Интервью

#Роскосмос#Русский космос#Интервью#ESA#ExoMars-2016#ExoMars-2022
27.03.2021 10:30

Рене Пишель: «Ценим каждую возможность совместной работы»

Глава представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель Глава представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель
Аппарат ТGO запущен в 2016г. с космодрома Байконур российской ракетой-носителем «Протон-М». Два из четырех научных приборов сделаны в России. Значительная часть научной информации с зонда принимается российскими станциями дальней космической связи Аппарат ТGO запущен в 2016г. с космодрома Байконур российской ракетой-носителем «Протон-М». Два из четырех научных приборов сделаны в России. Значительная часть научной информации с зонда принимается российскими станциями дальней космической связи
Проект ExoMars 2022. Десантная платформа «Казачок» с установленным марсоходом «Розалинд Франклин» во время испытаний в чистовой комнате компании Thales Alenia Space (г. Канн, Франция) Проект ExoMars 2022. Десантная платформа «Казачок» с установленным марсоходом «Розалинд Франклин» во время испытаний в чистовой комнате компании Thales Alenia Space (г. Канн, Франция)
Система PROSPECT для станции «Луна-27» состоит из буровой установки ProSEED, устройства сортировки и подготовки образцов ProSPA SIS и химической лаборатории ProSPA lab Система PROSPECT для станции «Луна-27» состоит из буровой установки ProSEED, устройства сортировки и подготовки образцов ProSPA SIS и химической лаборатории ProSPA lab
Бур для станции «Луна-27» создается итальянской компанией Finmeccanica Бур для станции «Луна-27» создается итальянской компанией Finmeccanica
Европейский манипулятор ERA будет установлен на модуле «Наука» Европейский манипулятор ERA будет установлен на модуле «Наука»
Испытания парашютной системы для миссии ExoMars 2022. Справа – парашют в сложенном виде Испытания парашютной системы для миссии ExoMars 2022. Справа – парашют в сложенном виде
Верхняя ступень ракеты-носителя Ariane 6 готова к огневым испытаниям Верхняя ступень ракеты-носителя Ariane 6 готова к огневым испытаниям

Специалисты космической отрасли России понимают, что тесное взаимодействие в такой специфической сфере, как космос, — это не прихоть, а необходимость. Такого же мнения придерживается глава представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель. С ним побеседовал заместитель главного редактора журнала Госкорпорации «Роскосмос» — «Русский космос» Игорь Маринин.

***

— Господин Пишель, сотрудничество между Европой и нашей страной насчитывает многие десятилетия. Какие совместные космические проекты вы могли бы назвать как наиболее значимые за последнее время?

— С моей точки зрения, Международная космическая станция является наиболее важным совместным проектом. Это объясняется не только беспрецедентными масштабами сотрудничества и статусом самой станции, но и тем, что программа МКС предусматривает полеты в космос человека, а к этой теме всегда особое отношение. ЕКА и Роскосмос сотрудничают по многим направлениям, включая подготовку и полеты европейских астронавтов, организацию и проведение совместных экспериментов на борту станции; большим успехом было также партнерство по проекту ATV (Европейский грузовой космический корабль. — Ред.).

В то время как Россия создала и эксплуатирует целый сегмент МКС, вклад ЕКА состоит из нашего лабораторного модуля Columbus, модулей Tranquillity и Harmony, а также знаменитого модуля Cupola, сделанных по бартерному соглашению с NASA. Большая часть красивейших снимков Земли, которыми мы так часто любуемся, сделаны космонавтами и астронавтами именно из модуля Cupola.

Другим, несомненно, важным и заметным примером сотрудничества между ЕКА и Роскосмосом является проект ExoMars. Его первая часть реализуется с 2016 г. Орбитальный марсианский модуль для исследования малых газовых составляющих атмосферы (Trace Gas Orbiter, TGO. — Ред.) успешно работает на орбите Марса, и за последние годы с его помощью получены чрезвычайно интересные научные данные, широко используемые учеными многих стран. Вместе мы прилагаем огромные усилия, чтобы подготовить к запуску (с помощью российской ракеты-носителя «Протон». — Ред.) в следующем году вторую часть миссии ExoMars, включающую европейский марсоход и российскую посадочную платформу.

Еще один яркий пример успешного сотрудничества между Роскосмосом и ЕКА — проект пусков ракет «Союз» с космодрома Куру. Кстати говоря, в 2021 г. исполняется 10 лет с момента, когда первый «Союз» оттуда взмыл в небо. За этот период выполнено 25 пусков, оператором которых выступила компания Arianespace, и только однажды наблюдался частичный отказ.

— Какие совместные проекты находятся в активной фазе в настоящее время?

— Очевидно, таким сегодня следует считать ExoMars. Проект характеризуется беспрецедентной взаимозависимостью технических элементов вплоть до мельчайших деталей и множеством чрезвычайно сложных интерфейсов. Российские и европейские специалисты вместе кропотливо трудятся над решением технических вопросов — даже сейчас, в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, связанных с эпидемией коронавируса. Кроме того, в настоящее время Россия готовит к отправке на МКС многофункциональный лабораторный модуль «Наука». Вместе с ним будет запущен европейский робот-манипулятор ERA, и это еще один аспект нашего сотрудничества.

Мы также участвуем в российских миссиях «Луна-25» и «Луна-27». Для проекта «Луна-25» ЕКА разработало демонстрационную камеру PILOT-D. Она поможет отработать технологии, которые планируется использовать при создании навигационной системы PILOT. Эта система будет установлена на посадочной платформе станции «Луна-27» и обеспечит точную и безопасную посадку на лунную поверхность.

На космическом аппарате «Луна-27» предполагается также установка системы PROSPECT, предназначенной для бурения лунного реголита на глубину до одного метра. Система включает в себя миниатюрную химическую лабораторию для анализа образцов грунта, полученных с помощью этой бурильной установки. Кроме предоставления оборудования, мы намерены обеспечить поддержку наземного сегмента для ближайших российских лунных миссий «Луна-25», −26, −27.

— Как бы вы оценили общий уровень нынешнего сотрудничества Роскосмоса и ЕКА?

— Мы ценим любую возможность совместной работы с нашими российскими партнерами. Как я уже упоминал, мы тесно и очень успешно сотрудничаем по ряду проектов. Помимо проектов ExoMars, ERA и миссий исследования Луны, ЕКА работает с российскими учеными при реализации экспериментов на МКС. На борту европейско-японской автоматической станции BepiColombo установлен российский научный прибор. ЕКА планирует провести ряд научных исследований в рамках эксперимента по изоляции SIRIUS в Институте медико-биологических проблем, новый этап которого должен стартовать в этом году.

— Влияют ли санкции против России и давление, оказываемое США на страны ЕС, на взаи­моотношения ЕКА и Роскосмоса?

— Европейское космическое агентство не является политической организацией и, следовательно, никоим образом не может быть частью взаимоотношений России и США. Я твердо убежден, что сотрудничество в космосе должно продолжаться вне зависимости от политической ситуации. Мы нужны друг другу не только для того, чтобы достичь новых рубежей в освоении космоса. Сотрудничество в области космоса служит хорошим примером эффективности совместной работы и объединения ресурсов нескольких государств.

— Почему, по вашему мнению, прекратилось сотрудничество в пилотируемых полетах между Роскосмосом и космическими агентствами стран ЕС, такими как Франция, ФРГ, Австрия и др.?

— Прямые контакты между европейскими странами и Роскосмосом при осуществлении полетов на станциях «Салют-7», «Мир», а также на начальном этапе реализации программы МКС были установлены с целью скорейшего получения опыта в этой области. С началом полномасштабной эксплуатации МКС и долгосрочных экспедиций европейских астронавтов вступило в силу бартерное соглашение между ЕКА и NASA, регулирующее такие полеты. Оно предусматривает поставку оборудования, разработанного в странах Европы для NASA, в обмен на отправку наших астронавтов на МКС. ЕКА готово рассмотреть возможность заключения подобных взаимовыгодных бартерных соглашений с Роскосмосом.

— ЕКА сделало окончательный выбор в пользу американских кораблей для доставки европейцев на МКС или есть желание продолжить летать на «Союзах»?

— Как уже говорилось, с начала эксплуатации МКС с шестью членами экипажа на борту астронавты ЕКА совершали полеты на МКС на космических аппаратах «Союз», но по бартерному соглашению с NASA. Сейчас, когда США активно привлекают к запускам коммерческие компании, а NASA и Роскосмос пока не заключили бартерное соглашение относительно взаимного предоставления мест на своих космических кораблях, европейские астронавты совершат следующие полеты на борту американских кораблей. Схема организации полетов в будущем зависит от возможных договоренностей между NASA и Роскосмосом, а также, возможно, между ЕКА и Роскосмосом.

— Что, с вашей точки зрения, мешает расширению сотрудничества?

— Полагаю, что сейчас, в период эпидемии коронавируса, подготовка новых программ значительно осложняется — будь то международный или национальный проект. Весь мир столкнулся с проблемой, к которой мы не были готовы. Я знаю, что Роскосмос сыграл активную роль в борьбе с последствиями пандемии. То же делает ЕКА в Европе, борясь с пандемией при помощи космических технологий и поддерживая инициативы в области здравоохранения, включая предоставление медицинского оборудования и поддержку разработки приложений для мониторинга соблюдения социального дистанцирования.

Тем временем мы с нетерпением ждем завершения пандемии и возможности продолжить работу, в том числе с Роскосмосом. Как представляется, сотрудничество развивается не сверху вниз, а скорее снизу вверх. Чем больше мы увидим возможностей совместной работы российских и европейских ученых и инженеров, тем выше будут шансы на реализацию новых совместных проектов.

— В чем мы могли бы взаимодействовать наиболее эффективно?

— С моей точки зрения, развитие будущего сотрудничества возможно в области космической науки и науки о Земле. Кстати, ярким примером успешного партнерства между Германией и Россией служит миссия «Спектр-РГ». Что касается других областей, считаю, что наше сотрудничество зависит от будущих планов Рос­космоса, находящихся в данный момент на этапе разработки.

— Какие проекты Роскосмоса вызывают интерес со стороны ЕКА?

— Европейское агентство всегда открыто для обсуждения возможностей сотрудничества и готово с радостью рассмотреть любые предложения российской стороны. Особенно если учесть уже наработанный Роскосмосом и ЕКА солидный опыт совместных работ по многим направлениям, таким как пилотируемые полеты, межпланетные миссии, космические транспортные системы.

— Давайте вернемся к проекту ExoMars. В какой стадии готовности находятся ключевые элементы аппарата? Что показали недавние испытания в США парашютной системы? Какие сейчас есть проблемы в реализации проекта?

— Российская посадочная платформа и европейский марсоход сейчас проходят испытания на производственной площадке Thales Alenia Space в Канне. Завершение испытаний планируется в марте. Благодаря поддержке специалистов НПО имени С. А. Лавочкина, выезжающих в Канн во время пандемии, с соблюдением всех эпидемиологических мер безопасности, испытания продолжаются в соответствии с текущим графиком. Мы видим в этом бесспорное доказательство готовности Рос­космоса и НПО Лавочкина предпринять все усилия для обеспечения запуска в следующем году.

В ноябре прошлого года мы завершили высотные бросковые испытания парашютной системы в Соединенных Штатах. Вытяжение парашютов и торможение выполнены штатно, правда, отмечены некоторые повреждения куполов обоих парашютов. В качестве следующего шага запланированы два дополнительных испытания доработанных парашютов в мае-­июне и в августе на полигоне в Швеции. На первом этапе будут повторены ноябрьские испытания.

— До запуска ExoMars остается меньше двух лет. Могут ли быть внесены в проект какие-то усовершенствования или дополнения?

— В серьезных изменениях нет необходимости. К тому же любые корректировки отразились бы на конструкции космического аппарата, тогда как времени на дополнительные испытания уже нет. В ходе испытаний по существующей программе могут возникать незначительные вопросы, которые решаются соответствующим образом, однако они не потребуют значительной доработки конструкции космического аппарата.

— Расскажите о ближайших планах полетов представителей ЕКА на МКС. Какие корабли стартуют, какие будут миссии? Кто эти астронавты?

— Недавно ЕКА объявило о двух очень важных предстоящих миссиях наших астронавтов Тома Песке и Маттиаса Маурера. Их полеты на МКС планируются уже в текущем году. Первая миссия называется Alpha. Тома станет первым астронавтом ЕКА, отправившимся в космос на американском коммерческом пилотируемом корабле Crew Dragon. Он входит в состав экипажа SpaceX Crew 2, запуск которого намечен этой весной. Тома — опытный астронавт, уже совершивший полет на МКС в 2016–2017 гг. в рамках миссии Proxima. Тогда он летал на космическом корабле «Союз МС-03». Это свидетельствует о том, что космические корабли могут меняться, однако сотрудничество между всеми странами в области пилотируемых полетов продолжается несмотря ни на что.

Что касается Маттиаса, его миссия, получившая название Cosmic Kiss, запланирована осенью этого года. Он станет членом экипажа SpaceX Crew 3, а сейчас проходит подготовку в качестве дублера Тома Песке. Маттиас был принят в отряд астронавтов ЕКА несколько позже остальных, и предстоящий полет в космос станет для него первым.

Маттиас и Тома проведут на борту МКС по шесть месяцев. Хотя они полетят на американском корабле, в рамках программы подготовки проходят тренировки и в России. Вероятнее всего, Маттиас примет участие в работе в открытом космосе, связанной с подключением европейского манипулятора ERA к российскому модулю «Наука». При этом он будет работать в российском скафандре «Орлан-МКС».

— Как долго, по вашему мнению, может работать МКС?

— На этот вопрос трудно ответить однозначно. Космическая станция уже отметила 20-летний юбилей, периодически на ней возникают технические проблемы. Однако МКС имеет жизненно важное значение для непрерывного присутствия человека на низкой околоземной орбите. Кроме того, она послужила для всех нас прекрасным уроком международного сотрудничества, не зависящего от глобальной политической ситуации.

— Что планирует делать ЕКА по пилотируемой программе после завершения проекта МКС? Просматриваются различные варианты: присоединение к американским программам Artemis или Gateway; создание своего корабля; сотрудничество с Китаем; строительство новой станции в кооперации с Россией...

— ЕКА рассматривает все возможные сценарии и анализирует проекты, которые могут быть потенциально реализованы по завершении программы МКС. Так или иначе, очевидно, что международное сотрудничество имеет ключевое значение для продолжения исследований космоса. Мы успешно работаем на МКС уже более 20 лет, однако пришло время расширить горизонты.

Следующим шагом ЕКА в исследовании космоса станет совместная с США программа строительства лунной орбитальной станции Gateway. ЕКА подписало меморандум о взаимопонимании по этой программе с NASA. Документ преду­сматривает изготовление ЕКА «Обитаемого» (I-Hab — the International Habitation module) и «Заправочного» (ESPRIT — the European System Providing Refueling, Infrastructure and Telecommunications) модулей для лунной станции, а также создание еще не менее двух служебных модулей для американских кораблей «Орион», которые будут использоваться для высадки астронавтов на Луну в рамках программы Artemis. Взамен ЕКА получит возможность полетов европейских астронавтов в составе трех пилотируемых миссий на орбитальную лунную станцию Gateway. В настоящее время уже изготавливаются три служебных модуля для лунного корабля «Орион» по бартерному договору с NASA, предусматривающему и полеты европейских астронавтов на МКС. Первый модуль уже интегрирован для полета по миссии Artemis 1.

Что касается сотрудничества в пилотируемых полетах с Китаем и Россией — на сегодня у нас нет утвержденных совместных проектов, однако мы всегда открыты для обсуждения вариантов сотрудничества. Многие годы европейские астронавты успешно тренировались в России для полетов на кораблях «Союз». А два европейских астронавта — Саманта Кристофоретти и Маттиас Маурер — прошли курс подготовки в Китае.

— Давайте обратимся к техническим вопросам. Как идет расследование аварии носителя «Вега»? Какова наиболее вероятная версия ее причины? Есть ли проблемы с изготовлением разгонного блока для этой ракеты на Украине?

— Независимая комиссия по расследованию причин аварии, созданная ЕКА и Arianespace, выяснила, что отказ при запуске был вызван изменением схемы электрических соединений разгонного блока AVUM, что повлекло за собой отклонение от траектории. Другими словами, при работах на космодроме была неверно проведена процедура сборки. Это означает, что изменение траектории никоим образом не связано с качеством ракеты-носителя и элементов ее конструкции. Следовательно, в данном случае нет проблем с украинским или каким-либо другим изготовителем. При подготовке двух следующих пусков ракеты-носителя «Вега» будут проведены дополнительные инспекции и испытания.

— Как продвигается проект по созданию ракеты-носителя Ariane 6? Когда состоится первый пуск?

— Первый пуск ракеты-носителя Ariane 6 намечен во 2-м квартале 2022 г. В октябре прошлого года были успешно проведены третьи статические огневые испытания ракетного двигателя P120C, используемого на боковых ускорителях. Таким образом, все элементы двигательной установки ракетного комплекса прошли квалификационные испытания. Двигатель P120C заменит P80 на первой ступени ракеты Vega-C. Сборка верхней (Upper Liquid Propulsion Module) ступени Ariane 6 в Бремене уже завершена, статические огневые испытания запланированы на 2-й квартал 2021 г. Продолжается подготовка и центральной (Lower Liquid Propulsion Module) ступени.

— Насколько ЕКА довольно совместной работой с Роскосмосом на космодроме Куру? Как долго намерены закупать услуги по запуску?

— Проект «Союз в Куру» — это прекрасный пример сотрудничества между ЕКА и Роскосмосом, результатами которого ЕКА очень довольно. Время от времени возникают некоторые вопросы, но пока мы не сталкивались с проблемами, не поддающимися решению. Что касается планирования запусков, этот вопрос следует адресовать оператору пусковых услуг — компании Arianespace. Непосредственное участие в проекте ЕКА принимало большей частью на первом этапе при строительстве стартовой установки Гвианского космического центра (CSG).

Открыта подписка на журнал «Русский космос» на 2021 год. Вы можете найти нас в каталоге агентства «Урал-пресс»
Наш индекс: 013856

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".