарин».

 

Госкорпорация «Роскосмос» представляет новый комплект рассекреченных материалов, рассказывающих о разработке и запуске этого уникального космического объекта. Подборка содержит министерские и ведомственные документы, протоколы производственных совещаний, отчетную документацию и фрагменты переписки участников работ с руководством ракетно-космической отрасли.

 

 

 

В рамках советской лунной программы проект аппарата для перемещения по поверхности иной планеты был разработан специалистами Особого конструкторского бюро №1 (ОКБ-1) под руководством С.П.Королёва, и передан для реализации на Машиностроительный завод имени Лавочкина, главным конструктором которого незадолго до этого был назначен Г.Н.Бабакин. Самоходное шасси для аппарата создали инженеры Всесоюзного научно-исследовательского института транспортной машиностроения (ВНИИтрансмаш) под руководством А.Л.Кемурджиана.

По первоначальному замыслу, самоходному аппарата предстояло в телеуправляемом режиме исследовать район предстоящей высадки космонавтов на Луну, после чего исполнить роль радиомаяка для управления прилунением пилотируемого корабля проекта Н1-Л3. Однако после пересмотра программы Луноход был переориентирован для беспилотной исследовательской работы на поверхности естественного спутника Земли. Ему была поставлена задача дистанционного сбора информации для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения, химического состава и физических свойств лунного грунта.

В отсутствие мощных и компактных компьютеров Луноход управлялся с Земли по радиоканалу. Он имел телекамеры, которые передавали изображение окружающей поверхности в Центр управления полетам. Управление аппаратом осуществляли несколько сменных наземных экипажей, которые состояли из командира, водителя, бортинженера, штурмана и оператора наведения антенны. Водитель управлял движением, штурман выполнял навигационные расчеты, бортинженер контролировал состояние аппаратуры, а оператор антенны следил за ее правильной ориентацией. Общее руководство осуществлял командир, который принимал решения на основании сообщений членов команды.

Первый Луноход проработал до 30 сентября 1971 года, что на три месяца превысило запланированный срок. За 301 сутки 6 часов 37 минут аппарат преодолел по лунной поверхности расстояние 10 540 м, обследовав площадь в 80 тысяч квадратных метров, отработав 537 циклов определения физико-механических свойств поверхности и выполнив химический анализ лунного грунта в 25 точках. На Землю были переданы 211 лунных панорам и 25 тысяч снимков.

 

 

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

19 мая 1967 года

Приказ Министра общего машиностроения №174с «О специализации завода им. Лавочкина по разработке и изготовлению научных искусственных спутников Земли»

 

Документ определяет Машиностроительный завод имени Лавочкина головной организацией по разработке и изготовлению научного спутника «Гелиогеофизическая станция» (ДС-ГФС). С 1965 года предприятие передается из Министерства авиационной промышленности СССР Министерству общего машиностроения СССР, ему поручена разработка беспилотных аппаратов для исследования и освоения космоса.

 

 

 

17 ноября 1967 года

Проект приказа Министра общего машиностроения СССР по комплексу Е-8

 

Коллегия Министерства общего машиностроения отметила, что «работы по объекту Е-8 не развернуты в полном объеме и ведутся со значительным отставанием от сроков, установленных приказом Министерства общего машиностроения № 288 от 2 августа 1967 года». Документ предписывает руководителям работающих над проектом предприятий «обеспечить вхождение в график в соответствии с вышеуказанным приказом в течение ноября-декабря c.г.».

 

 

 

21 марта 1968 года

Вопросы к заседанию коллегии Министерства общего машиностроения по теме «О состоянии работ по объектам Е-8, М-69, В-69»

 

Участники заседания отмечают, что «из 10 экспериментальных объектов плана I квартала к указанной дате будет изготовлено всего 3». С работами не справляются как основное производство (Завод имени Лавочкина), так и смежники.

 

 

 

 21 марта 1968 года

Протокол заседания коллегии Министерства общего машиностроения  

 

На заседании коллегии под председательством заместителя министра Г.А.Тюлина обсуждались работы по комплексу Е-8. В частности, указывалась необходимость ускоренно «ввести в строй вакуумную камеру ВК-600/300 для испытания лунохода, а также решить вопросы по строительству лунодрома на НИП-16 (г.Евпатория) для проведения испытаний системы дистанционного управления объекта Е-8». Заместителю министра общего машиностроения Г.Р.Ударову совместно с руководителем 3 Главного управления министерства К.А.Керимовым и главным конструктором КБОМ В.П.Барминым «поручалось рассмотреть вопрос о создании перспективных систем передвижения на других планетах».

 

 

 

21 марта 1968 года

Стенографический протокол заседания коллегии Министерства общего машиностроения СССР  

 

Подробный протокол обсуждения хода работ по комплексу Е-8 на коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ) Интересны соображения по возможности соблюдения сроков (в соответствии приказами МОМ от 2 августа 1967 года (№ 288) и от 30 ноября 1967 года (№ 477). необходимо доставить Е-8 на Луну до высадки американцев), высказанные М.С.Рязанским, главным конструктором Научно-исследовательского института автоматики и приборостроения (НИИ АП): «Я хочу напомнить о том, что в конце прошлого [1967] года… мы подписали задание, по сути дела мы перевязали объект [то есть первоначальный проект был полностью изменен].<…> Это нужно было сделать потому, что этот объект связали с [программой высадки советских космонавтов на Луну] Л-3 и мы переложили всю аппаратуру. Мы заложили туда последние разработки Л-3, причем ряд новых приборов, которые не разрабатывались до этого. В октябре [1967 года] мы фактически начали разработку. В декабре [конструкторская документация] была сделана. Монтажные чертежи задержались и были выпущены в январе, частично в начале февраля, что не задержало производства. Но общие сроки, которые были раньше установлены, не могли быть выдержаны…»

 

 

 

17 ноября 1967 года

Протокол заседания коллегии Министерства общего машиностроения о ходе работ по комплексу Е-8

 

На заседании обсуждался «график изготовления экспериментальных и летных объектов Е-8 и проведения их испытаний в 1968 году». Интересным вопросом можно считать поручение Представителю Технического управления Министерства общего машиностроения «рассмотреть вопрос о распределении вычислительных машин и представить предложения о возможности выделения заводу им.Лавочкина в I полугодии 1968 года одной машин БЭСМ-4 и электронных вычислительных машин для Научно-исследовательского института приборостроения и КБ «Салют»».

 

 

 

 6 мая 1969 года

Письмо министру общего машиностроения СССР тов. Афанасьеву о ходе работ по изготовлению и экспериментальной отработке комплексов Е8-5 и Е-8

 

Документ сообщает о состоянии работ по изготовлению, экспериментальной отработке и испытаниям комплексов Е-8-5 и Е-8. Дается график пусков комплекса Е-8, установленный Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 января 1969 года за №19-10, сообщается, что «экспериментальная отработка комплекса завершена, но пуск первого объекта Е-8 был произведен 19 февраля 1969 г. и закончился аварией из-за разрушения головного обтекателя на активном участке выведения». Пуски второго и третьего летных объектов Е-8 по плану должны состояться 20 октября и 18 ноября 1969 года.

 

 

 

8 мая 1969 года

Протокол №12 заседания коллегии Министерства общего машиностроения СССР

 

Документ отражает обсуждение хода выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 января 1969 года № 19-10 «О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями» и ходе работ по комплексам Е-8, Е-8-5. Отмечается, что «сроки пусков важнейших космических объектов в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР сорваны вследствие отказов в работе при предыдущих пусках носителей 8К82К («Протон-К») в связи с аварийной работой двигателей». Коллегия обязывает ответственных лиц «обратить серьезное внимание на вопросы обеспечения надежности носителя и принять необходимые меры».

Среди прочих вопросов отмечается поручение «тт.Бабакину (Завод имени Лавочкина), Мозжорину (ЦНИИМаш) подготовить предложения по программе освоения Луны на ближайший период, в случае выполнения американцами в июле с.г. программы «Аполлон», имея в виду сохранение приоритета в освоении Луны за Советским Союзом».

 

 

 

8 мая 1969 года

Выписка из заседания коллегии Министерства общего машиностроения

 

Документ отражает  рассмотрение на коллегии МОМ вопросов о «выполнении постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 января 1969 года №19-10 «О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями». В ходе заседания были обсуждены доклады руководителей предприятий «тт.Конопатова (КБ химавтоматики), Глушко (КБ энергетического машиностроения), Челомея (ЦКБ машиностроения), Рыжих (завод им.Хруничева), Бабакина (завод им.Лавочкина)» о причинах аварийных пусков ракеты-носителя 8К82К («Протон-К») и ходе работ по комплексам Е-8 и Е-8-5.

 

 

 

8 мая 1969 года

Стенограмма заседания коллегии Министерства общего машиностроения, второй вопрос

 

Документ содержащий обсуждение различных вариантов ближайших (на тот момент) пусков по Луне в рамках проектов Л-1, Е-8 и Е8-5 для сохранения советского приоритета в космосе. Интересен следующий диалог, прямо говорящий о том, что программа Е-8 была частью политической гонки с США за первенство в исследовании Луны:

 

Тов. Афанасьев: Если американцы садятся 17 июня и пересылают нам грунт, если они его возьмут, они пришлют нам его, какие Ваши предложения тогда? Как будет с программой [Е-8-5], если будет неудачный пуск в июне?

 

Тов. Бабакин: Этот вопрос будет решаться вверху. Я считаю, что этот пуск надо проводить.

 

Тов. Афанасьев:  Мы тебе грунт перешлем.

 

Тов. Бабакин: В печати говорилось, что Советский Союз идет по пути автоматических аппаратов. Не будет ничего особенного, если мы произведем автоматическую поставку позже.

 

Тов. Афанасьев: Надо посмотреть это, потому что здесь может быть изменение программы. Надо какие-то предложения давать. Может быть тогда надо перекантовывать Е-8? Теряет смысл. Нам сказали уже, что технически - нецелесообразно, политически - проиграно. Такую комбинацию имели по Л-1. Надо думать, как выходить из положения при этой ситуации.

 

 

 

29 июля 1969 года

Приложение №1 к приказу Министра общего машиностроения и Приложение к решению Коллегии МОМ  

 

Документы содержат график работ по объектам Е8-5 и Е8 в 1969 году, а также график изготовления блоков «Д» (четвертых – разгонных – ступеней ракет-носителей «Протон-К») для объектов Е8 (луноход), Е8-5 (доставка грунта с Луны), Л1 (корабли, запускаемые в рамках программы пилотируемого облета Луны), Л1Э (экспериментальные аппараты для испытания ракеты «Протон-К» после модернизации), H1-ЛЗ (корабли, запускаемые в рамках программы высадки космонавтов на Луну) на Заводе экспериментального машиностроения Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЗЭМ ЦКБЭМ, главный конструктор В.П.Мишин) и на заводе им. Хруничева Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЗиХ ЦКБМ, главный конструктор В.Н.Челомей).

 

 

 

Август 1969 года

Проект письма министру общего машиностроения тов. Афанасьеву о выполнении приказов по изготовлению ракетно-космических комплексов Е-8, Е8-5 , В-70, М-71

 

Документ содержит подробный разбор состояния работ по созданию ракет-носителей Е-8 и Е8-5, в том числе отмечается, что их изготовление «идет с большим отставанием от установленных приказами сроков…». Среди причин называется «…большой объем доработок приборов и систем».

 

 

 

21 августа 1969 года

Протокол заседания коллегии Министерства общего машиностроения СССР

 

В документе рассматривается вопрос «О ходе разработки документации, изготовления и отработки объектов Е8-5, Е-8, В-70, М-71 и мерах по обеспечению успешных пусков». Отмечается, что «3 Главное управление (тт.Керимов, Труфанов, Бессережнов) и руководство Машиностроительного завода им.Лавочкина (тт.Бабакин, Лукин) не отнеслись с должной ответственностью к выполнению важнейших заданий по изготовлению объектов Е8, Е8-5, имеющих важное значение для дальнейшего исследования космического пространства, не приняли необходимых организационно-технических мер к обеспечению выполнения сроков разработки, изготовления и наземных испытаний этих объектов в полном объеме». Коллегия МОМ обязывает руководителей отстающих предприятий принять меры для ликвидации отставания, улучшения организации производства и повышения качества и надежности космических аппаратов. 

 

 

 

20 января 1970 года

Справка о ходе работ по комплексам Е-8-5 и Е-8

 

Документ составлен для заместителя министра общего машиностроения СССР Г.А.Тюлина и содержит график поставки летных объектов комплексов «Е-8-5» и «Е-8», подробные таблицы состояния работ по каждому из указанных объектов, а также выводы о неудовлетворительном состоянии дел на заводе им. Лавочкина и в смежных организациях. Сложность и огромный объем необходимых работ дают о себе знать – поставки аппаратуры от смежников идут с большим опозданием, а намеченные даты пусков срываются.

 

 

 

22 января 1970 года

Протокол заседания коллегии Министерства общего машиностроения по вопросу «О ходе работ по комплексам Е8-5, Е-8, В-70, М-71»

 

Документ отмечает, что «в организации работ <…> имеют место существенные недостатки. …Завод им.Лавочкина (тт.Милованов, Бабакин) неудовлетворительно осуществляет координацию работ смежных организаций, несвоевременно проводит лабораторно-исследовательские работы, … и недопустимо затягивает решение важнейших вопросов». Коллегия обязывает «тт.Бабакина (Завод имени Лавочкина) и Рязанского (Научно-исследовательский институт приборостроения) в 3-дневный срок определить порядок [работ] по повышению надежности бортового радиокомплекса», а также принимает к сведению заявление тт.Бабакина, Милованова (Завод имени Лавочкин), «что график разработки и изготовления объектов Е-8, Е-8-5 и Е-8-ЛС <…> безусловно выполнен».

 

 

 

22 января 1970 года

Проект приказа министерства общего машиностроения

 

Документ, подготовленный заместителем министра общего машиностроения Г.А.Тюлиным по итогам заседания коллегии Министерства по вопросу «О ходе работ по комплексам Е8-5, Е-8, В-70, М-71». В проекте приказа отмечается, что «состояние дел по изготовлению и летно-конструкторским испытаниям комплексов Е8-5, Е-8 продолжает оставаться неудовлетворительным. Осуществленные в 1969 году четыре пуска комплекса Е8-5 закончились аварийным исходом. Причины аварий и ход работ по этим комплексам неоднократно подробно рассматривались коллегией, <…> однако основные задачи, возложенные на эти комплексы, не выполнены, и в работе предприятий по ним все еще имеются серьезные недостатки».

 

 

 

Отчёт «Наземные испытания системы дистанционного управления лунохода»

 

Документ, утвержденный главным конструктором Машиностроительного завода имени Лавочкина Г.Н. Бабакиным 3 апреля 1970 года, говорит о наземных испытаниях системы дистанционного управления и тренировках экипажа лунохода объекта Е-8, проведенных в 1968 – 1970 годах на крымском полигоне («лунодроме») с использованием штатного оборудовании наземного измерительного пункта НИП-10 в Симферополе. В работе принимал участие полный состав экипажа лунохода (командир, водитель, бортинженеры, штурманы, операторы остронаправленной антенны).

Полигон представлял собой «модель участка лунной поверхности размером 71 х 119 м с типичным для «морских» районов Луны рельефом, образованным искусственно созданными кратерами, каменными грядами и отдельными камнями различных размеров и формы».

Основательный отчет содержит подробное описание методик испытаний и тренировок, «включая оценку состояния основных физиологических функций операторов (пульса и дыхания) с учетом психо-эмоционального напряжения членов группы управления».

 

 

 

16 апреля 1970 года

Письмо министру общего машиностроения СССР  тов. Афанасьеву о результатах выполнения графиков пусков космических объектов в I квартале 1970 года.

 

Документ сообщает подробности пусков космических объектов, выполненных в первом полугодии, и говорит об исключительной насыщенности графика. Согласно приказу Министра от 11 февраля 1970 года, до июля предписывалось «выполнить пуски 13 объектов. Фактически же было запущено лишь 4 объекта или 31% от плана. Для обеспечения выполнения в I полугодии графика пусков необходимо обеспечить во II квартале пуск 31 объекта (с учетом незапущенных в I квартале 9 объектов)».

 

 

 

22 апреля 1970 года

Проект приказа Министра общего машиностроения о мерах по повышению надёжности ракеты-носителя 8К82К

 

Документ сообщает: «заслушав и обсудив доклад генерального конструктора ЦКБ машиностроения т.Челомея и главного конструктора КБ химавтоматики т.Конопатова о состоянии работ по обеспечению надежности изделия 8К82К (ракета-носитель «Протон-К») и готовности его к продолжению летно-конструкторских испытаний в составе комплексов ЕЗ, Е8-5 и др., коллегия Министерства общего машиностроения отметила, что план пусков космических объектов Е8, Е8-5 и Л1 в первом полугодии 1970 года не будет выполнен. <…> Утвержденный план мероприятий по выявлению причины аварии изделия 8К82К выполняется с отставанием от установленных сроков со стороны ЦНИИмашиностроения, Машиностроительного завода им.М.В. Хруничева, КБ химавтоматики и Воронежского механического завода». Положение дел критическое – без ракеты-носителя «Протон-К» лунная программа останавливается

 

 

 

23 апреля 1970 года

Стенографический протокол заседания коллегии Министерства общего машиностроения СССР  

 

Коллегия Министерства общего машиностроения СССР рассматривает причины нескольких аварийных пусков ракет-носителей 8К82К («Протон-К»), которые привели к фактическому срыву программы запуска объектов Е-8 и Е-8-5. Центральное место в документе занимает жаркая дискуссия двигателистов и ракетчиков с участием Министра общего машиностроения С.А.Афанасьева по вопросу состояния работ по обеспечению надежности ракеты и готовности ее к продолжению летно-конструкторских испытаний объектов Е-8 и Е-8-5.

 

 

 

30 октября 1970 года

Справка-доклад о проведении предстартовых тренировок экипажа лунохода по программе машины №203

 

Справка-доклад, подписанная главным конструктором Машиностроительного завода имени Лавочкина Г.Н. Бабакиным, подводит своеобразный итог работе по подготовке экипажа лунохода к управлению аппаратом на лунной поверхности. Целью тренировок после перерыва, вызванного переключением космической программы с лунохода (объект Е-8) на доставку образцов лунного грунта на Землю (объект Е-8-5), указывается «восстановление навыков вождения лунохода, отработка сеансов связи и тренировка экипажа по управлению луноходом». Как показали результаты работы «Лунохода-1», превзошедшие все ожидания, многомесячные тренировки на «лунодроме» в Крыму имели большое значение.

 

 

 

18 марта 1971 года

Информационная нота в адрес Председателя Комитета ООН по использованию космической пространства в мирных целях

 

Документ, поданный Постоянным представителем СССР при ООН Я.А.Маликом. Содержит список объектов, запущенных Советским Союзом «на орбиту вокруг Земли и дальше в космическое пространство с 31 октября по 9 февраля 1971 года», в числе которых – станция «Луна-17».

 

 

 

ДЕЛО о научно-технических достижениях и рекордах, установленных автоматической космической станцией «Луна-17»

 

Комплект документов («Карточка общих сведений», «Программа полета», «Акт о старте» и т. п.), подготовленных спортивным комиссаром Федерации авиационного спорта СССР И.Г.Борисенко для отправки в адрес Международной авиационной федерации FAI (Fédération Aéronautique Internationale) – организации, одним из видов деятельности которой являлось установление стандартов и регистрация рекордов в авиации и космонавтике. С точки зрения руководства, статус космических рекордов, установленных советскими космическими аппаратами, имел большое значение.

Дело фиксирует научно-технические приоритетные достижения («маневры подвижного аппарата на поверхности Луны в соответствии с планом полета») и мировые рекорды, достигнутые автоматической станцией «Луна-17» и «Луноходом-1».

 

 

Фотоматериалы:

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина «Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина Цветные фотографии «Лунохода-1» из архива НПО имени Лавочкина Цветные фотографии «Лунохода-1» из архива НПО имени Лавочкина Цветные фотографии «Лунохода-1» из архива НПО имени Лавочкина Цветные фотографии «Лунохода-1» из архива НПО имени Лавочкина Цветные фотографии «Лунохода-1» из архива НПО имени Лавочкина Цветные фотографии «Лунохода-1» из архива НПО имени Лавочкина Вячеслав Довгань - водитель Лунохода Вячеслав Довгань - водитель Лунохода Члены Государственной комиссии с экипажем  Лунохода 1 Члены Государственной комиссии с экипажем Лунохода 1 Начальник группы Малинкин Юрий Иванович Начальник группы Малинкин Юрий Иванович Начальник отдела Сагитов Ахмед Нуретдинович Начальник отдела Сагитов Ахмед Нуретдинович Ведущий конструктор комплекса 500 Левашов Алексей Ильич Ведущий конструктор комплекса 500 Левашов Алексей Ильич Начальник конструкторского сектора комплекса 500 Гречкин Анатолий Семенович Начальник конструкторского сектора комплекса 500 Гречкин Анатолий Семенович М.С.Рязанский и Г.Н.Бабакин 1970 год М.С.Рязанский и Г.Н.Бабакин 1970 год Бабакин и Тюлин Г.А. Крым 1970 Бабакин и Тюлин Г.А. Крым 1970 Вручение Бабакину Диплома Международной авиационной федерации, 1966 Вручение Бабакину Диплома Международной авиационной федерации, 1966 Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Проверка ходовой части «Лунохода-1» в НПО Лавочкина с использованием системы обезвешивания Работы со станцией Е-8-5 ("Луна-17") в сборочном цехе НПО Лавочкина Работы со станцией Е-8-5 ("Луна-17") в сборочном цехе НПО Лавочкина Работы со станцией Е-8-5 ("Луна-17") в сборочном цехе НПО Лавочкина Работы со станцией Е-8-5 ("Луна-17") в сборочном цехе НПО Лавочкина Работы со станцией Е-8-5 ("Луна-17") в сборочном цехе НПО Лавочкина Работы со станцией Е-8-5 ("Луна-17") в сборочном цехе НПО Лавочкина Отработка стыковки станции Е-8-5 ("Луна-17") с ракетой-носителем и накатки головного обтекателя Отработка стыковки станции Е-8-5 ("Луна-17") с ракетой-носителем и накатки головного обтекателя Отработка стыковки станции Е-8-5 ("Луна-17") с ракетой-носителем и накатки головного обтекателя Отработка стыковки станции Е-8-5 ("Луна-17") с ракетой-носителем и накатки головного обтекателя

 

 

 

Видео:

Фрагменты документального фильма о космическом объекте Е-8 (луноход), созданного на киностудии «Центрнаучфильм» по заказу ОКБ и завода им.С.А.Лавочкина.

 

Рассказ о задачах комплекса УР-500К - Е-8, а также устройстве станции Е-8.

Радиокомплекс и антенно-фидерные устройства станции.

Система терморегулирования и тепловакуумные испытания лунохода, а также описание систем амортизации платформы КТ и отделения отсеков.

 

Самоходное шасси (разработка и испытания), подготовка экипажа для дистанционного управления луноходом.

Сборка летного объекта Е-8, описание работы комплекса УР-500К - Е-8, кадры аварийного первого пуска системы УР-500К - Е-8.

 

 

 

Глоссарий терминов:

Е-8 (Е8)

Проект ракетно-космической системы для доставки на поверхность Луны самоходной дистанционно-управляемой лаборатории

Е-8-5 (Е8-5)

Проект автоматической системы для доставки образцов лунного грунта на Землю, разрабатываемый на базе посадочной платформы от Е-8

УР-500К -- Л1

Программа пилотируемого облета Луны кораблем Л-1 (модернизированный «Союз»), запускаемым с помощью тяжелой ракеты-носителя УР-500К («Протон-К») с разгонным блоком «Д». Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом полете к Луне

Н1-Л3

Программа высадки пилотируемой экспедиции на Луну с помощью ракетно-космического комплекса (состоял из орбитального корабля ЛОК, взлетно-посадочного корабля ЛК и разгонно-тормозных блоков), запускаемого сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1.  Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в высадке человека на Луну

М-69

Серия советских автоматических станций для исследования Марса с орбиты искусственного спутника планеты

РЕ-8

Возвратная ракета проекта Е8-5

В-69, В-70

Серия советских автоматических станций для посадки на Венеру

«Прогноз» 

Автоматический спутник Земли для проведения астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей

ДОК-ДПО

Блоки двигательных установок ориентации и обеспечения сближения и стыковки кораблей ЛК и ЛОК лунного комплекса Н-1 – Л-3

8К82К-Е-8

Ракетно-космический комплекс, состоящий из тяжелой ракеты-носителя УР-500К («Протон-К»), разгонного блока «Д» и станции Е-8 для доставки на поверхность Луны подвижной лаборатории («Лунохода»)

разгонный блок Д

Часть ракетно-космического комплекса (исходно входил в программу Н-1 – Л-3, затем был передан для использования в программе УР-500К – Л1), предназначенная для выведения на траекторию полета космических аппаратов после отделения от ракеты-носителя

8K78М           

Индекс ракеты-носителя, предназначенной для запуска автоматических аппаратов к Луне, планетам, а также спутников связи на полярную высокоэллиптическую орбиту (в отрытой печати известна как «Молния-М»)

8К72К

Индекс ракеты-носителя, предназначенной для запуска первых пилотируемых кораблей «Восток» и спутников-фоторазведчиков «Зенит-2» (в отрытой печати известна как «Восток»)

11А52-Л3  

Ракетно-космический комплекс, состоящий из сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, пилотируемых кораблей ЛОК и ЛК и разгонных и разгонно-тормозных блоков. Предназначен для осуществления пилотируемой лунной экспедиции по программе Н-1 – Л-3

М-71

Серия советских автоматических станций для посадки на Марс и исследования планеты с орбиты искусственного спутника

7К-ОК

Пилотируемый корабль для отработки стыковки на околоземной орбите. В открытой прессе известен как «Союз»

Р-7А

Модернизированная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с облегченной головной частью

 

 

Госкорпорация «Роскосмос» благодарит за сотрудничество в подготовке публикации Департамент по обеспечению деятельности Архива Президента РФ и его директора И.В. Кузнецову, Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив научно-технической документации» (РГАНТД), его директора М.А. Власову и советника Н.В. Селюкину, АО «НПО Лавочкина» и его Генерального директора В.А. Колмыкова, АО «ЦНИИмаш» и его генерального директора С.В. Коблова, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук (ГЕОХИ РАН), его директора академика Ю.А. Костицына и заведующего отделом планетных исследований и космохимии ГЕОХИ РАН академика М.Я. Марова.

 

 

 

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".