МАКС-2021

Памяти экипажа корабля «Союз-11»

 

30 июня 1971 года стал черным днем советской космонавтики.

50 лет назад при возвращении на Землю из-за разгерметизации
спускаемого аппарата погиб экипаж корабля «Союз-11»:
Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев.
Это трагическое происшествие стало самым крупным в истории
отечественной космонавтики — погиб весь экипаж.

 

Ценой своих жизней они установили железное
правило в космонавтике:
взлет и посадка только в скафандрах.

 

 
Корабли «Союз» Станция «Салют» Экипаж Программа полета Полет Катастрофа Последствия Память

Picture ФОТОХРОНИКА                MP4 ВИДЕОХРОНИКА

 

 

Космические корабли семейства «Союз» 

 

«Союз» — название серии советско-российских пилотируемых космических кораблей. Этот корабль первоначально входил в состав лунного одноименного комплекса (7К — двухместный пилотируемый корабль, 9К (ракетный блок), 11К (корабль-танкер)), который начали разрабатывать в конструкторском бюро Сергея Королева в 1962 году. В 1963 году С.П. Королев поставил задачу разработать на основе корабля 7К трехместный вариант, получивший название «Союз», на котором предполагалось отработать средства сближения и стыковки космических аппаратов на орбите искусственного спутника Земли (индекс 7К-ОК), а также двухместный корабль, обеспечивающий облет нашего естественного спутника — Луны — с возвращением на Землю (7К-Л1). Этот вариант «Союза» (7К-ОК) не имел люка в стыковочном узле, тем не менее, на нем был отработан режим механической стыковки и автономный длительный полет.

Работа по созданию продолжалась в течение четырех лет. С Байконура было проведено три пробных запуска экспериментального «7К-ОК» в беспилотном варианте. Они прошли со множеством замечаний, тем не менее, было принято решение, которое оказалось роковым. Первый пилотируемый полет 23-24 апреля 1967 года закончился катастрофой: при посадке из-за нарушения работы парашютной системы спускаемый аппарат корабля врезался в землю на скорости 180 км/ч, космонавт Владимир Комаров погиб. После аварии конструкция корабля претерпела изменения, было проведено пять запусков в автоматическом режиме. Первый успешный запуск доработанного корабля в пилотируемом режиме состоялся 26 октября 1968 года — в полет на «Союзе-3» отправился космонавт Георгий Береговой. Затем последовали полеты кораблей 7К-ОК с «Союза-4» по «Союз-9». На последнем был поставлен рекорд длительности космического полета.

Конструктивно корабль «Союз» состоял из трех составных частей — орбитального отсека, являющегося бытовой и научной лабораторией, и шлюзовой камерой для выхода в открытый космос, спускаемого аппарата, предназначенного для размещения экипажа без скафандров во время выведения экипажа на орбиту и возвращения на Землю, и приборно-агрегатного отсека, в котором находилась аппаратура и оборудование основных систем корабля и двигательная установка.

 

О пилотируемом корабле «Союз-11»

В январе 1970 года было принято решение о создании первой в мире орбитальной станции. Потребовалась и модернизация орбитального корабля «Союз», который получил индекс 7К-Т (транспортный) и отличался от 7К-ОК (орбитального) в основном наличием люка в стыковочном узле, позволяющего перейти в станцию не через открытый космос.

Разработка новой модификации корабля началась в 1969 году в связи с работами по долговременным орбитальным станциям. Размеры спускаемого аппарата не позволяли им находиться в полетных скафандрах. Первый пилотируемый запуск корабля модификации «7К-Т» («Союз-10») состоялся 23 апреля 1971 года к новой станции «Салют», которая была выведена на орбиту 19 апреля того же года и стала первой в мире орбитальной станцией. Однако экипаж «Союза-10» не смог попасть на ее борт из-за повреждения стыковочного узла.

 

Орбитальная научная станция «Салют-1»

 

«Салют» — серия пилотируемых орбитальных станций СССР. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и по военной программе «Алмаз» разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ныне — Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»).

США активно работали над созданием орбитальной станции «Скайлэб» с использованием на базе ступени S-IVB ракеты-носителя «Сатурн-1В». Был уже определен срок запуска этой станции — середина 1972 года. Наша страна явно упускала приоритетное направление работ. Дух соперничества между двумя ведущими космическими державами явился прекрасным стимулом для развития в них космической техники, в том числе по направлению создания орбитальных станций.

Учитывая, что в ЦКБМ (ЦКБ машиностроения, В.Челомей) в этом направлении работы уже велись, и зная о действительном состоянии работ по орбитальной станции «Алмаз», группа специалистов ЦКБЭМ (ЦКБ экспериментального машиностроения, В.Мишин) обратилась к секретарю ЦК КПСС Дмитрию Федоровичу Устинову с предложением в короткие сроки создать орбитальную станцию научного и народнохозяйственного назначения. Суть предложения заключалась в создании орбитальной станции с использованием задела по орбитальному блоку станции «Алмаз» и установке на нем бортовых систем космического корабля «Союз». Сам корабль «Союз» (модификация 7К-Т) предлагалось использовать для доставки на станцию экипажа.

В феврале 1970 года был выпущен проект по долговременной орбитальной станции «Заря», которая перед запуском была переименована в «Салют». В начале марта 1970 года состоялась первая встреча специалистов ЦКБЭМ и ЦКБМ (Ф) (Филевский филиал ЦКБМ, сейчас — Завод имени Хруничева и Конструкторское бюро «Салют», входят в состав Госкорпорации «Роскосмос»), которым в дальнейшем суждено было совместно решать множество технических и организационных проблем, а также отстаивать это направление работ в своих организациях. Станция была создана в чрезвычайно короткие сроки. Задача разработать и подготовить станцию к запуску в течение года была поставлена на политическом уровне. Следует отметить большой энтузиазм, с которым участники этого уникального проекта разрабатывали, изготавливали и испытывали первую орбитальную станцию. Работы велись круглосуточно, без выходных дней.

Станция состояла из двух герметичных и одного негерметичного отсеков. Переходный отсек (один из жилых отсеков станции) был предназначен для проведения научных наблюдений и экспериментов. Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции с транспортным кораблем и переход космонавтов через люк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа и т.д. В рабочем отсеке, расположенном в средней части станции были установлены основные приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, а также аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений.

За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, в котором были размещены корректирующая двигательная установка с запасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные и дублирующие двигатели малой тяги, а также ряд других агрегатов и приборы. Всего на борту станции было размещено свыше 1300 приборов и агрегатов.

Орбитальная станция «Салют» была выведена на околоземную орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К» 19 апреля 1971 года. Появление на орбите первой в мире орбитальной станции открыло новую эпоху в исследовании человеком космического пространства. В ее создании участвовало большое количество организаций, но роль ЦКБЭМ в этой работе, безусловно, является решающей. Она была головной организацией по теме, обеспечив разработку и проекта, и систем станции, и пилотируемых кораблей для доставки к ней экипажей.

Первая экспедиция на станцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) на транспортном пилотируемом корабле «Союз-10» стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с «Салютом» не удалось — не произошла «стяжка» корабля и станции для образования внутреннего герметичного перехода из-за поломки стыковочного агрегата.

Второй экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года на транспортном пилотируемом корабле «Союз-11», 7 июня успешно состыковался. На околоземной орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту. В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Космонавты вели визуальные наблюдения и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки.

11 октября 1971 года первая долговременная орбитальная станция «Салют» прекратила существование над акваторией Тихого океана. Всего было выведено на орбиту пять аппаратов этой серии: «Салют», «Космос-557», «Салют-4», «Салют-6», «Салют-7». Станции «Салют-3» и «Салют-5» имели военное назначение и относились к серии орбитальных пилотируемых станций «Алмаз». В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.

Программа эксплуатации одномодульных станций продолжалась с 1971 года по 1986 год, в результате чего был накоплен гигантский опыт долговременного нахождения человека в космическом пространстве, сложнейших работ в открытом космосе, дозаправки баков двигательной установки и доставки на борт расходуемых материалов и грузов. Конструкция «Салютов» стала основой создания не только одномодульных станций, но и многомодульного орбитального комплекса «Мир», а также российского сегмента Международной космической станции.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".