Конкурс на соискание премий Правительства

УКРОЩЕНИЕ ВЕНЕРЫ

50 лет миссии «ВЕНЕРА-7»

Полвека назад, 15 декабря 1970 года, советская автоматическая станция «Венера-7» совершила первую в истории мягкую посадку на поверхность соседней к Земле планеты Венера и отправила с неё назад радиосигналы.

Это достижение стало итогом десятилетия работы, начатой в ОКБ-1 главным конструктором С.П. Королёвым и продолженной на Машиностроительном заводе имени С.А. Лавочкина под руководством Г.Н. Бабакина.

Госкорпорация «Роскосмос» представляет новый комплект рассекреченных материалов, рассказывающих о разработке и запуске этого уникального космического объекта. Подборка содержит министерские и ведомственные документы, протоколы производственных совещаний, отчетную документацию и фрагменты переписки участников работ с руководством ракетно-космической отрасли.

 

 

Первая попытка достичь Венеры была предпринята 12 февраля 1961 года: с Байконура ушла в полет межпланетная станция «Венера-1», разработанная в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва. Однако удалившись от Земли  на 23 млн км через две недели космический аппарат перестал отвечать. Последние сигналы от него были получены 27 февраля, и на тот момент это был рекорд дальней космической радиосвязи. 

Последующие миссии были отправлены к Утренней Звезде в ноябре 1965 года с разницей в четыре дня: «Венера-2» и «Венера-3» оснащались аппаратурой для передачи изображений и исследования основных параметров атмосферы и поверхности планеты.  27 февраля 1966 года  «Венера-2» прошла от цели на расстоянии 24 тыс.км, а «Венера-3» даже попала в нее, доставив 1 марта на поверхность второй планеты Солнечной системы вымпел с изображением герба СССР. Задачи полета в полном объеме выполнены не были вследствие отказа ряда систем, тем не менее в ходе перелета на Землю была передана ценная информация о межпланетном пространстве.

Новый этап в исследованиях небесной сестры Земли открыла «Венера-4», стартовавшая 12 июня 1967 года. Это была станция, сделанная по старым чертежам, но уже на новом предприятии: в 1965 году ОКБ-1 передало тематику лунных и межпланетных зондов Машиностроительному заводу им.С.А.Лавочкина, и новые «головники» качественно изменили систему терморегулирования орбитального аппарата и полностью переделали спускаемый аппарат.

18 октября 1967 года, спускаемый аппарат межпланетной станции вошел в верхние слои венерианской атмосферы и совершил полуторачасовой спуск на парашюте, ведя передачу информации о плотности, химическом составе, давлении и температуре газов.

По мере его погружения газовый океан Венеры становился всё горячее и плотнее. На отметке 270℃ и 18 атмосфер оболочка лопнула, и спускаемый аппарат разрушился, озадачив ученых: раньше считалось, что давление на поверхности Венеры не превышает 10 атмосфер. Однако сообщения зонда показали, что ее атмосфера гораздо плотнее и горячее.

Спускаемые аппараты миссий «Венера-5» и «Венера-6», запущенные к Голубой планете в январе 1969 года, были усилены, но и они не смогли преодолеть атмосферу,  ограничившись передачей данных о её химическом составе и температуре в широком диапазоне высот. Анализ показал, что для посадки на Венеру аппарат должен иметь прочность батискафа и выдерживать давление в шесть раз выше заложенного в конструкцию ранее.

Новые требования были учтены при разработке «Венеры-7», корпус которой был изготовлен из титанового сплава и рассчитан на внешнее давление до 180 атмосфер и перегрузку свыше 300 единиц. Внутри него размещались измерительная аппаратура, источники электропитания и система терморегулирования. Улучшенная теплоизоляция позволяла спускаемому аппарату активно функционировать на поверхности планеты - при максимальном давлении и внешней температуре до 530°С - в течение не менее 30 минут.

«Венера-7» стартовала 12 августа 1970 года. Через четыре месяца, 15 декабря, ее спускаемый аппарат вошел в атмосферу планеты, во время аэродинамического торможения снизил скорость с 11,5 км/с до 200 м/с, достигнув расчётных перегрузок в 350 единиц, и дальнейшее движение осуществлялось на парашюте из термостойкой ткани.

Наземные средства связи принимали радиосигналы со спускаемого аппарата в течение 53 минут – с момента окончания плазменного участка спуска, и в том числе тогда, когда он опустился на поверхность. К сожалению, при входе в атмосферу отказал телеметрический коммутатор, и станция передавала информацию лишь об окружающей температуре.

Но и по косвенным признакам (времени снижения спускаемого аппарата в атмосфере, длине траектории спуска, скорости и характеру изменения передаваемых с него данных) учёным удалось составить профиль соответствия окружающей температуры высоте до поверхности планеты.

Прежние представления о газовой оболочке Утренней звезды оказались ошибочными. Полёт советского зонда помог установить состояние её атмосферы: на поверхности планеты в месте посадки спускаемого аппарата температура зафиксирована – 475±20°С, давление – 90±15 атм.

По допплеровскому сдвигу радиосигнала, шедшего от спускаемого аппарата до Земли, удалось оценить качество поверхности, на которую села станция. Небольшой «тормозной путь» (глубина, на которую спускаемый аппарат зарылся в почву после его свободного падения в результате преждевременного отстрела парашютных строп) указывал, что венерианский «грунт» напоминает что-то среднее между песком и вулканическим туфом.

Миссия «Венеры-7» стала новым достижением советских инженеров и учёных и продемонстрировала новый уровень их технических возможностей. 

Фотоматериалы и иллюстрации:

В Вычислительном центре во время обработки информации, поступающей с борта станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД В Вычислительном центре во время обработки информации, поступающей с борта станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Специалисты Центра дальней космической связи во время управления полетом станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Специалисты Центра дальней космической связи во время управления полетом станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Антенны Центра дальней космической связи слушают голос станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Антенны Центра дальней космической связи слушают голос станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Межпланетная автоматическая станция «Венера-7» в монтажно-испытательном корпусе. Фото из архива РГАНТД Межпланетная автоматическая станция «Венера-7» в монтажно-испытательном корпусе. Фото из архива РГАНТД Межпланетная автоматическая станция «Венера-7» на подставке в монтажно-испытательном корпусе. Фото из архива РГАНТД Межпланетная автоматическая станция «Венера-7» на подставке в монтажно-испытательном корпусе. Фото из архива РГАНТД Вымпелы, доставленные на планету Венера межпланетной станцией «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Вымпелы, доставленные на планету Венера межпланетной станцией «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Схема межпланетной автоматической станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Схема межпланетной автоматической станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Межпланетная автоматическая станция «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Межпланетная автоматическая станция «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Спускаемый аппарат межпланетной автоматической станции «Венера-7». Виден вымпел с барельефом В.И.Ленина. Фото из архива РГАНТД Спускаемый аппарат межпланетной автоматической станции «Венера-7». Виден вымпел с барельефом В.И.Ленина. Фото из архива РГАНТД Схема спускаемого аппарата межпланетной автоматической станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Схема спускаемого аппарата межпланетной автоматической станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД Центр дальней космической связи, пункт управления полетов «Венеры-7». Фото из архива РГАНТД Центр дальней космической связи, пункт управления полетов «Венеры-7». Фото из архива РГАНТД

 

 

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

26 марта 1969 г.

Приказ министра общего машиностроения за № 90сс

 

Документ, составленный по материалам заседания коллегии Министерства общего машиностроения и подписанный министром С.А. Афанасьевым. Содержит описание состояния дел по созданию космических объектов Е-8 («Луноход»), В-69 (автоматическая станция для исследования Венеры), М-69 (автоматическая станция для исследования Марса), Е-8-5 (автоматическая станция для доставки образцов грунта на Землю), а также графики поставок летных объектов Е-8-5 и узлов объектов В-70 заводу им. Лавочкина.

13 мая 1969 года

Приказ министра общего машиностроения за № 135сс

 

Директивный документ, предписывающий «в целях обеспечения дальнейшего исследования планет Солнечной системы… с помощью автоматических межпланетных станций… обеспечить разработку на базе объектов В-69, изготовление и запуск в августе 1970 г. двух автоматических космических аппаратов (объектов В-70)...» - будущих станций типа «Венера-7». К документу приложены планы-графики разработки и изготовления объектов В-70, М-71, а также перечень премий, устанавливаемых за разработку, изготовление, наземную отработку и обеспечение полета объектов В-70.

8 сентября 1969 года

Письмо ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) М.Я.Марову

 

Документ, подписанный главным инженером Института космических исследований Академии наук (ИКИ АН) М.С.Котловым, содержит копии плана работ по созданию приборов для космических исследований на 1970-1975 годы.

24 ноября 1969 г.

Письмо ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) М.Я.Марову

 

Документ, подписанный ученым секретарем Института геохимии и аналитической химии имени В.И.Вернадского З.В.Студениковой, содержит план научно-исследовательских работ института по исследованию Луны, планет и космического пространства.

25 ноября 1969 г.

Протокол заседания Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ).

 

Документ, подписанный председателем МНТС по КИ академиком М.В.Келдышем, содержит обзор докладов по автоматическим станциям для исследований Луны, Марса, Венеры в проект пятилетнего плана (докладчик Г.Н.Бабакин) и научной программы исследования Луны, Марса, Венеры (докладчик Г.И.Петров). При обсуждении докладов присутствующие «высказали свои мнения о схемах полета [объекта] В-72 (полет к Меркурию или к Венере), об увеличении в пятилетнем плане количества объектов типа «Прогноз» и зондов с выходом из плоскости эклиптики».

3 февраля 1970 года

Приказ министра общего машиностроения за № 43сс

 

Документ, подписанный министром общего машиностроения С.А.Афанасьевым по результатам заседания коллегии от 22 января 1970 года, рассмотревшей вопрос «О ходе работ по комплексам Е8-5, Е-8, В-70, М-71» и предписывающий, в частности, «директору и главному конструктору завода им. Лавочкина тт. Милованову и Бабакину в недельный срок разработать и представить <…> уточнённый график изготовления материальной части объектов В-70, предусматривающий своевременное завершение запланированного объёма экспериментальных работ по объекту и создание лётных объектов в установленные сроки».

27 февраля 1970 г.

Письмо ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) М.Я.Марову по вопросу измерения дальности скорости планеты Венера в ходе полета объекта В-70

 

Документ, составленный директором Института радиотехники и электроники АН СССР академиком В.А.Котельниковым с просьбой «изыскать возможность финансирования работы в сумме 50 тыс. руб., которые необходимы для модернизации планетного радиолокатора, монтажа его в новом помещении, приобретения аппаратуры и материалов».

 

 

13 апреля 1970 года

Заключение рабочей группы Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) по анализу научной аппаратуры объекта В-70.

 

Письмо главному конструктору ОКБ Завода им.Лавочкина Г.Н.Бабакину, подписанное заместителем ученого секретаря МНТС по КИ В.В.Шваревым. В документе, в частности, указывается, что при полете объекта В-70 будут производиться следующие научные измерения:

«а) измерение температура атмосферы Венеры при спуске на парашюте в нескольких диапазонах, охватывающих интервал от 0 до 600 град С;

б) измерение давления атмосферы Венеры при спуске на парашюте в нескольких диапазонах, охватывающих интервал от 0 до 200 атм;

в) измерение высоты над поверхностью Венеры на участке парашютирования;

г) исследование спектра гамма-излучения поверхности Венеры (после посадки) и определение характера минералов поверхности по содержанию урана тория, калия;

д) контроль радиационной обстановки во время перелета Земля-Венера».

 

 

 

 

11 мая 1970 г.

Заключение экспертной комиссии по объекту В-70

 

Письмо, направленное в адрес председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) академика М.В.Келдыша, по результатам работы экспертной комиссии, созданной решением ВПК от 4 января 1970 года, рассмотревшей «техническую и эксплуатационную документацию на объект В-70 и его системы для заключения о правильности выбранных технических решений, достаточности отработки в наземных условиях и соответствия объекта техническому заданию».

 

 

 

15 мая 1970 года

Протокол совещания представителей Машиностроительного завода им.Лавочкина, Научно-исследовательского института тепловых процессов (НИИ ТП), Института прикладной математики (ИПМ) АН СССР и Института космических исследований (ИКИ) АН СССР

 

Письмо главного конструктора Машиностроительного Завода им. С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакина, направленное в адрес ученого секретаря Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) М.Я.Марова. В качестве приложения содержит протокол совместного совещания представителей завода им.Лавочкина, НИИ ТП, ИПМ АН СССР и ИКИ АН СССР, посвященного выбору предельных условий работы спускаемого аппарата объекта В-70 на поверхности планеты. В документе подчеркивается, что, «исходя из модели атмосферы Венеры, рассчитанной по результатам измерений аппаратов В-67 и В-69, <...> значения температуры и давления на уровне средней поверхности планеты составляют, соответственно, Т=500 град С и Р=100 атм.»

 

 

 

 

21 мая 1970 года

Повестка дня заседания коллегии Министерства общего машиностроения

 

Один из пунктов документа описывает освещает ход работ по комплексам Е-8, Е-8-5, В-70, М-71, М-73 и меры по обеспечению успешных пусков. Среди прочего предписывает «обязать тт. Милованова  и Бабакина  (директор и главный конструктор Машиностроительного завода им.С.А.Лавочкина) ликвидировать допущенное отставание в проведение экспериментальных работ по объектам В-70 и под личную ответственность обеспечить завершение… всех работ в мае 1970 г. и изготовление летных объектов в сроки, установленные приказом Министерства от 3 мая 1965 г.№135:

- 1 летный объект - 5 июня 1970 г.

- 2 летный объект - июнь 1970 г.»

25 мая 1970 г.

Техническое задание на объект В-70 и Протокол уточнения технического задания

 

Блок документов, подготовленных главным конструктором Машиностроительного завода им.С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакиным в адрес министра общего машиностроения С.А.Афанасьева, председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) М.В.Келдыша, директора ЦНИИмаш Ю.А.Мозжорина и директора Института космических исследований Г.И.Петрова.

В соответствии с техническим заданием, «основными задачами космического аппарата В-70 являются:

а) исследование физических условий в атмосфере планеты;

б) достижение поверхности планеты спускаемым аппаратом и исследование физических условий на поверхности».

30 июня 1970 г.

Протокол заседания Государственной комиссии по пуску объектов В-70

 

Документ, подписанный председателем Государственной комиссии по пуску объектов В-70 А.Г.Мрыкиным и отправленный в адрес президента АН СССР академика М.В.Келдыша, начальника 3 главного управления Министерства общего машиностроения К.А.Керимова и главного конструктора организации п/я А-7544 (Машиностроительного завода им.С.А.Лавочкина)  Г.Н.Бабакина. Содержит доклады по наземным испытаниям объектов В-70 перед отправкой на космодром.

28 июля 1970 г.

Протокол заседания Государственной комиссии по пуску объектов В-70

 

Документ, подписанный председателем Государственной комиссии по пуску объектов В-70 А.Г.Мрыкиным и отправленный в адрес президента АН СССР академика М.В.Келдыша, начальника 3 главного управления Министерства общего машиностроения К.А.Керимова и главного конструктора организации п/я А-7544 Г.Н.Бабакина. Содержит доклады о ходе подготовки объектов к пуску и о готовности наземных служб и систем к работе с объектом В-70 после запуска.

13 августа 1970 года

Проекты сообщений ТАСС о запуске станций «Венера-7» и «Венера-8» и план освещения в органах пропаганды полета автоматических межпланетных станций «Венера-7» и «Венера-8»

 

Комплект документов, подписанный председателем Государственной комиссии по пуску объектов В-70 А.Г.Мрыкиным и отправленный в адрес председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) академика М.В.Келдыша, содержит заготовки будущих сообщений ТАСС о запуске и полете автоматических станций «Венера-7» и «Венера-8».

1970 г., конец года

Проект решения коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ)

 

Проект решения коллегии Министерства общего машиностроения, рассмотревшей вопрос «Об итогах выполнения плана по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, графика пусков космических объектов за 9 месяцев 1970 года и мерах по обеспечению выполнения плана...». Один из пунктов документа гласит, что «пуск объекта В-7 №630 («Венера-7») 17 августа с.г., обеспечивает выполнение социалистических обязательство по осуществлению целевой задачи по объекту В-70. Второй пуск объекта В-70 №631, осуществленный 22 августа с.г, был с неудовлетворительным аварийным результатом. Объект не вышел на траекторию полёта к Венере из-за отказа программного устройства блока обеспечения запуска двигательной установки разгонного блока».

21 января 1971 г.

Решение коллегии Министерства общего машиностроения

 

Документ по итогам 1970 года отмечает, что «научно-исследовательскими и конструкторскими организациями, заводами Министерства обеспечен решение ряда серьезных задач по отработке и созданию важнейших новых образцов ракетно-космической техники... Решены целевые задачи автоматическими станциями Е8-5 («Луна-16») по доставке лунного грунта на Землю, Е-8 («Луна-17») по доставке на Луну автоматического аппарата «Луноход-1», В-70 («Венера-7») по дальнейшему исследованию планеты Венера».

18 февраля 1971 г.

Итоги выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за 1966-1970 годы

 

Документ отмечает основные результаты научно-технических экспериментов по изучению планет Солнечной системы и определяет основные направления развития ракетно-космической техники на предстоящее пятилетие.

Имеет любопытную пометку, сделанную красным карандашом: «Осуществление планируемой на эти годы космической программы, зависит в первую очередь от уровня надежности ракетно-космической техники и решения в кратчайшие сроки сложнейших научно-техническим проблем. Достижение необходимого уровня надежности и решение в связи с этим целевой задачи уже при первом пуске вызывает необходимость создания мощной экспериментальной баз с уникальным стендовым оборудованием...»

9 февраля 1971 г.

Приказ министра общего машиностроения за №40

 

Документ, подписанный министром общего машиностроения С.А.Афанасьевым об обеспечении создания и запуска в марте 1972 года двух автоматических космических аппаратов (объектов «В-72») «в целях обеспечения дальнейшего исследования планеты Венера в 1972 году».

В связи с имевшими место замечаниями по работе бортовой аппаратуры станции «Венера-7» (объект «В-70») разработать перечень мероприятий по выявлению и устранению причин отказов, имевших место при полете станции.

30 марта 1971 г.

Приказ министра общего машиностроения № 85

 

Документ, подписанный министром общего машиностроения С.А.Афанасьевым, предписывает «в связи с осуществлением полета станции «Венера-7» (объект В-70)… выплатить премии за разработку, изготовление, наземную отработку и обеспечение полета двух объектов В-70»

17 мая 1971 г.

Приказ министра общего машиностроения № 138

 

Документ, составленный по итогам заседания коллегии министерства от 29 апреля 1971 года, рассмотревшей вопрос «о перспективах развития автоматических космических аппаратов для исследования Луны и планет Солнечной системы в период 1971 -1975 годов». Коллегия «одобрила предложения завода им.Лавочкина по созданию в период 1971-1972 годов автоматических космических объектов... В-72 и М-73 для исследования планет Венера и Марс...»

 

 

Госкорпорация «Роскосмос» благодарит за сотрудничество в подготовке публикации Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив научно-технической документации» (РГАНТД), его директора М.А. Власову и советника Н.В. Селюкину, АО «НПО Лавочкина» и его Генерального директора В.А. Колмыкова, АО «ЦНИИмаш» и его генерального директора С.В. Коблова.

 

 

 

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".