Военная программа «Алмаз»

В период с 1966 по 1970 гг. в Центре подготовки космонавтов в рамках программы «Алмаз» космонавты в основном занимались теоретическим изучением конструкции и бортовых систем ОПС, ТКС и его возвращаемого аппарата (ВА). К 1970 г. были созданы первые макеты и отдельные системы как самой ОПС, так и ВА. Экипажи проводили испытания ВА в условиях кратковременной невесомости во время полетов на летающей лаборатории Ту-104ЛЛ с аэродрома Чкаловский. В салоне самолета была установлена пилотская кабина от ВА, в которой размещались центральное кресло командира экипажа и приборные панели управления. Космонавты отрабатывали действия, имитируя различные этапы полета, в т.ч. и при нештатных и аварийных ситуациях.

В 1974 г. в Центре подготовки космонавтов начался монтаж тренажера ВА — ТДК-Ф74, а в 1975 г. — тренажера ФГБ (ТДК-Ф77). В августе 1979 г. в ЦПК был сдан в эксплуатацию тренажер ТДК-Ф74, и на нем начались ознакомительные тренировки космонавтов. В том же году были сформированы три условных экипажа. В 1981 г. на Байконуре были отработаны операции по посадке и эвакуации космонавтов из ВА на 81-й стартовой площадке. В феврале 1982 г. начались и были проведены в несколько этапов морские испытания ВА на Черном море в районе г.Феодосия с использованием специального судна «Севан». В них участвовали космонавты и инженеры-испытатели ЦПК и ЦКБМ, которые отработали действия экипажа в случае приводнения ВА.

Эскизный проект ракетно-космического комплекса «Алмаз» был разработан в ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения) под руководством Главного конструктора В.Н. Челомея и утвержден в 1967 году. Комплекс «Алмаз» включал в себя орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) «Алмаз» и пилотируемый транспортный корабль снабжения (ТКС), который должен был доставлять на ОПС экипаж из 3-х космонавтов, оборудование, расходуемые материалы и спускаемые капсулы.

ОПС «Алмаз» создавалась как орбитальная станция военного назначения и являлась космическим наблюдательным и разведывательным пунктом, оснащенным аппаратурой наблюдения и фотографирования и точной системой ее наведения. ОПС «Алмаз», получившая обозначение 11Ф71, имела массу 18,9 тонны, общую длину 11,61 метра и максимальный диаметр 4,15 метра. ОПС укомплектовывалась одной спускаемой капсулой 11Ф76, которая позволяла доставить на Землю до 100 кг груза. ОПС «Алмаз» выводились на орбиту Земли трехступенчатой РН «Протон» (УР-500К).

На этом первый этап программы «Алмаз» был завершен. В 1978 году планировалось вывести на орбиту следующую, четвертую по счету, станцию «Алмаз». ОПС-4 в отличие от предыдущих станций имела два стыковочных узла, к которым могли пристыковываться как корабли «Союз», так и ТКС. Однако в конце 1978 года было принято решение о приостановке работ по пилотируемым станциям «Алмаз». ОПС-4 была законсервирована и до сих пор находится в НПО Машиностроения.

Конструкция ОПС «Алмаз»

 

1 — антенны системы стыковки «Игла»; 2 — датчики солнечной ориентации; 3 — двигатели стабилизации; 4 — вакуумная емкость «Ветер»; 5 — массметр; 6 — запасы воды «Колос-5Д»; 7 — антенны системы связи «Аврора»; 8 — звездный фотоаппарат СА-ЗЗР; 9 — научная аппаратура; 10 — регенерационные патроны; 11 — манипулятор для обслуживания капсулы специнформации; 12 — передатчик системы ручной стыковки; 13 — стыковочный узел; 14 — двигатель коррекции; 15 — капсула спуска информации; 16 — антенна передачи информации «Бирюза»; 17 — топливные баки; 18 — комплексный физтренажер; 19 — фототелевизионная система «Печора»; 20 — длинно¬фокусный фотоаппарат «Агат-1»; 21 — топографический фотоаппарат СА-34Р; 22 — оптический визир ОД-4; 23 — уголковый лазерный отражатель; 24 — панорамное обзорное устройство ПОУ-II; 25 — телекамера; 26 — инфракрасный датчик вертикали; 27 — электромеханическая система стабилизации и поворота

После этого на базе ОПС «Алмаз» началось изготовление трех автоматических станций «Алмаз Т», которые оснащались усовершенствованной фото- и телеаппаратурой наблюдения и радиолокационной аппаратурой. Станции «Алмаз Т» создавались с учетом возможности посещения их космонавтами для проведения профилактических и ремонтно-восстановительных работ с целью продления срока эксплуатации станций. Для этого станцию «Алмаз Т» предполагалось оснастить стыковочным узлом, чтобы к ней мог пристыковаться пилотируемый ТКС. Впоследствии от такого варианта эксплуатации автоматических станций отказались, и стыковочные узлы на них не устанавливались.

ТКС (11Ф72) был создан в 1970-х годах в филиале ОКБ-52 (ныне КБ «Салют»). ТКС проектировался и создавался как пилотируемый транспортный корабль для доставки на ОПС «Алмаз» экипажей из трех космонавтов, топлива, расходуемых материалов, оборудования и семи спускаемых капсул 11Ф76.

Конструктивно ТКС массой 20 тонн состоял из функционально-грузового блока (ФГБ), имевшего обозначение 11Ф77, и возвращаемого аппарата (ВА) — 11Ф74. Космонавты должны были летать в скафандрах «Сокол-КВ».

По программе беспилотных испытаний ТКС были проведены отдельно испытания ВА (5 запусков сразу по 2 ВА) и испытания полномасштабного ТКС. ВА и ТКС выводились на орбиту трехступенчатой РН «Протон». После двух беспилотных испытательных полетов ТКС в декабре 1981 года было решено отказаться от использования ТКС в качестве пилотируемого транспортного корабля. Два последующих корабля запускались уже в качестве автоматических транспортных грузовых кораблей. Полетом ТКС-4 «Космос-1686» эксплуатация этого корабля была завершена. ФГБ двух других изготовленных к тому времени кораблей были использованы в качестве двигательного отсека КА «Скиф-ДМ», запущенного 15 мая 1987 года РН «Энергия», и в качестве разгонного блока модуля «Квант», который был выведен на орбиту 31 марта 1987 года РН «Протон». В середине 1980-х годов на базе ТКС началось создание модулей для орбитальной станции «Мир».

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".