РОСКОСМОС-СПОРТ

Интервью

#Роскосмос#СМИ#Интервью#Русский космос#Сфера#Орбитальные группировки
09.01.2021 11:30

Оксана Вольф: «Роскомос должен снизить административные барьеры»

О том, кого в России можно назвать космическим стартапом, а кого нет, а также о перспективах сотрудничества Госкорпорации с частными компаниями отраслевому журналу Роскосмоса «Русский космос» рассказала заместитель директора Департамента перспективных программ и проекта «Сфера» Роскосмоса Оксана Вольф.

***

— Оксана Валерьевна, какие компании в России можно называть космическими стартапами?

— Компании, которые находятся в стадии создания своего продукта, могут быть как любителями, мечтающими воплотить свои инженерные задумки, так и профессионалами, имеющими профильное образование и опыт работы на предприятиях космической отрасли. Уместно ли их всех называть космическими стартапами? Критериев относить те или иные предприятия к стартапам — десятки, и нужно отталкиваться скорее от того, зачем нужно их классифицировать.

Например, согласно критериям, принятым в Фонде Сколково, стартап — компания, которая ведет исследовательскую деятельность и выручка которой меньше 1 млрд рублей. И это вполне укладывается в более широко распространенное определение стартапов: компании и бизнес-проекты, возникшие недавно и находящиеся в начале своей деятельности. Конкретного периода времени, в течение которого компания считается стартапом, не существует. Поскольку разработка ракетно-космической техники процесс сложный, не быстрый и с длительным периодом выхода на прибыль, то и космическим стартапом компания может считаться в течение довольно долгого времени.

Примерами стартапов по разработке ракетно-­космической техники могут быть компании: «Лин Индастриал» с проектом сверхлегкой ракеты-носителя, «КосмоЛаб», разрабатывающая транспортно-пусковой контейнер для запуска малых космических аппаратов, «КосмоКурс» с проектом создания многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов в космос.

В то же время такие компании, как «S7 Космические транспортные системы» с проектом «Морской старт» или «Многоразовые транспортные космические системы» с разработкой транспортного корабля «Арго», вряд ли можно отнести к стартапам, поскольку они организационно сложны, ресурсоемки и административно «тяжеловесны». Скорее, это высокорисковые инвестиционные проекты.

— Какие наиболее успешные частные космические компании в России можно назвать?

— Довольно длительное время существуют частные компании в сегменте предоставления спутниковых сервисов: они осуществляют прием данных с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли или являются операторами спутниковых телекоммуникационных систем. В частном сегменте лидером на рынке по предоставлению технологий мониторинга Земли из космоса, ГИС-технологий и сервисов для различных отраслей является компания «СКАНЭКС», которая выросла из небольшой инженерно-технологической фирмы, специализировавшейся на производстве станций приема данных со спутников.

Крупнейшая частная компания — оператор спутниковых телекоммуникационных систем — «Газпром космические системы». Данные компании уже заняли свою долю на рынке и продолжают успешно развиваться. А вот разработкой спутников и ракет частные компании в России занимаются действительно недавно.

Если говорить именно о создании ракетно-космической техники, то, несомненно, к успешным относится резидент Сколково компания СПУТНИКС, которая разрабатывает низкоорбитальные малые космические аппараты и масштабируемую платформу для них. Результаты дальнейшей реализации проекта могут быть востребованы при формировании новых многоспутниковых орбитальных группировок различного назначения, в том числе планируемых к созданию в рамках подпрограммы «Сфера». Стоит отметить, что компания СПУТНИКС взаимодействует с «Главкосмос Пусковые Услуги» по выводу малых космических аппаратов на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз-2».

— Можно ли говорить, что за последнее время частные компании стали серьезным фактором космической отрасли России? Или их уровень все же оставляет желать лучшего?

— С появлением таких игроков, как Dauria Aerospace, СПУТНИКС, «КосмоКурс», можно в принципе говорить о начале частной космонавтики в России. В последние годы в мире наблюдается всплеск интереса частных компаний к созданию ракетно-космической техники. Только стартапов по созданию ракет-носителей сверхлегкого класса насчитывается более полутора сотен. И Россия не стала исключением.

Надо отметить, что у нас в стране появляются не только новые компании, пробующие себя в частной космонавтике, но и инвесторы, готовые вкладывать в нее деньги. Между тем, чтобы с компанией, создающей изделия космического назначения, можно было считаться, она должна своевременно продемонстрировать достаточный уровень готовности своей разработки — созданный образец с результатами испытаний, подтверждающими заявленные ранее характеристики.

Большинство компаний находится в самом начале пути, но уже и в сегменте спутниковых сервисов, и в сегменте создания техники есть компании, уверенно заявившие о себе и занявшие свою долю космического рынка. Среди них — компании «Технологии Геоскан», ООО «СПУТНИКС», ООО «Азмерит», НПП «Цифровые решения», ООО ОКБ «Пятое поколение». Их число растет с каждым годом.

Несмотря на наметившийся интерес к частному космосу со стороны инвесторов, невозможность реализовать задуманную разработку в срок из-за отсутствия стабильного финансирования все еще является для частных предприятий серьезным риском. Компания, которая заявляет о себе, показав хороший старт, а потом из-за прекращения финансирования исчезает на несколько лет, вряд ли может считаться серьезным игроком на космическом рынке.

Другим аспектом, который сильно ослабляет потенциал таких компаний, является излишняя амбициозность, стремление во что бы то ни стало реализовать свои планы самостоятельно. А зачастую нужно объединить усилия, чтобы расширить возможности: привлечь недостающие компетенции, сократить требуемый бюджет и время разработки, а значит и успешно реализовать задуманное.

— Как Роскосмос взаимодействует с частными компаниями?

— Госкорпорация заинтересована в развитии частных инициатив с точки зрения создания конкурентоспособных продуктов. В традиционных для ведомства сегментах, таких как запуск космических аппаратов на геостационарную орбиту, создание тяжелых спутников для государственных и специальных заказчиков, предоставление спутниковых услуг, конкурентов у Роскосмоса пока нет. Вместе с тем наши интересы лежат и в коммерческой плоскости. И именно здесь ракетно-­космическая техника и спутниковые сервисы, созданные частными компаниями для коммерческого рынка, должны будут сформировать здоровую конкуренцию и стимулировать деятельность организаций Роскосмоса на создание своей конкурентоспособной продукции.

В некоторых случаях Госкорпорация заинтересована в том, чтобы частные компании не просто создали конкурентоспособный продукт, но и владели его жизненным циклом. В этом случае можно говорить о партнерских отношениях в тех нишах рынка, где Роскосмос присутствует, но они не являются для него приоритетными. Например, в нише запуска малых космических аппаратов (конкурентоспособный продукт — ракета-носитель сверхлегкого класса и оказываемая пусковая услуга).

Таким образом, взаимодействие с частными компаниями будет складываться по-разному — в зависимости от того, на какую роль они могут претендовать. При наличии собственного продукта частная компания может быть поставщиком Госкорпорации при выполнении государственного заказа, ее партнером при решении стратегических задач, а на коммерческом рынке — партнером для коммерческих дочерних предприятий Роскосмоса или их конкурентом.

Являясь регулятором в сфере космической деятельности, Роскосмос должен обеспечить снижение административных барьеров для выхода на этот рынок частным компаниям. Это означает разработку открытой нормативно-технической базы для создания частными фирмами ракетно-космической техники и ее сертификации на этапах изготовления, испытаний и эксплуатации, нормативно-правовой базы для сооружения частных космодромов или использования компаниями уже имеющихся. Следует также определить взаимоотношения между Госкорпорацией и частными компаниями, позволяющие им использовать результаты интеллектуальной деятельности, ранее созданные в контуре Госкорпорации.

Будучи исторически единственным разработчиком изделий ракетно-космической техники, Роскосмос обладает большим пулом экспертов, а также отраслевым математическим аппаратом, экспериментально-исследовательской базой и специальным оборудованием. Тем самым он готов поддержать разработчиков, создав упрощенный финансовый механизм для его использования в интересах частных компаний. Над этим мы сейчас и работаем.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".