Новости

#Роскосмос#Главное#История#Луноход#Луна
17.11.2020 00:30

Полвека на Луне

Панорама №30, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 9 второго лунного месяца (Лунация 2) Панорама №30, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 9 второго лунного месяца (Лунация 2)
Панорама №31, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2) Панорама №31, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2)
Панорама №32, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2) Панорама №32, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2)
Панорама №33, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2) Панорама №33, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2)
Панорама №34, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2) Панорама №34, снятая телефотометрами «Лунохода-1» во время сеанса 10 второго лунного месяца (Лунация 2)

10 ноября 2020 года исполнилось 50 лет с даты запуска автоматической межпланетной станции «Луна-17», которая доставила на поверхность Луны «Луноход-1» — первую в мире автоматическую самоходную лабораторию, полностью управляемую с Земли. Начался новый этап в исследовании естественного спутника Земли автоматическими аппаратами! На «Луноходе-1» и посадочной ступени «Луны-17» были установлены флаги и вымпелы с изображением Государственного герба СССР и барельефом В.И. Ленина.

«Луноход-1» проводил исследования на поверхности Луны и окололунного пространства до сентября 1971 года. Суммарная длительность активного функционирования самоходного аппарата «Луноход-1» составила 301 сутки 06 часов 37 минут. Аппарат прошел по поверхности Луны 10 540 метров, что стало мировым рекордом, передал на Землю более 200 лунных панорам, около 20 тысяч фотографий и другие результаты исследований.

«Луноход-1» был создан в конструкторском бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина (сегодня — Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») под руководством Григория Николаевича Бабакина. Самоходное шасси для Лунохода было создано во ВНИИТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.

«Луноход-1» состоял из двух основных частей: колесного шасси и герметичного приборного контейнера, в котором размещена вся служебная аппаратура. Контейнер имеет форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имеет больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой. Внутренняя поверхность крышки покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивает подзаряд аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи может располагаться под разными углами в пределах 0-180°, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом.

Для получения панорамных изображений и съемки участков звездного неба, Солнца и Земли, необходимых для астроориентации лунохода и не требующих высоких скоростей передачи изображения, на борту лунохода была также установлена телефотометрическая или фототелевизионная оптико-механическая система с панорамной разверткой, состоящая из четырех камер. Они расположены таким образом, что две из них обеспечивают обзор местности справа и слева от лунохода в пределах несколько более 180° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной, а две другие камеры дают изображение местности и пространства в пределах 360° в вертикальной и 30° в горизонтальных плоскостях.

Луноход управлялся дистанционно. В состав дистанционной системы управления входили система курсоуказания, обеспечивавшая передачу на Землю информации об угловом положении аппарата. Кроме того, курсовой гироскоп обеспечивал движение в заданном направлении с учетом объезда препятствий. Для получения информации о дорожных условиях, необходимой для управления движением лунохода, о пройденном пути и для проведения научных экспериментов по исследованию свойств грунта, на корме лунохода был установлен входящий в состав самоходного шасси прибор оценки проходимости. Он состоял из мерного (девятого) колеса и механизмов для внедрения и поворота в грунте штампа, позволяющего получить информацию о физико-механических свойствах лунного грунта. С помощью мерного колеса определялся пройденный путь.

В итоге обследования луноходом района посадки станции «Луна-17» были построены: топографическая схема трассы в масштабе 1:1000, уточненные схемы отдельных участков в масштабе 1:200, топографические планы отдельных участков в масштабе 1:100, полученные стереофотографическим методом, высотные профили трассы и характерных кратеров. В течение всего срока активного существования лунохода регулярно проводились измерения физико-механических свойств лунного грунта. С помощью автоматической спектрометрической аппаратуры РИФМА была получена информация о химическом составе лунного грунта — в своем составе он имел следующие элементы: кремний (20%), железо (12%), кальций (8%), алюминий (7%), магний (7%), титан (<4%) и калий (<1%).

Управление самоходным аппаратом из Центра управления луноходом выполнял экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и бортинженер. Экипаж лунохода, получая на Земле лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью специализированного пульта управления обеспечивал выдачу команд на луноход.

Станцией «Луна-17» были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами Международной авиационной федерации:

  • Абсолютный мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности и мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности в классе «С»;
  • мировой рекорд максимальной массы автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд общего расстояния, покрытого самодвижущимся аппаратом на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд скорости движения автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд продолжительности активных действий самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С» (3390 час 36 мин).

Днем ранее Госкорпорация «Роскосмос» представила в соответствующем разделе официального сайта новый комплект рассекреченных материалов, рассказывающих о разработке и запуске тяжелой автоматической станции «Луна-17» и «Лунохода-1». Это министерские и ведомственные документы, протоколы производственных совещаний, отчетная документация, а также фрагменты переписки участников работ с руководством ракетно-космической отрасли. В рамках советской лунной программы проект первого в мире ровера для перемещения по поверхности иной планеты был разработан специалистами ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва и передан для реализации на Машиностроительный завод имени Лавочкина, главным конструктором которого незадолго до этого был назначен Георгий Бабакин. Самоходное шасси для аппарата создали инженеры ВНИИтрансмаш под руководством Александра Кемурджиана.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".