Интервью

#Роскосмос#Русский космос#Интервью#Сколково#НПО Энергомаш#ИСРД
23.05.2021 14:30

Илья Воробьёв: «Следовать классической схеме не получается»

О компаниях, принявших участие в бизнес-акселераторе, и его победителях журналу Госкорпорации «Роскосмос» «Русский космос» рассказал директор по развитию проектов Фонда «Сколково» Илья Воробьёв.

***

— Как проходил бизнес-акселератор? Какие основные этапы можно выделить?

— У бизнес-акселератора Энергомаша было четыре основных этапа. Первый — определение потребностей заказчика путем детальных переговоров. Второй — непосредственный поиск проектов по согласованным направлениям. Третий — первичная проверка заявок на соответствие. Заявки, прошедшие первичный фильтр, переходили на этап экспертной оценки, проводимый как экспертами Фонда «Сколково», так и представителями заказчика и внешними привлеченными экспертами.

Далее по результатам проработки рыночной перспективы отбирались наилучшие варианты (для Энергомаша было отобрано 10 компаний, они непосредственно вошли в акселератор). Сам акселератор делился по направлениям — трекам. Некоторые из отобранных компаний составляли бизнес-план по новым направлениям продукции, другие верифицировали свои идеи, оценивали применимость технологий в рамках интегрированной структуры ракетного двигателестроения (ИСРД) Энергомаша с применением определенной методологии взаимодействия с заказчиком.

Таким итерационным путем около четырех месяцев шла акселерационная программа. Далее в сентябре 2020 г. на предприятии был проведен Научно-технический совет (НТС), где отобрали наиболее приоритетные программы для дальнейшего внедрения в рамках ИСРД и отдельного тестирования в рамках гражданской продукции.

— Есть ли типичный «портрет» компаний — участниц акселератора НПО Энергомаш?

— Типичный портрет (как и типичный проект) — это небольшая компания, имеющая свой продукт, который востребован и ложится в стратегию развития Энергомаша по заданным направлениям: IT-технологии, двигателестроение и гражданская продукция.

Половина участников бизнес-акселератора были резидентами Фонда «Сколково», половина пришли извне. Отобранные в результате победители тоже разделились примерно поровну. Что касается размера, то это и новые маленькие компании, и крупные организации, давно представленные на рынке, с большим штатом сотрудников.

— Какие особенности и отличия от классических вариантов имеются у бизнеc-акселератора, проводимого НПО Энергомаш?

— Следовать некоей «классической схеме» не получается, всегда есть какие-то отклонения. В данном случае они были связаны с ситуацией: взаимодействие с заслуженным, но очень «непростым» предприятием в условиях, когда и участники акселератора, и сотрудники заказчика работают «на удаленке» из-за коронавирусной пандемии. Увеличились сроки таких этапов, как интервьюирование заказчика, поиск приоритет­ных направлений, экспертиза. Возникли нюансы в процессе самой акселерации: открылись проблемы по выстраиванию бизнес-процессов новой технологии с существующими подразделениями предприятия.

— Расскажите о компаниях, вышедших в финал акселератора.

— Одна из компаний — это «Турбоинспект». Она занимается неразрушающим контролем, когда для поиска дефекта конструкцию надо не разбирать, а вводить в нее эндоскопический зонд.

Другой пример — компания «КинТехЛаб», которая разрабатывает программное обеспечение для моделирования процессов стационарного и нестационарного горения. Поскольку Энергомаш создает ракетные двигатели, а горение — один из ключевых вопросов при их расчете, интерес заказчика был велик.

Еще одна компания — «ВЭЙВ Системс». Она разрабатывает цифровые двойники процессов испытаний: когда часть стендовых тестов заменяется натурным экспериментом, по результатам которого вместо части реальных испытаний применяются виртуальные, тем самым экономя значительные средства.

В финал пробилась также компания «ИнПьезо», нацеленная на гражданский сегмент: фирма производит пьезоэлектрические двигатели, позволяющие осуществлять перемещения с высокой точностью. Предлагая применение этой технологии на трубопроводных задвижках неф­тегазовой сферы, компания проводит пилотное внедрение и апробацию своих двигателей у заказчика. В случае успеха технология будет предлагаться для гражданской сферы.

Продолжается подписка на журнал «Русский космос» на 2021 год. Вы можете найти нас в каталоге агентства «Урал-пресс»
Наш индекс: 013856

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".