Долговременные орбитальные станции

Первый этап — орбитальные станции 1-го поколения

В мае 1970 г. Центр подготовки космонавтов ВВС и ЦКБЭМ согласовали составы четырех экипажей для подготовки по программе полетов на ДОС «Салют». В марте 1971 г. в Центре подготовки космонавтов начались комплексные тренировки экипажей на тренажере корабля 7К-Т. Чуть позже прошли занятия на Байконуре в МИКе 2-й площадки, где два транспортных корабля 7К-Т и станция ДОС проходили электрические испытания.

На ДОС второго поколения должны были летать длительные основные экспедиции и кратковременные экспедиции посещения, поэтому было принято решение готовить космонавтов в ЦПК в разных группах по разным программам. В 1975 г. были сформированы четыре экипажа основных экспедиций, которые начали подготовку в составе группы. В 1976 г. Совет «Интеркосмос» принял предложение СССР о полетах представителей социалистических стран — членов «Интеркосмоса» на советских кораблях и станциях в 1977-1982 гг.

Долговременная орбитальная станция (ДОС), получившая обозначение 17К, начала разрабатываться в ЦКБЭМ (ныне НПО «Энергия») под руководством Главного конструктора В.П. Мишина в конце 1969 года. При этом приступили к изготовлению сразу двух станций — ДОС-1 и ДОС-2, а позже были изготовлены еще две станции — ДОС-3 и ДОС-4, которые несколько отличались от первых станций. Все четыре станции создавались на базе корпусов орбитальной пилотируемой станции «Алмаз», доставленных из ЦКБМ (ныне НПО Машиностроения).

Станции ДОС-1-4 массой около 20 тонн имели один стыковочный узел. Продолжительность полета станций ограничивалась ресурсом системы жизнеобеспечения и бортовым запасом топлива. Данные станции относились к первому поколению орбитальных станций.

ДОС-1 и ДОС-2 предназначались для орбитальных полетов 2-3 экипажей из трех космонавтов длительностью до месяца и проведения научно-технических экспериментов, медицинских и астрофизических исследований.

ДОС-3 и ДОС-4 предназначались для орбитальных полетов длительностью до 2-х месяцев двух-трех экипажей из двух космонавтов с целью проведения научно-технических, астрофизических и медицинских экспериментов и исследований.

Станция «Салют-1» Станция «Салют-1»
Станция «Салют-1» Станция «Салют-1»
Станция «Салют-4» Станция «Салют-4»
Станция «Салют-7» Станция «Салют-7»
Станция «Салют-7» Станция «Салют-7»
Станция «Салют-7» Станция «Салют-7»

Второй этап — орбитальные станции 2-го поколения

Станции ДОС-5 и ДОС-5-2 были созданы на базе предыдущих станций ДОС в 1970-х годах в НПО «Энергия» под руководством генерального конструктора В.П. Глушко. Конструкция ДОС была доработана, обновлена бортовая и научная аппаратура. Станции оснащались двумя стыковочными узлами и относились ко второму поколению орбитальных станций.

В дополнение к пилотируемым транспортным кораблям «Союз» в систему обеспечения станций были введены специально созданные для этого автоматические транспортные грузовые корабли (ТКГ) «Прогресс», которые позволяли периодически пополнять на станциях запасы расходуемых материалов (топлива, компонентов системы жизнеобеспечения, продуктов питания, воды и других материалов), заменять по мере необходимости часть научного оборудования, проводить коррекцию траектории движения станции. Кроме того, появилась возможность пристыковывать к станциям второй пилотируемый транспортный корабль для доставки экипажей посещения, или, в случае необходимости, пристыковывать корабль-спасатель для эвакуации основного экипажа.

В итоге, резко увеличились сроки эксплуатации станций и продолжительность полетов экипажей на них.

Каждая из данных станций предназначалась для длительных полетов на ней до пяти основных экипажей из двух космонавтов и кратковременных полетов экипажей посещения также из двух космонавтов. На станции ДОС-5-2 в основной экипаж и экипаж посещения могли входить по три космонавта. На борту станций проводились научные, биомедицинские, технологические эксперименты и исследования, а также полеты иностранных космонавтов по программе «Интеркосмос».

За время эксплуатации станции к ней пристыковывались 16 пилотируемых космических кораблей «Союз» и «Союз Т», которые доставили 5 основных экипажей и 11 экипажей посещения. На борту станции работали 27 космонавтов: 19 советских и 8 иностранных. 6 советских космонавтов побывали на станции дважды. К станции пристыковывались 12 ТКГ «Прогресс».

БИТВА ЗА «САЛЮТ». ИСТОРИЯ ПОДВИГА. Документальный фильм

 

К станции пристыковывались 10 пилотируемых кораблей «Союз Т», на которых было доставлено 5 основных экипажей и 5 экипажей посещения. Всего на борту станции работали 21 космонавт: 19 советских и 2 иностранных. Трое советских космонавтов побывали на станции дважды, космонавт В.А. Джанибеков — трижды. К станции пристыковывались 13 ТГК «Прогресс». Кроме того, к станции пристыковывались два беспилотных ТКС «Космос-1443» и «Космос-1686».

Как мы спасали «Салют-7». Интервью Виктора Петровича Савиных — лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента РАН, президента Московского государственного университета геодезии и картографии.

После завершения эксплуатации станции в пилотируемом режиме она вместе с пристыкованным к ней ТКС «Космос-1686» была переведена 22 августа 1986 года на высокую круговую орбиту высотой 480 км. В дальнейшем предполагалось возвратить станцию на Землю в грузовом отсеке корабля «Буран». В связи с высокой активностью Солнца и повышенной плотностью атмосферы станция вместе с ТКС сошла с орбиты раньше расчетного срока (7 февраля 1991 года).

Все шесть станций ДОС выводились на орбиту трехступенчатыми РН «Протон» (УР500К).

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".